Найти тему

О водороде и бредовых идеях. Часть 3: обоснуй — не обоснуй...

В первых двух частях мы обрисовали, как специалист по топливной древесине Еськов пытался доказать, что запускаемый в полёте мощный водородник — крайне нужная в хозяйстве вещь. Однако логическая цепочка «если нужной вещи сегодня нет, то её невозможно создать» даже ему показалась недостаточно убедительной. Тем более, что множество людей (среди которых были и единомышленники) не раз добивались от него ответа: почему же всё-таки мощный водородник невозможно запустить в полёте? В чём техническая, так сказать, причина?

Долго отнекивался Еськов, долго обещал рассказать об этом когда-нибудь потом. Наверное, ему самому не давал покоя этот вопрос. Не зная о ЖРД примерно ничего, как ты объяснишь хотя бы себе самому, почему именно мощный водородник невозможно запустить в полёте? Чем он в принципе отличается от керосинки, движка на «вонючке» или метанового ЖРД? Те-то в природе явно есть. Хоть мало (как мы уже видели), но есть. Что бы такого сочинить, чтобы свести концы с концами в своих необыкновенных теориях? — думал, очевидно, Еськов. И пытался в меру своих сил изучать матчасть.

Почитав и подумав, он придумал, наконец. Захолаживание насосов и продувка, будь они неладны! Статья у Еськова вышла предлинная, но по содержанию практически пустая: на две трети она состоит из копипасты с описанием ПГС (пневмогидравлической схемы) и схемы запуска двух двигателей РН «Энергия». Те, кто сумеют продраться сквозь нагромождение текста, выяснят, что Еськов открыл для себя то, что водородный тракт с насосами нуждается в захолаживании и что процесс этот небыстрый: понижать температуру требуется значительно, иначе водород при запуске двигателя закипит в тракте, что чревато кавитацией насосов и другими неприятностями (про кавитацию Еськов, видимо, узнать не успел и решил, что основная проблема в термических напряжениях, но это уже мелочи). И ещё перед запуском требуется продувка камеры сгорания и сопла водородом, чтобы при зажигании состав смеси был безопасным.

Но на этом знакомство с матчастью для Еськова, очевидно, закончилось. Эврика! — закричал он, голым выскочил из ванной и побежал писать статью. Он решил, что сам понял, наконец, технические основы своей теории, и поспешил поделиться своим пониманием. Оказывается, именно необходимость захолаживания насосов и продувки и «создают значительные трудности для запуска мощных "водородников" "наверху"». Какая же связь? А вот какая:

То есть наш герой решил, будто захолаживание водородников начинается после разделения ступеней, и для запуска мощных водородников придётся слишком долго осаждать топливо! В результате двигатели осадки получатся слишком большими, тяжёлыми, и ракета вдобавок может потерять управление за время их работы. Теория у Еськова вышла безупречно последовательной и логичной, как и любой параноидальный бред. Теории, правда, не хватает оценки, насколько увеличится масса и время работы двигателей осадки, но эту оценку Еськов выполнить не смог по понятным причинам (поэтому поклонникам его творчества остаётся лишь верить ему на слово, что рост действительно значительный). Впрочем, никто бы не смог оценить этого в силу бредовости теории: захолаживание насосов и продувка не требуют осадки топлива. Но до этого места Еськов матчасть не дочитал.

Откроем известную книгу Шунейко. Что там происходит ещё перед отделением второй ступени?

Перечисление основных событий при старте «Аполлона-11»
Перечисление основных событий при старте «Аполлона-11»

«Выключение насоса прокачки H₂». Возможно, Еськов видел эту строчку, но едва ли заметил её и уж конечно же не понял. Что это за прокачка H₂ такая? В оригинальном техническом отчёте этот эпизод называется «Отключение рециркуляционных насосов водорода на ступени S-II» (S-II — вторая ступень «Сатурна-5» с пятью водородниками J-2).

Фрагмент циклограммы из технического отчёта о старте ракеты с  «Аполлоном-11»
Фрагмент циклограммы из технического отчёта о старте ракеты с «Аполлоном-11»

Соленоиды двигателей активируются через две секунды после отключения этих насосов, за эти две секунды происходит разделение ступеней и запуск двигателей осадки топлива. Какие же насосы рециркуляции отключаются на второй ступени ещё до того, как она отделяется от первой? Это и есть те самые специальные насосы, с помощью которых выполняется захолаживание двигателей! Они находятся в топливных магистралях двигателей, включились ещё на земле и работали всё время полёта первой ступени. При захолаживании водород циркулирует по замкнутому контуру (рециркуляция): после прокачки через насосы он возвращается в баки, и в насосы направляются новые порции холодного топлива из бака. Приводятся рециркуляционные насосы в действие с помощью электромоторов, запитываемых от отдельных батарей, установленных на ступени (потреблённая ими энергия тоже приводится в отчёте). Таким образом, захолаживание водородных насосов действительно требует времени, причём не секунд, а минут! Поэтому (в отличие от бреда Еськова), захолаживание водордников не начинают, когда нижняя ступень выполнит свою задачу, а, наоборот, заканчивают. Аналогично захолаживание двигателя третьей ступени закончилось за пару секунд до его включения. А вот последовательность повторного включения двигателя третьей ступени:

