Найти тему
Без макияжа!

Аяз Шабутдинов. Какое у нас образование, такие у него лидеры

Фото с просторов интернета
Фото с просторов интернета

Задержание Аяза не просто новость, а информация, над которой в очередной раз стоит задуматься о качестве нынешнего образования в условиях, когда страна испытывает кадровый голод. Все претензии, предъявляемые сегодня к инфобизнесменам (касается не только сегодняшнего героя), можно предъявить к даже самому авторитетному вузу:

1. Очень маленький процент выпускников достигает успеха в науке, потому что никто туда и не идет, в бизнесе, в государственном управлении. Почти 99% молодых специалистов пополняют ряды офисного планктона.
2. Вузы платят налоги государству, но существуют не для этого. Главная задача высшего учебного заведения – научные исследования и прогрессивные разработки.
3. Надо вспомнить, что вузы не занимаются трудоустройством, ничего не обещает выпускникам и формулирует в дипломе "Программу в таком-то количестве часов выполнил ". Дальше специалист предоставлен сам себе, а там как пойдёт.

Кадровая база российской науки продолжает деградировать на фоне массовой эмиграции ученых, темпы которой усилились после начала СВО. Уже даже секретарь Совбеза Николай Патрушев признал - за последние два десятилетия число ученых и исследователей в России сократилось на 25%. Количество научных работников устойчиво сокращается с 2014 года, и за это время их стало меньше на 10,5%, или 76 тысяч специалистов, подсчитали на основе данных Росстата эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. В результате возник дефицит квалифицированных научных и инженерных кадров, который, в свою очередь, является «серьезным препятствием к достижению технологической независимости» страны. По мнению Патрушева, для решения проблемы нужно поднимать зарплаты ученых и ограничить контакты научных организаций с зарубежными партнерами, поскольку российские научные организации вынуждены продолжать обращаться к иностранным контрагентам, а это риски утечки коммерчески привлекательной научно-технической информации за рубеж. Организация Scholars at Risk, которая занимается помощью ученым со всего мира, вывезла из России 200 человек. Еще 62 деятелям науки помог уехать немецкий фонд Александра фон Гумбольдта. Только из Высшей школы экономики уволились не менее 150 преподавателей. На начало 2022 года число ученых в России опустилось до исторического минимума за всю современную историю страны — 340,1 тысячи человек против 992 тысяч в последние годы Советского Союза.

Надо ли говорить, что при таком раскладе качество не достижимо, а корочка о высшем образовании нужна только родителям, заставшим еще иное положение в высшем образовании. Тут самое время вспомнить, а как дело было во времена родителей. В науке СССР платили очень хорошо, можно было сделать карьеру (вернее был шанс, если повезет) даже человеку без связей и за счет в первую очередь индивидуальных усилий (книг учебников-решебников было полно в каждом магазине и стоили они копейки). Сегодня зарплаты у профессорско-преподавательского далеко не те, престиж на бумаге руководителей, кроме того человек за одно пустяковое изобретение почти 30-летней давности может сегодня стать заслуженным, а имеющий многие сотни в том числе внедренные в производство нет. Однако все это хиреет на глазах, т.к. молодые люди, все же идущие в науку, это видят и не желают прилагать хоть какие усилия к сомнительному делу. Между прочим, начинается все в школе, где учителя были и остаются ориентированными в лучшем случае на средних учеников. Вот и возникают разные Аязы, Блиновские и иже с ними, которые, протягивая «руку помощи» молодежи, замещают образовательный вакуум.

Аяз - это же вам не просто блогер, это один из лидеров образовательного рынка в России с его инфоцыганским "Like центром". По данным агентства Smart Ranking, Шабутдинов был признан одним из лидеров EdTech в России (так называют разные образовательные проекты, где люди учатся онлайн). Его Like-центр по данным того же агентства заработал за 2022 год больше 5 миллиардов рублей. Далеко не каждый вуз в России столько зарабатывает, а это подкупает доверие тех, кто готов сегодня учиться с целью зарабатывать деньги. Судя по комментариям в сети, соседи Аяза по модным образовательным рейтингам никогда не открещивались от него и даже уважали. Это лишний раз говорит вот о чем: есть задолбанные родителями и обществом обычные школы, которые каждый день выполняют чёрную работу, а есть «модное» образование, которое всю чёрную работу откладывает в сторону, обещая своим клиентам светлое состоятельное будущее.

Все это похоже на курсы похудения - первые говорят, что нужно заниматься спортом, а вторые рассказывают о таблетках, которые за пару месяцев без особых усилий все решат. Заинтересованные люди, естественно, берут кредиты и покупают таблетки, совершенно не понимая, что дело не столько в таблетках, сколько в компетенциях и личных качествах человека.

Кроме того, оплата таких чудо-курсов относительно недорога. Вот, что пишет один из учеников Аяза:

«Я — студент Аяза, следил за ним по телеграм-каналам из Израиля, много чему научился, специально ездил в Москву на два семинара, купив участие в новом формате за 120 тысяч рублей, и очень доволен, потому что парень реально умница, делает хорошее дело, много информации дает абсолютно бесплатно, вкалывает как папа Карло с утра до ночи, создавая крутой контент, и рождает кучу реальных предпринимателей — ему в нормальной стране награду за развитие предпринимательства давать, а не сажать за четыре миллиона рублей в обезьянник».

Для сравнения: один год обучения в Институте культуры Краснодара стоит 250 тыс.

Татьяна

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, участвуйте в обсуждении и будьте вежливы в комментариях