Этот допуск к основным майско-июньским ЕГЭ важно получить с первой попытки. За оставшийся месяц нужно, наконец, хоть что-то прочесть, если до сих пор не накопили в памяти хороших, универсальных текстов. Если же начитано 5-10 произведений на разные темы и о разных характерах и судьбах персонажей, необходимо потренироваться в написании.
Что почитать? Не в кратком содержании, а именно авторскую историю прожить, не спеша погрузиться. Назову небольшие или легко читаемые тексты, спасающие выпускников с самой разной подготовкой:
М. Шолохов. "Судьба человека": о трудностях военного времени, чести, совести, истинном патриотизме гражданина, доброте, воле к жизни, твёрдом характере, счастливой семье (до войны), нравственном выборе, который постоянно приходится делать.
Р. Брэдбери. "Вельд": технологии будущего, взрослые и дети, воспитание детей, равнодушие в семье. Интересно подумать, кто виноват в случившемся, зачем написано.
А. Грин. "Зелёная лампа": целеустремлённость, путь к мечте, нравственный выбор, тема прощения (если захотеть увидеть в финале).
В. Распутин. "Уроки французского": учитель, которого не забудешь всю жизнь, отношения взрослого и ребёнка, влияние старших на мировоззрение младших (интересная противоположность сюжету "Вельда"), становление личности и характера, детские впечатления.
А. Пушкин. "Капитанская дочка": честь, выбор, борьба за любовь, дружба и предательство, верность слову\присяге\принципам, заложенным в семье, преодоление непростой судьбы (дорога к счастью сквозь препятствия, как в "Судьбе человека"). Этот текст изучали в 8 классе все. Но то было в детстве. Сейчас повесть идеальна для декабрьского зачёта, быстро и легко читается, когда ты вырос и понимаешь желания и ошибки Петра Гринёва лучше, так как вы ровесники.
А. Куприн. "Чудесный доктор": нищета и милосердие, верность профессии, влияние слов поддержки на оказавшихся на краю гибели, доброта, память о ней навсегда (память о доброте живёт очень долго, как в "Уроках французского").
А. Куприн. "Куст сирени", О. Генри. "Дары волхвов": два счастливых брака, любовь, взаимопонимание и поддержка, желание отдать всё любимому человеку, тема счастья.
А. Платонов. "Юшка", Е. Габова. "Не пускайте рыжую на озеро": одинокий, обижаемый несправедливо человек, который потом оказывается более глубоким и интересным, чем все его видят. О нём есть что сказать, написать, вспомнить... Добавлю сюда ещё рассказ В. Некрасова "рядовой Лютиков". Это очень разные сюжеты, однако есть непОнятые, непринятые большинством герои. И большинство ошибается в их оценке.
Р. Брэдбери. "Улыбка": влияние искусства на человека. Только в будущем, далёком и неприглядном. В мире, где и не уважают никакого искусства. Мотив: истинное творение всегда найдёт путь к сердцу человека. Даже так. Даже в тёмное время. И осветит ему уголок в душе)
В этой статье названы короткие и популярные произведения, они особенно приятны небольшим объёмом и глубоким смыслом, анализируя который в основной части сочинения, выпускник получает зачёт. Важно только писать по теме, уметь понять в формулировке каждое слово. Почитайте что-нибудь сегодня, это интересные истории. Они потом и на ЕГЭ по русскому пригодятся как аргументы к своей точке зрения.
Вы все умнички и сдадите сразу!
О структуре сочинения - в следующей статье.