Странно слышать подобное от разумного. Ведь известно, что новый только купленный автомобиль сразу теряет в своей цене как только выезжает за ворота дилерского центра. Потом также же начинаются расходы, от налога и страховки, до заправки и обслуживания. В общем, даже дарящий неповторимые эмоции ежедневный «поджопник» или «рабочая лошадка», приносящая заработок в семью, являются пассивом в балансе бюджета.
Однако есть категория машин дающая прибыль. Речь идет о коллекционных экземплярах, доход от которых можно разделить на две категории. Первая, когда приобретается почетный «пенсионер», реставрируется и продается. В этом случае прибыль, как правило, не особо существенна. Во втором же случае мы говорим о предметах коллекционирования высокого класса. Как правило это классические автомобили, имеющие правильную, аутентичную реставрацию и небольшой пробег в связи с тем, что являются экспонатами выставочного «гаража мечты» и покидают его только значимых случаях. Состоятельные люди могут использовать их для диверсификации своих активов, зарабатывания денег и, возможно, даже для того, чтобы время от времени выезжать на ней для участия в престижных конкурсах ретро автомобилей.
Итак, вот некоторые предварительные выводы по изложенному:
- Для автолюбителя один из способов разнообразить инвестиционный портфель - начать коллекционировать классические автомобили.
- Большинство автомобилей теряют ценность сразу после того, как их увозят со стоянки дилера, но классические автомобили со временем дорожают из-за редкости, производительности или особых характеристик.
- Классические автомобили, как правило, дорожают больше, чем другие виды предметов коллекционирования, хотя автомобили требуют большего ухода и их сложнее хранить, чем марки или монеты.
- Правильные классические автомобили могут быть оценены в несколько миллионов долларов.
Ну а теперь немного о рынке.
Итак, рынок классических автомобилей за последнее десятилетие преуспел больше, чем другие предметы коллекционирования такие монеты или марки, иногда даже опережая общий фондовый индекс. Независимая инвестиционно-исследовательская компания и аналитический центр Historic Automobile Group International (HAGI) отслеживает рынок коллекционных автомобилей с помощью ряда индексов. Наиболее ярким является рейтинг HAGI Top Index, в котором учитываются коллекционные автомобили марок Porsche, Ferrari, Bugatti, Alfa Romeo и других брендов. К слову, Top Index вырос на 33,78% в 2019 году; несмотря на последствия пандемии, ему все же удалось вырасти на 6,19% в 2020 году и на 2,73% в 2021 году в годовом исчислении. Скажу честно, эти цифры впечатляют, для около нулевых ставок тех лет.
Группа впервые создала тесты, которые точно отслеживают этот альтернативный класс активов, используя строгую финансовую методологию, обычно связанную с более традиционными инвестициями. Индекс HAGI публикуется ежемесячно и часто упоминается в финансовых средствах массовой информации, включая FT.com, Wall Street Journal, The Economist, а также в изданиях посвященных классическим автомобилям, таких как Road & Track.
Целью этого подхода является обеспечение прозрачности сектора и предоставление участникам рынка возможности принимать обоснованные решения на основе фундаментальных данных, основанных на данных.
Группа управляет собственной базой данных, охватывающей более 100 000 реальных транзакций. Записи начинаются с даты выпуска автомобилей и обновляются ежедневно. Данные собираются из четырех основных источников: частные контакты, специалисты по маркам, дилеры и результаты аукционов.
