Когда мне говорят «неееет, мне одного, максимум двух достаточно - и так еле справляюсь», я отвечаю: «ну вы просто не пробовали - с одним и двумя действительно тяжелее»!
И это не каламбур, не шутка. Это правда.
Когда у нас родилась первая дочь, я помню, что на каком-то интуитивном уровне я чувствовала, что моя жизнь больше никогда не будет прежней. Точнее даже не так. Мне казалось, что жизнь совсем закончилась. Что теперь нельзя ходить в магазин, лежать в ванной, смотреть телевизор и так далее… по крайней мере пока ребёнок не подрастёт до какого-то сознательного возраста. Я помню, как после очередной прогулки по парку я зашла в «Магнит» за хлебом, и у меня было ощущение, что я делаю что-то запретное. Звучит сейчас, как полный бред. Но вот такое тогда было состояние. «У тебя ребёнок грудной, а ты тут по магазинам разгуливаешь»-звучало в моей голове.
Это сейчас мне ничего не стоит зайти со всеми пятью детьми в любой супермаркет (или даже в магазин с одеждой), зависнуть у какой-нибудь полки, изучать состав или перемерить всё, что нужно. Теперь я могу одной рукой катить тележку с двумя младшими, а другой одёргивать среднюю от ненужных покупок, одновременно разговаривать с консультантом и успокаивать песенками раскричавшегося младенца.
Тогда, в 2013 году, я не знала, что так можно. Мне никто не говорил, что такое бывает. Мне казалось, что я супер женщина уже от того, что сумела пожарить курицу на ужин и погладить три рубашки, находясь ОДНА целый день с малышом! Я на самом деле не понимала, от чего может устать на работе мой муж и уж точно знала, что он бы ни за что не справился с тем «грузом», который тащу на себе я. Мы, конечно, ссорились на этой почве. Саша искренне старался меня понять, помогал, не спал ночами наравне со мной.
Но мне правда было сложно. Я не притворялась. Это оглядываясь назад, я понимаю, что тогда имела место просто родительская неопытность, молодость, душевная незрелость. В то время казалось, что ребёнок - это большая ответственность и всё твоё существование должно быть подчинено только ему. С первой частью утверждения я согласна и по сей день, а вот со второй категорически нет.
Несмотря на то, что с Пелагеей мы не спали почти весь первый год ее жизни, второго ребёнка мы хотели.
И хотели, чтобы возрастная разница между ними была не космическая. Так, в 2016, у нас появилась вторая дочь Таисия.
Я морально готовила себя к бессонным ночам, к кругам под глазами и полному отрешению от самой себя.
Но этого не случилось…
Да, я все ещё первый раз была мамой трёхлетки, но я уже неплохо знала, что такое младенец: как справляться с коликами, зубами, как одеть зимой, чтобы не простудить и не перегреть и так далее. С маленькой проблем практически не было. Мы спали ночью - а это уже залог более ли менее нормальной жизни.
Но мне по-прежнему было не очень просто: я лавировала между кормлением младшей и «мам, поиграй со мной». Но я училась.
Училась читать сказку старшей, пока переодеваю Тасе костюмчик; узнавала, что играть с Пелагеей в домино, лего, куклы можно в ванной, пока младшая купается в круге; удивлялась, что на ужин могу не только поджарить куриную ногу, но ещё и сварить компот и испечь слоек, пока младенец спит.
Так, в полной боевой готовности, я подошла к рождению третьего ребёнка в 2018 году (о том, как мы морально пришли к желанию многодетности расскажу как-нибудь в другой статье).
Оказалось, что с третьим ребёнком в бытовом смысле вообще всё очень просто - ты уже знаешь про младенцев всё не хуже консультантов по гв и многих педиатров, легко выполняя необходимые манипуляции. Тем более во время кормления, например, меня уже не так часто звали переодеть куклу, посмотреть рисунок, построить башню - две старших играли вместе, и им было друг друга вполне достаточно.
Мои ужины, может быть, и не претендовали на ресторанный шик, но точно не становились беднее прежнего. Количество поглаженных за день рубашек росло, несмотря на то, что в жизни старшей появилась гимнастика, на которую мне нужно было возить ее каждый день к 8 утра и забирать в 11.
Я справлялась. Иногда я брала на ночёвку ещё свою младшую сестру (ей было 7, нашей старшей дочке 4, средней 1.5 года, а младшей - пара месяцев) и вспоминала свою однодетную жизнь с недоумением.
Когда у нас появилась четвёртая дочка, я вообще не заметила никакой разницы в организации жизнедеятельности нашей семьи. Просто ставила ещё одну тарелку на стол и помнила, что теперь нужно купить 4 чупа-чупса, а не 3.
К моменту появления пятого ребёнка бытовых забот стало больше, даже возить на гимнастику уже нужно было не одну дочь, а трёх.
Но я начала ещё и писать. Поглаженные рубашки с куриными ногами тоже вроде на месте.
Хоть иногда и вперемешку…