Недалеко от главной транспортной артерии в центре Калининграда, за корпусом университета, на улице, которая сейчас носит имя профессора Севастьянова расположено здание, которое коренные жители назовут сухо, с советским флёром - «маслобаза», а турист вовсе может пройти мимо. Обидно, ведь внутри него происходили события, по мотивам которых можно снять поучительное кино о том, как трагично менялась политика Германии 1930-ых годов, что и привело к смерти Восточной Пруссии.
В 1930 году в центре Кёнигсберга в начале Цвайте-Флис-штрассе (с 1933 года – Отто-Райке-штрассе) возводится нестандартное 4-этажное здание с дугообразным фасадом и остекленными эркерами. Нетипичная форма объясняется скорее всего тем, что архитектор хотел подчеркнуть изгибающуюся линию улицы. Оригинальное строение получило название Отто-Браун-Хаус (нем. Otto-Braun-Haus). В нём разместился региональный штаб Социал-демократической партии Германии и профсоюза, типография «Кёнигсбергской народной газеты» (нем. Königsberger Volkszeitung).
В те времена СДПГ ещё являлась главной политической силой в Веймарской республике. Именно эта партия разожгла пламя ноябрьской революции 1918 года, подняв на восстание не только рабочих, но и армию. Свергнув монархию, социалисты возглавили новое правительства, являлись доминирующей коалицией в Рейхстаге. Они первыми почувствовали какой бедой для страны может обернуться приход к власти сторонников Гитлера, поэтому еще в 1931 году образовали крупнейшее антифашистское объединение «Железный фронт».
Лидером восточно-прусского отделения СДПГ был Отто Браун. Он родился в Кёнигсберге в 1872 году в семье бедного ремесленника, поэтому и сам после окончания школы отправился работать печатником. Однако, этот высокий (рост 1,90 см.), широкоплечий и волевой человек обладал организаторскими способностями, поэтому, даже не имея достойного образования, он нашёл себя в политике. Уже в 16 лет Отто оказался в рядах членов социал-демократов, затем возглавил Избирательное объединение рабочих Кёнигсберга, являлся редактором политических журналов и газет. При этом он придерживался радикально-анархистских взглядов из-за чего в 1892 году получил два месяца тюремного заключения «за оскорбление величества», а в 1904 году против него возбуждено дело о государственной измене. Любопытно, что связано оно было не с Германской, а Российской империей – Отто обвинили во внедрении в соседнюю страну анархистских сочинения, призывающих к свержению царя.
С 1913 года Браун был членом прусской Палаты представителей, спустя пять лет стал министром сельского хозяйства Восточной Пруссии. Во время революционных событий, приведших к окончанию Первой мировой войны и краху империи, он организовывал забастовки, являлся членом Берлинского рабочего и солдатского совета. Не скрывал своего отвращения к лидеру «спартаковцев» Розе Люксембург, считая, что она ведёт протест в тупик, исповедуя «отвратительную учительскую манеру» и пропагандируя «советскую чепуху».
В Веймарской республике Отто добился пика своей политической карьеры. В 1920 году он стал депутатом немецкого рейхстага и тогда же был назначен премьер-министром Восточной Пруссии. Пост не только ответственный, но и сложный, так как по условиям Версальского мирного договора провинция была отделена от основной территории Германии, рухнули все экономические связи. Эту должность Браун занимал до 1932 года, до момента смены политических сил в Германии и прихода к власти нацистов.
На первых общенародных выборах президента (1925 г.) набрал 29% голосов и занял второе место, уступив кумиру нации Гинденбургу. На выборах в 1932 году СДПГ не смогло получить большинства голосов, началась новая, страшная страница в истории не только Германии, но и всего мира. После прихода к власти Гитлера и НСДАП, Браун отстранен от должности (эти события вошли в историю как Прусский переворот), его место занял канцлер Папен. Вполне резонно опасаясь за свою жизнь Отто бежал из Пруссии в Швейцарию и уже после окончания Второй мировой войны предпринимал тщетные попытки восстановления государства Пруссия. Он умер в эмиграции в Локарно в 1955 году.
Вернёмся же в Кёнигсберг. В 1933 году нацисты уже активно работали над зачисткой политического поля и запугивания оппонентов. В марте штурмовиками СА совершён налёт на Отто-Браун-хаус. Те события описаны в книге Пржездомского «Тайный код Кёнигсберга»:
«Отто-Браун-хаус, так яростно защищавшийся бойцами рабочих отрядов самообороны в 1932 г., ещё не раз подвергался нападениям фашистских молодчиков, пока, наконец, в марте 1933 г. не был захвачен ими окончательно. На сей раз рабочим уже не удалось отстоять свой политический штаб. Сотни штурмовиков, вооруженных железными прутьями и кинжалами, прорвав цепь обороняющихся, проникли в здание. Из окон были выброшены все книги, подшивки газет и журналов, папки, плакаты, экспонаты постоянно действующей выставки. Тысячи листков, подхваченные ветром, летали в воздухе, оседая на крышах домов и кронах деревьев. Персонал Отто-Браун-хауса был буквально вышвырнут на улицу под свист и улюлюканье толпы».
В помещение въехали «коричневорубашечники» (так, за цвет униформы, называли штурмовиков СА), здание в народе получило название «Коричневый дом». Для того, чтобы сделать к нему прямой проход со стороны Парадной площади, вырубили чудесную каштановую аллею, которая росла здесь ещё со времён Королевского сада.
Внутри здания происходили пытки активистов и политиков, которые не соглашались отдать страну в руки националистов. Есть версия, что одним из замученных в стенах этого «адского дома» был уроженец Велау Вальтер Шютц. Когда уже всё население Кёнигсберга было запугано репрессиями монополизировавшей власть НСДАП, именно этот смелый и авантюрный коммунист попытался организовать митинги.
Вальтера поймали (узнав место расположения посредством пыток одного из сторонников по партии) и отправили в подвалы «Коричневого дома». Его пытали 12 часов. Лишь вечером обезображенное тело привезли в больницу, где врачей заставили написать заключение «пациент скончался от разрыва сердца».
Во время уличных боёв при штурме Кёнигсберга здания в этом районе получили серьёзные повреждения и большинство из них было разобрано. Однако, Отто-Браун-Хаус не стали демонтировать. Скорее всего причина была в том, что оно имело не кирпичную, а железобетонную конструкцию опор и перекрытий.
Сегодня нестандартный архитектурный объект принадлежит ОАО «Маслобаза Калининградская». Часть помещений сдаётся в аренду. С 2007 года административное здание внесено в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Современный адрес здания: ул. Профессора Севастьянова, 3-5.
© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
Вся история любимой области – в цикле книг «Прусская Атлантида: Исторический путеводитель по Калининградской области», которые доступны к покупке в электронном формате (pdf).
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта: knowprussia.tilda.ws
Все права защищены.
Материал из пабликов «Познавая Пруссию» не может быть воспроизведен или использован в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или иные способы хранения и воспроизведения информации.