Публикуемые индексы HAGI:
1. HAGI Top Index — это уже упомянутый общий рыночный показатель выдающихся исторических автомобилей.
2. HAGI P измеряет рынок редких автомобилей Porsche.
3. HAGI F измеряет рынок редких автомобилей Ferrari.
4. HAGI Top ex P&F представляет собой индекс HAGI Top без учета Porsche и Ferrari.
5. HAGI MBCI измеряет рынок классических автомобилей Mercedes-Benz (с 2012 г.).
6. HAGI LPS измеряет рынок классических автомобилей Lamborghini (с 2018 г.).
С момента создания HAGI Top Index в декабре 2008 года по декабрь 2021 года он увеличился на 264.49%
Еще одним индексом классических автомобилей управляет страховая компания Hagerty. Её рыночный индекс, основанный на изменении курса долларов и объема рынка, с поправкой на инфляцию, вырос на 21,49 пункта с декабря 2020 по декабрь 2021 года. Значение её рыночного рейтинга, который измеряет текущее состояние рынка коллекционных автомобилей с точки зрения активности, ускорилось до пятилетнего максимума в декабре 2021 года.
В более понятных цифрах средняя стоимость доступной классики выросла на 97% за десятилетие. Даже за половину этого времени средние значения выросли на целых 33%.
На вершине рынка классических автомобилей те, которые продаются дороже 1 миллиона долларов— и там можно найти как относительно малоизвестные старые бренды, такие как Hispano-Suiza и Delahaye, так и имена, которые хорошо известны сегодня, такие как Rolls-Royce и Jaguar. При это даже бренды, не особо известные высокой экзотикой, могут стать предметом коллекционирования, например:
- Toyota 2000GT (TM), построенный с 1967 по 1970 год, может стоить на аукционе более миллиона долларов.
- Packard Twelve 1108 Dietrich 1934 года выпуска был продан за 1,435 миллиона долларов в 2021 году,
- McLaren F1 1995 года выпуска был продан за рекордные 20,465 миллиона долларов на аукционе в августе 2021 года в Пеббл-Бич, Калифорния.
Итак, какие автомобили являются предметами коллекционирования?
- Автомобили, имеющие историческое значение — те, которые стали пионерами новой технологии или подняли планку потребительских ожиданий, — могут стать предметом коллекционирования, особенно если они редкие и красивые. (Приятная внешность - это преимущество.)
- Гоночная история добавляет автомобилю привлекательности, как и связь с уважаемым дизайнером, гонщиком или сборщиком, таким как Рэймонд Лоуи или Кэрролл Шелби.
- Также может помочь предыдущее владение знаменитостями, особенно если человек связан с автомобилями, такими как Стив Маккуин, Пол Ньюман или Джеймс Гарнер.
- Самые же дорогие коллекционные автомобили сочетают в себе эти атрибуты.
Как основное эмпирическое правило, дающее правильное направление это если у мальчиков-подростков на стене приклеена фотография того самого автомобиля, то когда они вырастут, то захотят покупать вещи, которые делали их счастливыми в юности.
Рынок классических автомобилей сопоставим с приобретением произведениями искусства. Это инвестиции, которые доставляют вам эстетическое удовольствие, а также могут обеспечить хеджирование валюты, поскольку автомобили можно перевозить в страны с более благоприятными обменными курсами.
Риски при инвестировании в автомобиль
Продажа классических автомобилей, как большинство инвестиций сопряжены с комиссионными расходами.
- Так как это материальная личная собственность, вам придется платить налог на прибыль.
- Ваш предмет коллекционирования в плохом состоянии? Приведение автомобиля за семизначную сумму в приличное состояние (обычно таковым считается реставрация с использованием оригинальных или точных деталей, краски и кузова) может стоить еще семизначную сумму.
- Кроме того, существуют текущие расходы на техническое обслуживание, хранение и страховку.
- Доставка к месту возможной продажи автомобиля также, скорее всего, повлечет за собой комиссионные/сборы за пересылку, транзакционные сборы и транспортные расходы - потому что, скорее всего, вы не собираетесь буксировать Bugatti через Uber.
Покупать новый автомобиль, потому что вы думаете, что когда-нибудь он станет предметом коллекционирования, рискованно. Конечно, вам может повезти, но, скорее всего, вы не сможете купить более дешевый автомобиль и ожидать, что он будет стоить миллионы за относительно короткий период.