Захолаживание перед повторным запуском двигателя третьей ступени начинается за пять минут до зажигания и заканчивается за несколько секунд до него. После отключения насосов захолаживания включаются двигатели осадки.
Захолаживание перед повторным запуском двигателя третьей ступени начинается за пять минут до зажигания и заканчивается за несколько секунд до него. После отключения насосов захолаживания включаются двигатели осадки.

Как видно, оно началось за пять с лишним минут до запуска двигателя и закончилось за несколько секунд до его зажигания, непосредственно перед включением двигателей осадки.

Но, может быть, фальсификаторы «Сатурна-5», предвидя вопросы Еськова, назло ему придумали это захолаживание, которое начинается задолго до собственно зажигания двигателя? Конечно же нет. Вот график уровня водорода в третьей ступени европейского «Ариана-5» — совсем другой ракеты из других времён с совсем другим двигателем — перед зажиганием (момент K2.1):

Захолаживание двигателя верней ступени «Ариана-5» начинается ещё во время работы центральной ступени. Так как двигатель третьей ступени «Ариана-5» намного меньше, чем J-2, его захолаживание начинается уже после старта ракеты, но всё-таки это происходит за несколько минут до разделения ступеней, а не после разделения.
Захолаживание двигателя верней ступени «Ариана-5» начинается ещё во время работы центральной ступени. Так как двигатель третьей ступени «Ариана-5» намного меньше, чем J-2, его захолаживание начинается уже после старта ракеты, но всё-таки это происходит за несколько минут до разделения ступеней, а не после разделения.

Как видно, захолаживание начинается в начале второй половины полёта нижних ступеней, то есть опять-таки за несколько минут до зажигания третьей ступени. Водород в процессе захолаживания частично испаряется, и его стравливают через дренажные клапаны. Ситуация с другими водородниками совершенно аналогична.

Можно было заглянуть и в современный учебник, где рассматривается пример разработки водородника для верхней ступени (разгонного блока). Но разве лунные конспирологи читают учебники?

По предложенной в учебнике циклограмме, захолаживание водородника верхней ступени начинается за 200 секунд до подачи команды на раскрутку бустерных насосов
По предложенной в учебнике циклограмме, захолаживание водородника верхней ступени начинается за 200 секунд до подачи команды на раскрутку бустерных насосов

А как же продувка, упоминаемая Еськовым, может, дело в ней? Но и для продувки не требуется свехдолгая осадка топлива: мощный водородник продувается не дольше, чем маломощный, и вдобавок продувку при необходимости можно вести сжатым газом из отдельного баллона. Это делается регулярно: многие ракетные ступени несут дополнительные баллоны с газами для наддува или продувки, иногда эти газы даже отличаются от топливнывных компонентов. Например, баки первой ступени (и кислородный бак третьей ступени) «Сатурна-5» наддувались гелием, им же продувалась теплоизоляция бака второй ступени (для удаления остатков кислорода).

Таким образом, необходимость захолаживания насосов и продувки тракта в принципе не может быть препятствием для запуска мощного водородника в полёте.

«Логичная» конструкция Еськова, подобно параноидальному бреду, держится на бредовых же основаниях. Как же так получилось? Но разве могло получиться иначе, когда человек, в руках не державший учебника по двигателестроению и наскоро пытающийся узнать для себя хоть что-то по теме, берётся разоблачить вещи, которые известны всему миру сто лет в обед? Вопрос лишь в том, почему он этим занимается, откуда берётся это стремление выдумать хоть какое-то нелепое обоснование нелепому же постулату о невозможности запуска мощного водородника в полёте.

Но действительно ли Еськов страдает параноидальным бредом? Ваш покорный слуга думает, что есть и другие варианты. Его комментарий к статье (сугубо технический, с разъяснением указанной ошибки) был моментально удалён Еськовым, а в статье не последовало никаких изменений.

Этот комментарий был Еськовым моментально удалён.
Этот комментарий был Еськовым моментально удалён.

Также Еськов стал удалять и другие комментарии, не желая, очевидно, чтобы ему мешали обманывать восторженных поклонников. Так может быть, специалист по топливной древесине — всего лишь лжец, который ловит хайп на обмане лунных конспирологов, но не хочет выглядеть совсем уж круглым дураком? Мы продолжаем наблюдения: наш герой наверняка ещё не раз порадует нас новыми бредовыми разоблачениями водородных ЖРД.

С вами вместе водородники захолаживал El Selenita.

Наука
7 млн интересуются