Полтора года назад я начал ведение этого блога с рассказа про район, в котором родился и вырос – ГУПРовском городке. Поводом стала стремительная застройка этого участка земли в центре города. Сейчас ГУПР продолжает стремительно меняться, но основной массив застройки 30-х годов пока сохраняется. За это время я собрал еще немало интересных фактов о районе и даже провел несколько экскурсий по нему. Но по-настоящему «открыть заново» ГУПР мне помог историк архитектуры Кирилл Степанов, который является большим специалистом по дальневосточной архитектуре 30-50-х годов.
С Кириллом мы даже провели одну совместную экскурсию по району, в которой я поделился воспоминаниями из своего гупровского детства, а Кирилл рассказал об «архитектурной» матрице ГУПРа.
Когда-нибудь с разрешения Кирилла я обязательно расскажу о его находках в блоге. Но сегодня поговорим не о ГУПРе моего детства, а … о втором ГУПРе в Хабаровске. А точнее – о первом!
Да, оказывается, их было два! Кирилл в ходе работы над своей диссертацией собирал газетные вырезки 30-х годов, в том числе и из железнодорожного печатного органа «Пограничный транспортник» (сейчас – газета «Дальневосточная магистраль»). Так вот ГУПР, расположенный в границах ул. Серышева – Амурский бульвар, там называется не иначе как «Гупровский городок №2».
Но если это второй, то где же тогда первый? А первый, как выяснилось, расположен не сильно далеко. И находится (привет, Капитан Очевидность!) в переулке Гупровском.
Это небольшой барачный микрорайон прямо напротив ДК «Арсеналец» и 38-й школы, в трех километрах по прямой от серышевского ГУПРа. Бараки стоят за насыпью дороги, по которой проходит оживленная улица Тихоокеанская. Причем топоним «городок» на карте Хабаровска за ним по каким-то причинам не закрепился.
Но вот незадача – если второй ГУПР практически не сходит со страниц газет, то про историю первого из открытых источников мне практически ничего узнать не удалось. Единственная «историческая» фотография, которую я обнаружил в интернете, размещена на ресурсе "Госкаталог". И посвящена она не ГУПРу, а первомайской демонстрации работников завода «Дальдизель». Дело в том, что первый ГУПР находится в непосредственной близости от заводских жилых кварталов. На заднем плане – как раз крыши бараков.
Но раз нет информации в сети об этом районе, то надо как минимум туда съездить! Тем более, это занимает несколько минут от центра города на машине. Недавно мы гуляли по второму ГУПРу с моим знакомым журналистом Виктором Бирюковым, результатом прогулки стала статья на хабаровском новостном портале «ДВХаб». Виктор, готовя материал, съездил и в Гупровский переулок. Тогда он сразу предупредил меня: местечко довольно маргинальное.
В этом я убедился практически сразу, как только ступил на бренную землю первого ГУПРа. Интересно, что барачные фавелы непосредственно примыкают к вполне благоустроенным дворам района «З8 школа». Стоит отойти на несколько метров от хрущевки, первый этаж которой занимает поликлиника №5, и на гостя надвигается остов частично сгоревшего барака.
А дальше все по классике – горы мусора, деревянные клозеты с вытекающим на улицу содержимым, недружелюбное местное население. Первыми, кто меня встретил на границе ГУПРа, стали два справляющих нужду на гаражи аборигена и собачки.
Животные в ГУПРе повсюду. Как только ты пересекаешь невидимую границу района, они с радостным (не всегда) лаем несутся прямо на тебя. Местные жители, бредущие из магазина или развешивающие белье, неодобрительно косятся на чужака. В их глазах только один вопрос: «Что ты здесь забыл?».
На самом деле фото не передают подлинную атмосферу этого района. Внешне он действительно кажется довольно тихим и патриархальным, не сильно отличающимся от своего «младшего брата» на улице Серышева. Во дворах притаились автомобили из прошлых эпох. В песочнице играет ребенок, рядом с которым расположились две огромные псины. Во дворе перед подъездом на табуретках сидят старики, греются под лучами октябрьского солнца. Благодать!
Но неповторимое «ощущение гетто» здесь разлито в воздухе. Я бывал в десятках неблагополучных районов в нашем городе и крае, но таких неприятных эмоций от места не получал давно. Этот ГУПР хочется побыстрее покинуть.
Но перед тем как уйти, нельзя было не сделать несколько фото выдающихся бараков. Они действительно похожи на такие же постройки во втором ГУПРе, но отличаются конструкцией внешних лестниц. На втором этаже нескольких домов сделано что-то вроде единой террасы для всех квартир, практически маленькая Италия! А ведет туда одна шаткая деревянная лестница. И держится эта конструкция, судя по виду, только на честном слове и двух-трех гвоздях.
В ГУПРе на Серышева архитектурные решения более безопасные – там к каждой квартире на втором этаже ведет по отдельной лестнице. Но не таков ГУПР первый: здесь надо страдать!
В итоге прогулка по району оказалась недолгой. Пока я бродил по нему, меня сопровождали местные псы и, кажется, намекали, что мне пора домой - в более благополучный ГУПР. Перед уходом удалось узнать у старожилов, что район этот строился для железнодорожников, как и городок на Серышева. Вроде бы здесь жили мостовики. Но так это или нет, доподлинно неизвестно. Первый ГУПР еще ждет своих исследователей и, судя по всему, его облику ничего не угрожает. Застройщики пока до района не добрались, и его обитателям можно опасаться только самих себя.