Когда в начале 90-х годов был выпущен Dodge Viper, некоторые коллекционеры приберегли его для инвестиций, полагая, что агрессивного вида спортивный автомобиль мощностью 400 лошадиных сил несомненно подорожает. Но в настоящее время приобретение Viper 1993 года (первый полный год выпуска) в штатах обойдется в среднем 45 700 долларов (менее 40 000 долларов в хорошем или удовлетворительном состоянии ); при это новым он стоил более 50 000 долларов в нынешнем эквиваленте. Этим инвесторам, возможно, нравилось тешить свое самолюбие и демонстрировать свой Viper время от времени выезжая на открытую дорогу, но с учетом инфляции, содержания, страхования, хранения и альтернативных издержек они, безусловно, не принесли никаких денег.
Можно поспорить сказав, что американский Viper находится на нижнем, доступном конце коллекционного спектра, а не в ряду высококлассных автомобилях, которые обычно сделаны в Европе. Однако та же неопределенность применима и к рынку элитных автомобилей.
В 1974 году Ferrari продавала Dino 246 GT за 14 500 долларов, а 308 GT4 Dino - за значительно более дороже - за 22 000 долларов. В настоящее же время Hagerty называет среднюю цену Ferrari 308 GT4 1974 года выпуска в 48 000 долларов, а Ferrari Dino 246 GTS того же года выпуска - внушительные 340 000 долларов.
Итак, в какие автомобили лучше всего коллекционировать? Трудно сказать определенно. Вкусы меняются со временем, частные продажи трудно отследить, а элитный сегмент рынка коллекционирования сосредоточен на чрезвычайно редких автомобилях с разной историей. Однако список продаж, объем которых, по подтвержденным данным, превышает 30 миллионов долларов с поправкой на инфляцию, чрезвычайно короток.
Безусловно, Ferrari, похоже, лидирует в группе.
- Британский аукционный дом Bonhams продал Ferrari 250 GTO 1962 года выпуска за 38,1 миллиона долларов в 2014 году, что на тот момент было самой высокой подтвержденной и опубликованной ценой, когда-либо заплаченной за автомобиль. Гоночным автомобилем управлял легендарный гонщик Стирлинг Мосс на пике своей карьеры.
- Этот рекорд был побит в 2018 году, когда другой Ferrari 250 GTO 1962 года выпуска был продан на аукционе Sotheby's за 48,4 миллиона долларов. (Еще один 250 GTO, по не проверенным сообщениям, был продан за 70 миллионов долларов при частной продаже.)
- В 2010 году Автомобильный музей Маллина приобрел один из четырех потрясающе красивых Bugatti 57SC Atlantic, когда-либо созданных, за сумму, которую инсайдер назвал от 30 до 40 миллионов долларов.
- В 2013 году Mercedes-Benz W196 Silver Arrow 1954 года выпуска — единственный автомобиль такого рода, не находящийся в музее, — был продан на аукционе в Великобритании за 29,7 миллиона долларов.
Итог:
Для того, чтобы стать коллекционером автомобилей высокого класса, могут потребоваться довольно значительные инвестиции, и это сопряжено с немалыми расходами на транспортировку. По мере изменения вкусов и экономики то, что когда-то стоило королевских денег, может обесцениться до просто смешной суммы, поэтому выбирайте осторожно. «Красный» и «итальянский», как правило, являются хорошими ставками на кону, но имейте в виду, что рынки переполнены.
Например, богатые японские покупатели не могли купить достаточное количество Ferrari во второй половине 1980-х годов, и цены на них невероятно выросли, а затем лопнули из-за того, что когда японцы прекратили покупать, эти цены упали на весьма значительный процент. Покупайте качественные (яркий образец всегда будет востребован на рынке и будет стоить дорого), знайте свои демографические и рыночные факторы и убедитесь, что вы не совершаете покупку, находясь на территории раздутого рынка.
На фоне всего, что было рассказано здесь, стоит обратить внимание на растущую индустрию производства реплик классических автомобилей. Эта история стоит отдельного повествования.