Найти тему
АдиссеЯ

Самый тайный музей Москвы: в гостях у подпольщиков.

Оглавление

Чего только нет в Москве? Какие только истории и секреты она ни хранит?

На одной из московских улиц сохранилась аутентичная лавка с колоритной вывеской "Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе".

И кто бы мог подумать, что это сохранившаяся до наших дней подпольная типография, и музей, здесь созданный, в следующем году отпразднует своё столетие.

Появлению подпольной типографии предшествовало страшное событие, навсегда оставшееся в истории. Труд рабочих и крестьян в царской России был не просто тяжёлым, а изнуряющим. Не было 8-ми часового рабочего дня, трудились все от мала до велика, тяжело и много, за мизерную зарплату, не имея при этом ни прав, ни свобод.

Народ больше не мог терпеть непосильный труд, и 9 января 1905-го года рабочие с жёнами и детьми вышли на мирное шествие в Санкт-Петербурге с петицией о рабочих нуждах, обращённой к царю. Царя в тот день даже в городе не было, и против рабочих, пытавшихся прорвать оцепление, применили оружие. Более сотни человек погибло, а день в истории получил название "Кровавого воскресенья".

"Кровавое воскресенье", фото взято из свободного доступа в интернете
"Кровавое воскресенье", фото взято из свободного доступа в интернете

После расправы над мирным шествием было понятно, что за свои права и свободы надо бороться и подключать к этому людей по всей стране и даже по всему миру.

В том же в 1905-м году на окраине Москвы, тогда ещё не столицы, на первом этаже доходного дома Колупаева открывается лавка по торговле фруктами, а по сути дерзкое предприятие - нелегальная типография по печати листовок и газет под носом у полиции с безупречными документами и благонадёжными жильцами и хозяевами.

доходный дом каретных дел мастера Кузьмы Колупаева, фото взято из свободного доступа в интернете
доходный дом каретных дел мастера Кузьмы Колупаева, фото взято из свободного доступа в интернете

Расположение типографии и правда можно считать дерзким, ведь рядом находилась легендарная Бутырская тюрьма, размещался батальон Московского конвоя, который её обслуживал, Второй полицейский участок (ныне Центральный музей МВД России), а напротив лавки - пост городового.

Типография под прикрытием фруктовой лавки была создана на имя портового грузчика из Батуми Мириана Каландадзе, имевшего "чистую" репутацию и опыт ведения торговли.

Для конспирации сам Каландадзе при лавке не жил. Если о нём спрашивали, то на это был заготовлен ответ: "Барин уехал на Кавказ за фруктами, а барыня с семьёй гостит у родственников". От имени Каландадзе в лавке торговал его "управляющий" Силован Кобидзе и проживал здесь же со своей семьёй - женой и полугодовалой дочкой. Семья и маленький ребёнок тоже создавали управляющему благонадёжную репутацию обеспеченного семьянина, который не будет пускаться в авантюры. Вот так с помощью грузинских товарищей-революционеров началось противостояние царскому режиму.

Мириан Каландадзе и семья Кобидзе
Мириан Каландадзе и семья Кобидзе

Комната, в которой они проживали, наполнена предметами, придающими помещению кавказский колорит. На стене висит ковёр, украшенный фото и кинжалом.

Самым ценным старинным предметом в комнате является детская грузинская колыбелька аквиани. Она очень узкая и без бортиков, но для того, чтобы ребёнок из неё не вываливался, его по сторонам колыбельки подвязывали широкими кусками материи. Младенец не падал и за счёт мягких бортиков плавно укачивался перед сном. Удивительно, но в такой кроватке был предусмотрен даже специальный отвод испражнений младенца, чтобы он оставался сухим и чистым, ведь в те времена памперсов не было. В днище кровати, пелёнке и матрасике есть отверстие, через которые с помощью трубки выводились все испражнения. Эти же отверстия способствовали вентиляции и препятствовали размножению бактерий. Обычно национальные предметы быта на чужбине постепенно вытеснялись местными, но здесь уникальная кроватка сохранилась и дошла до наших дней.

грузинская колыбелька аквиани, музей Подпольная Типография
грузинская колыбелька аквиани, музей Подпольная Типография

При поиске информации о таких кроватках в интернете выскакивает много фото с подобными кроватками. И оказывается, что такие использовались не только в Грузии, а вообще были распространены среди народов Азии и Кавказа.

