После ссоры со своим начальником и покровителем фельдмаршалом князем Потемкиным генерал-аншеф граф Суворов вынужден искать справедливости в Санкт-Петербурге, куда незамедлительно и выезжает из Ясс.
Прибыв в столицу, Александр Васильевич ищет возможности заявить Екатерине II об обиде, причиненной ему низкой наградой, несопоставимой его великому подвигу под Измаилом. И поскольку, в аудиенции ему отказано, то 60-летний Суворов прибегает к унижающему его достоинство искательству у 23-летнего нового набирающего только силу фаворита Екатерины II Платона Александровича Зубова. Этот юный баловень судьбы, которого современники именуют не иначе, как «Дуралеюшка», едва ли отдает себе отчет в том, какого великого масштаба личность представляет собой Суворов. Платон Зубов не предпринимает значимых серьезных попыток для того, чтобы переменить мнение Императрицы на судьбу великого полководца.
Через некоторое время в Санкт-Петербург прибывает и сам светлейший князь Потемкин-Таврический. И хотя по большей части его место в сердце Екатерины II уже занимает новый фаворит, тем не менее, властительность и влияние Потемкина в Российской империи все еще велики и значительны. К тому же, сама Императрица по-прежнему продолжает благоволить Потемкину и осыпает его щедрыми знаками милости.
Суворову остается только издали наблюдать за триумфальной поступью князя Потемкина по Петербургу, где все и каждый преклоняются перед славой и волей всесильного временщика, а сама великая императрица Екатерина буквально сдувает с него пылинки. За что? За какие-такие заслуги Потемкину грандиозные почести? От лицезрения этой картины жестоко страдает впечатлительная натура Александра Васильевича.
Чтобы хоть немного успокоить свой возмущенный дух, Суворов берется за перо и начинает вести дневник. Записи Александра Васильевича полны горечи и боли. Он припоминает обиды, нанесенные ему еще начиная с 1774 года, когда генерал-поручик Каменский, не поддержал его в сражении при Козлуджи. Потом вспоминает австрийских фельдмаршалов Кобурга и Лаудона, награжденных лучше него. Перечисляет всех старых российских генералов и указывает, что он старше почти их всех, а между тем не только гораздо одаренней, но и заслуженнее их. Относительно Потемкина у Суворова возникает такой вопрос: какая награда причиталась бы ему Суворову, если бы он со всеми своими заслугами занимал бы место Потемкина? Свою эту записку Александр Васильевич заканчивает горькими словами: «Время кратко, сближается конец, изранен, 6 лет, и сок весь высохнет в лимоне». Так опустошена душа великого полководца.
Тем временем, в честь измаильской победы в Санкт-Петербурге готовится великий праздник. А светлейшему князю Потемкину очень не нравится, что на торжестве будет присутствовать главный герой — Александр Васильевич Суворов. Ведь тогда Суворов неизбежно станет центром внимания и преклонения, при этом оставив самого Потемкина в тени; а это не входит в планы всесильного временщика. Светлейший князь внушает Императрице идею на время избавиться от Суворова. И за несколько дней до праздника, 6 мая 1791 года, Александр Васильевич получает от Потемкина рескрипт Екатерины II, направляющий великого полководца проинспектировать финляндскую границу со Швецией, с целью спроектировать систему надежных укреплений. Тем самым, Суворов отправляется в короткое изгнание.
Но Александру Васильевичу сейчас не до мелочных интриг властительного временщика. Суворов едет в это изгнание с облегчением и с большой охотой, только бы избавиться от тяготящего его вынужденного бездействия и горьких мыслей.