Найти тему

Скорочтение, развиваем быструю технику чтения у детей и взрослых

В современном мире необходимо обладать быстрой техникой чтения (скорочтение) так, как она позволяет увеличить глубину прочитанного материала, сэкономить время, поднять самооценку, развить память, улучшает концентрацию внимания, развивает воображение и не только. Таким образом, помогая, выйти на новый уровень развития мышления, познания и осознанности.

Но сначала, давайте разберемся, что такое скорочтение?

Скорочтение - способность быстро читать при использовании особых методов, включающих группировку информации и уменьшение проговаривания.

В 1878 французский врач-офтальмолог Эмиля Жаваля обнаружил, что глаза совершают короткие движения "скачки" с короткими остановками, с фиксацией зрения на одном месте. Во время чтения одной строки глаза останавливаются 3-4 раза, а не на каждом знаке. Тогда, исследование показало, что поле зрения человека шире, нежели чем считалось ранее.

На данный момент есть 3 типа чтения:

  • Мысленное проговаривание: внутреннее озвучивание каждого слова, как чтение самому себе. Самая медленная форма из-за того, что человек проговаривает все прочитанное, так же может отвлекаться на свои мысли и на много легче сбивается, каждый раз при таком моменте приходится перечитывать.
  • Звуковое чтение: прослушивание текста. Более быстрый процесс, но требует большей концентрации внимания.
  • Зрительное чтение: понимание значения записанного слова вместо его звука или проговаривания. Самый быстрый процесс и более эффективный.

Виды навыков скорочтения:

  • Просматривание (поверхностное чтение) - это процесс чтения, включающий зрительный осмотр предложений на предмет подсказок к основной мысли текста, позволяющий быстро находить ключевые слова и тезисы в тексте.
  • Подавление субвокализации - внутреннего проговаривания прочитанного текста.
  • Сканирование - это процесс активного поиска информации с использованием блок-схемы, диаграмм.
  • Наведение - использование пальца или иного указателя, для ускорения перемещения глаз по длинным участкам текста.
  • Расширение поля зрительного восприятия. Для этого метода существуют специальные упражнения, такие как таблица Шульте, направленные на улучшение периферического зрительского восприятия и расширение прочитанного кругозора. Одно из самых эффективных методов.
  • Устранение «регрессий» - идет возрастание движений глаз при чтении. Данный навык тесно связан с развитием памяти.

  • Виды упражнений:
P.S. На данный момент существует очень много видов упражнений, но мы разберём всего несколько.

1. Один из самых эффективных упражнений - таблица Шульте, это инструмент для тренировки периферического зрения, концентрации внимания и параллельного восприятия информации.

Работа с таблицей Шульте.

Расположите таблицу на таком же расстоянии, на котором обычно держите книгу при чтении. Это нужно, чтобы взгляд комфортно охватывал все поле целиком
Сфокусируйтесь на центральной ячейке. Важно, чтобы глаза не двигались, пока вы выполняете упражнение. Нужные значения необходимо искать с помощью периферического зрения

Особенность работы с таблицей Шульте, чем меньше переводов взгляда по строке делает читатель, тем выше скорость чтения и меньше утомляемость. При тренировке быстроты чтения необходимо учиться воспринимать строку текста за всё меньшее и меньшее количество переводов взгляда, постепенно увеличивая скорость.

2. Очень похожий метод с таблицами Шульте - это расширение поля зрения.

Нужно на комфортном для себя расстоянии смотреть в одну точку и соединить разделенные слова, буквы или цифры. Например:

3. Назови цвет. Методика помогает развить способность воспринимать слово, как целостный образ, а не как набор определенных букв.

Нужно называть именно цвет, а не читать написанное.
-2

Прежде всего скорочтение - это навык оттачиваемый практикой. Чтение текста приводит к пониманию материала. Практика скорочтения достигается путем чтения в несколько этапов: предварительного просмотра, обзора, чтения, повторения; а также путем упражнений в чтении и воспоминании краткого содержания прочитанного, путём написания или мысленного плана.

-3