пример подвязывания ребёнка в похожей люльке, фото взято из свободного доступа в интернете
пример подвязывания ребёнка в похожей люльке, фото взято из свободного доступа в интернете

Ещё одним ценным предметом музейной экспозиции можно назвать настенные часы. Владельцы фирмы-изготовителя являются предками всеми известного хоккеиста Павла Буре.

-10

Очень важную роль в деятельности подпольной типографии играла находящаяся в комнате швейная машинка - она своим шумом при необходимости заглушала звуки, которые могли доноситься из подвала.

Конечно же в те времена обязательными атрибутами жилища была православная икона в углу и самовар. Самовары во все времена дешевизной не отличались. В доме зажиточных людей их могло быть и несколько. О самоваре по размеру и материалу, из которого он был изготовлен, можно было определить уровень достатка хозяев. Подпольщики, которые всегда должны были быть на стрёме, время от времени позволяли себе собираться за столом у самовара, посидеть на венских (гнутых) стульях и попить чаю с сахаром. Сахар откалывали кусочками специальными ножницами, растворяли в кипятке или пили чай вприкуску.

Очень важную роль в работе типографии выполняла служанка, в обязанности которой входила готовка, уборка, стирка и приглядывание за хозяйским ребёнком, не считая посильной помощи подпольщикам. С её ролью успешно справлялась восемнадцатилетняя служанка Маша, Мария Икрянистова с партийной кличкой "Труба".

-13

Помещение кухни небольшое, обстановка скромная. Топился дом печкой, на которой спали, готовили пищу в традиционных чугунках и на сковородках, которые появились позже и поначалу были городской новинкой. Кофе мололи вручную, вместо холодильника для хранения молока использовали берестяной туесок. А корыто применяли не только для стирки, но и для мытья посуды и квашения капусты. Зимой такие корыта использовались детьми для катания с горок.

Водопровода в доме тоже не было, поэтому за водой приходилось ходить к колодцу. Утюги для глажки нагревали на печи и меняли их по мере остывания. Но Маша была "простой девушкой" и предпочитала другой способ - глажение белья с помощью валика. Надо сказать, что звуки и вибрация от такого "глажения" были довольно громкими и сильными, и "служанка" использовала этот метод, чтобы сообщить подпольщикам в подвал о надвигающейся опасности. А с виду никакого подозрения девушка за работой у окна не вызывала.

В момент, когда в подвале печатали газету, служанка выходила на прогулку с ребёнком в коляске рядом с лавкой, и наблюдала, нет ли слежки. Чтобы дополнительно усыплять бдительность полиции, управляющий Кобидзе просил городового, чей пост находился прямо напротив, присматривать за лавкой по ночам. Тот частенько заходил в гости, и управляющий угощал городового фруктами и крепким чаем. Жена Кобидзе для отвода глаз наряжалась, каталась с ребёнком и служанкой в экипаже, соря деньгами и производя впечатление зажиточных людей.

Всего подпольщиков, работающих у печатного станка, было четверо. В подвале и лавке работали попарно и менялись друг с другом. Вход в подпол размещался в самой лавке.

Надо сказать, что народу здесь бывало немного. Небольшая оптовая "торговля" фруктами и сыром сулугуни шла довольно вяло в отличие от подпольной деятельности. Но в кассе всегда водились деньги разного номинала, велась книга приёма и учёта, вместо калькулятора использовались счёты.

В целом контора работала себе в убыток. Под видом фруктов в лавку поставляли бумагу и вывозили готовые тиражи газеты. В этот момент служанку просили погулять с ребёнком и полюбезничать с городовым. Телеги вывозили газеты на склад предпринимателя, а по-настоящему революционера, Богомолова. Фрукты для заказов зачастую тайно приходилось покупать на Тишинском рынке, но по документам никаких подозрений ни лавка, ни её хозяин не вызывали. Сохранился даже документ- по сути лицензия на право ведения Каландадзе предпринимательской деятельности и сведения о его благонадёжности. Кто бы ни нагрянул - все было безупречно. Свидетельство было оформлено с помощью угощения старшины и взятки в размере 10 золотых рублей.

-18

Если клиенты заходили в лавку с главного входа, то жители дома пользовались другим, расположенным во внутреннем дворе за аркой.

-19

Там, в небольшом коридорчике, можно увидеть забавную штуку на полу, которая тоже была атрибутом тех времён - это жук-денщик, приспособление для снятия обуви. Между прочим, в наше время он вновь приобрёл популярность и даже не особо видоизменился с тех пор.

