Законы природы — это общие правила, которые описывают и объясняют поведение и свойства природных явлений и процессов. Вопрос о том, являются ли законы природы объективными или субъективными, связан с вопросом о том, как человек познает и отражает реальность в своем сознании. Философы разных эпох и направлений давали разные ответы на этот вопрос, которые можно условно разделить на две группы: материалистическую и идеалистическую.
Материалистическая группа философов считает, что законы природы объективны, то есть существуют независимо от человеческого сознания и восприятия. Примерами материалистических философов, которые отстаивали объективность законов природы, являются Демокрит, Эпикур, Люкреций, Ф. Бэкон, Г. Галилей, И. Ньютон, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и др.
Аргументы материалистической группы философов в пользу объективности законов природы можно сформулировать следующим образом:
- Законы природы отражают объективную необходимость, которая присуща самой природе и ее структуре. Законы природы не зависят от человеческого сознания, а лишь отражаются в нем. Законы природы существуют независимо от того, познает их человек или нет.
- Законы природы позволяют человеку понимать и прогнозировать явления и процессы в природе, а также использовать их в своих целях. Законы природы проверяются научными экспериментами, наблюдениями и логическими рассуждениями. Законы природы имеют универсальный и общезначимый характер.
- Законы природы не являются абсолютными и неизменными, а могут быть уточнены или пересмотрены в свете новых открытий и теорий. Но это не означает, что законы природы субъективны, а лишь свидетельствует о развитии человеческого познания и его приближении к объективной истине.
Идеалистическая группа философов считает, что законы природы субъективны, то есть зависят от человеческого сознания и восприятия. Примерами идеалистических философов, которые отрицали объективность законов природы, являются Платон, Аристотель, Августин, Томас Аквинский, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Э. Мах, Б. Рассел и др.
Аргументы идеалистической группы философов в пользу субъективности законов природы можно сформулировать следующим образом:
- Законы природы зависят от человеческого сознания, которое создает их с помощью мышления, воли, чувств или божественного разума. Законы природы не отражают объективную необходимость, а являются продуктом человеческого духа. Законы природы не существуют независимо от того, познает их человек или нет.
- Законы природы не позволяют человеку понимать и прогнозировать явления и процессы в природе, а лишь верить в них или создавать их. Законы природы не проверяются научными экспериментами, наблюдениями и логическими рассуждениями, а основываются на интуиции, вере, априорных идеях или откровениях. Законы природы имеют индивидуальный и относительный характер.
- Законы природы являются абсолютными и неизменными, а могут быть изменены или отменены человеческим сознанием или божественным разумом. Но это не означает, что законы природы объективны, а лишь свидетельствует о власти человеческого духа или божественной воли над природой.
Таким образом, философы отвечали на вопрос о законах природы по-разному, в зависимости от их мировоззрения и методологии. Однако современная наука подтверждает, что законы природы объективны и не зависят от человеческого сознания, а лишь отражаются в нем.