«Анастасия о малом стаде – о семье печётся».
В Житие Анастасии преподобномученницы из Рима открывается судьба девушки, исполненной чистоты, кротости, целомудрия. Она не роптала, не пыталась правителя Прова, который принуждал её отречься от веры во Христа, смилостивиться, оставить ей жизнь. Она всем своим образом, своим принятием страшных пыток, унижений, указала путь победы над злом, над бессердечием. Её душа, душа христианки, как преданная вере, торжествовала над убийцей. Зверские истязания не сломили дух девушки. Она отвечала: «Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие – Господь мой Иисус Христос».
Прибегая к иконе Анастасии, девушки, женщины черпали из повествования о ней пример житейской стойкости. «От ее иконы,- как они свидетельствовали, - исходит тепло и успокоение».
Как раз на эту осеннюю пору приходилась работа не такая простая, можно сказать – тяжелая: обработка вычесанной, выстриженной шерсти. Требовались умение, навык, особая чуткость. Шерсть надо было вымыть, высушить так, чтобы не свалялась, не слежалась, чтобы от неё не веяло затхлостью. Чтобы она выпушилась, и с ней остались лишь запахи луга, соломы, сена.
Всему был праздник на Анастасию: моткам овечьей шерсти, связанным платкам, онучам, поддевкам, сшитым из овечьих шкур, телогреям, шубам и тулупам.
А рукавицы?.. Кому как не жене умело кроить и шить мужу рукавицы, чтобы они надежно ему служили, оберегали от холода и ран, приносили удачу на охоте, были удобными при рубке дров, помогали держать вожжи…
Опытные хозяйки рассчитывали: много ли понадобится шерсти на домотканину, на валяние валенок?.. Из овечьей шерсти - и носки, и теплые порты, и платки.
Всем миром крестьяне в этот день ходили в церковь, чтобы помолиться заступнице и покровительнице овчаров, помощнице в работе с шерстяной пряжей – святой Анастасии. Чествовали в этот день пастухов, с поклоном звали отобедать, благодарили, что их животные остались целыми и невредимыми. Приглашали на обед, пекли пироги, угощали творожниками, оладьями со сметаной.
«Овца – домашняя скотинка, всем угодила в хозяйстве!» - бытовала поговорка. И это так. Овца - непритязательна к сену, хорошо переносит холод, привязана к своему стаду, жилищу, довольствуется самым простым кормом, питьем, предана хозяевам.
Праздники, подобные этому, рождали в наших предках радение об отчем доме. Но генетическая память нежданно-негаданно начинает тревожить тех, нас, разлетевшихся по всем сторонам света. Быстро напитавшись сладостями белого света, мы скоро чувствуем, что самое сокровенное и надежное осталось в отчем доме. Возвращаются запахи хлева, домашней скотинки, соломы, парного молока, того первородного тепла что там, в глубине нашей памяти, живы! Именно они открывают верные пути сохранения своего рода, своего малого стада – семьи!