Найти тему
Живопись

Художник Пьетро Лонги: тайное становится явным

Пьетро Лонги, «Танец», около 1750, холст, масло, Чикагский художественный институт, Чикаго, США
Пьетро Лонги, «Танец», около 1750, холст, масло, Чикагский художественный институт, Чикаго, США

Интерьер ридотто

Художник решил пригласить нас туда, где тайное редко становится явным. Где блеск позолоты подчёркивает уют полумрака. Где маска и плащ делают неотличимым представители высшего света и самых тёмных личностей. Художник демонстрирует нам интерьер легендарного дома ридотто. Именно здесь бьётся горячее сердце Венеции. Закручиваются водовороты азартных страстей, таятся омуты хладнокровных интриг, свершаются легкомысленные любовные аферы и заключаются немыслимые сделки.

Пьетро Лонги, «Ридотто», с 1720 по 1790, холст, масло, 85 х 101,5 см, Государственный музей Нидерландов, Амстердам
Пьетро Лонги, «Ридотто», с 1720 по 1790, холст, масло, 85 х 101,5 см, Государственный музей Нидерландов, Амстердам

Здесь жизнь уподобилась театру, где трагедия и фарс разгуливают рука об руку по изящно декорированным залам, отыскивая счастливчиков и пожиная жертвы. Всяк сюда вошедший играет собственную роль, но успех ожидает лишь тех, кто лучше прочих усвоил искусство игры на человеческих слабостях и пороках. Именно здесь со всей отчётливостью ощущается скорый и неизбежный упадок великой венецианской цивилизации, но даже её декаданс по-своему прекрасен...

Пьетро Лонги, «Встреча прокуратора и его жены», 1770, холст, масло, 71 х 54 см, Государственный  Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Пьетро Лонги, «Встреча прокуратора и его жены», 1770, холст, масло, 71 х 54 см, Государственный Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

Занятный эпизод

Художник представляет нам занятный эпизод, как нельзя лучше демонстрирующий нравы эпохи. Одно из высших должностных лиц государства, венецианский прокуратор, решает посетить игорный дом. Да, в этом нет совершенно ничего противозаконного, ведь заведение имеет (может быть даже им самим подписанное) разрешение на работу. Но добрым горожанам лучше не знать о некоторых слабостях и склонностях, тем паче — планах второго по значимости чиновника Светлейшей Республики. Мало ли что? Вдруг именно здесь и сейчас у него назначено свидание с единомышленниками, решившими возвести его сиятельную персону на пост дожа? А где, скажите на милость, лучше всего собираться «вмногером» и шептаться о подобных делах, как не в гуще куртуазного маскарада?

Пьетро Лонги, «Дама, примеряющая наряд», между 1745 и 1750, холст, масло, 256,9 х 43,9 см, Чикагский художественный институт, Чикаго, США
Пьетро Лонги, «Дама, примеряющая наряд», между 1745 и 1750, холст, масло, 256,9 х 43,9 см, Чикагский художественный институт, Чикаго, США
Пьетро Лонги, «Урок географии», 18-й в, холст, масло, 63 х 50 см, Государственный музей средневекового и современного искусства, Падуя, Италия
Пьетро Лонги, «Урок географии», 18-й в, холст, масло, 63 х 50 см, Государственный музей средневекового и современного искусства, Падуя, Италия

И вдруг — такой афронт!

Среди гостей ридотто герой произведения узрел любимую супругу. И, презирая всяческую конспирацию, спешит к ней, дабы прояснить сложившуюся ситуацию. Какие могут быть интриги, политические планы и прочие карьерные дела, когда жена — одно из двух! Ч либо тратит в казино его нажитые трудами (праведными) капиталы, либо спешит на встречу с воздыхателем, сокрыв нетерпеливый блеск прекрасных глаз под маской?

Пьетро Лонги, «Игра в жмурки», 18-й в, холст, масло, 48,7 х 60,5 см см, Королевская коллекция, Букингемский дворец, Лондон
Пьетро Лонги, «Игра в жмурки», 18-й в, холст, масло, 48,7 х 60,5 см см, Королевская коллекция, Букингемский дворец, Лондон
Пьетро Лонги, «Завтрак супружеской пары», 1744, холст, масло, 48,9 х 60,3 см см, Королевская коллекция, Букингемский дворец, Лондон
Пьетро Лонги, «Завтрак супружеской пары», 1744, холст, масло, 48,9 х 60,3 см см, Королевская коллекция, Букингемский дворец, Лондон

Художник высмеивает парадокс

разрешив игорные дома ради прибыли, власти города продолжили претендовать на некий моральный авторитет среди сограждан. И всячески изображать, что их ридотто, расположенные в лучших городских кварталах, напротив храмов или по соседству с их дворцами, ну совершенно не привносят диссонанс в устои общества. Точь-в-точь как и герой картины Пьетро Лонги, что повстречал свою жену в таком неоднозначном (да прямо скажем — одиозном) заведении, стремится соблюсти приличия. Изобразив хорошую мину при плохой игре, но понимая всю неловкость ситуации.

Пьетро Лонги, «Исповедь», около 1755, холст, масло, Музей изящных искусств, Бостон, США
Пьетро Лонги, «Исповедь», около 1755, холст, масло, Музей изящных искусств, Бостон, США

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось, Вы подписались и вернулись вновь на канал, чтобы вместе познавать русскую и мировую живопись — большое спасибо!