-20

Но самое главное и важное помещение лавки это подвал, расположенный прямо под комнатами. Именно там хранились ящики с фруктами и вершилась история революции.

Помещение подвала небольшое. Купленный печатный американский станок под видом поставок фруктов приходилось перевозить по частям и собирать его прямо в подвале, в небольшом тайном замаскированном помещении. Через колодец стока подпольщики вырыли лаз и комнатушку, где впоследствии работали. В 50-е годы прошлого века в стене было сделано отверстие, чтобы можно было заглянуть туда и посмотреть, в каких условиях приходилось печатать листовки. Работали, как уже говорилось, по двое, при свете обычной свечи.

Вентиляции там не было, поэтому когда в помещении кончался кислород, что определялось погасшей свечкой, подпольщики срочно должны были подняться наверх, чтобы не задохнуться. Помещение проветривалось, и работа продолжалась. А вот если бы в этот момент погасшей свечи жандармы с проверкой нагрянули?... Страшно подумать. Но, видимо, подпольщикам везло, иначе нам такую страшную историю наверняка бы рассказали на экскурсии.

Колодец как раз и вызывал у сыщиков много вопросов. Земляные стенки были отделаны деревянными досками. С одной стороны роль стенки играл ящик из таких же досок, наполненный землей. Он имитировал стенку, весил много, и при простукивании не позволял обнаружить за ним потайной лаз. Жандармы осматривали сток и приходили к выводу, что ничего там нет, а вести какую-либо работу в грязи, темноте и духоте колодца не представляется возможным.

-23

В подвале помимо печатного станка можно увидеть литеры для набора текста, остатки сохранившейся кирпичной кладки до реконструкции, образцы выпускаемой в подвале газеты и даже план самого дома с той самой тайной комнатой.

Своего результата подпольщики добились, не раскрыв нелегальную типографию, хотя жандармы были в курсе, что на территории города где-то печатают материалы с призывами свергнуть царское самодержавие. В городе постоянно проводились обыски, но тщетно.

Подпольщики не только справились со своей задачей, но и участвовали в декабрьском восстании московских рабочих на баррикадах в 1905-м году. В честь этого события одна из станций метро до сих пор носит название Баррикадная. Стачка проходила повсеместно и парализовала жизнь многих крупных городов.

Восстание было подавлено, но по сути послужило мощным толчком для подготовки Октябрьской революции и фактически являлось её генеральной репетицией.

В 1906-м году типография в лавке Каландадзе была закрыта, тайная комната засыпана землёй, помещения нашли новых владельцев, а станок перенесён на Рождественский бульвар.

После свершившегося государственного переворота о бывшей подпольной типографии вспомнили, и по инициативе руководителя Транспортного технического бюро РСДРП Соколова в 1924-м году в здании был открыт музей, посвящённый Первой русской революции. Создавали музей при непосредственном участии тех подпольщиков, которые здесь работали и помнили всё до мелочей. Сначала пришлось производить раскопки того самого секретного помещения, где в процессе были найдены тюбики с краской..

-26

Сначала музей состоял из лавки и подвала с тайной комнатой. Поступало множество предложений выселить жильцов из исторически важных помещений, ведь дом продолжать оставаться жилым. Но жилые помещения освободили только в 50-х годах прошлого века, и музей обустраивался при участии последней живой подпольщицы - служанки Маши. В 1958-м году был выпущен диафильм "Дом на Лесной", который при желании можно найти и посмотреть в интернете.

Сейчас печатный станок не работает, но каждый посетитель может сам напечатать себе листовку и забрать домой на память. Текст листовки соответствует тому, что печатался подпольщиками, и призывает объединяться пролетариев всех стран на борьбу с империализмом.

Музей маленький, но колоритный. Попасть туда можно и без экскурсии, но послушать экскурсовода очень интересно. На экскурсию можно попасть по предварительной записи по телефону. Еще в музее проводятся детские викторины и театрализованные экскурсии. Осмотр неутомительный, цены демократичные, а полученных впечатлений масса. Москва и её музейные пространства не перестают удивлять и радовать.

Всем хорошего настроения и новых приятных впечатлений!

Ставьте лайки, оставляйте комментарии, делайте репосты!

Подписывайтесь на мой канал и читайте статьи о достопримечательностях и путешествиях!