Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

«Легенды ВИА»: Леонид Бергер

Имена многих из них в своё время не были широко известны массовому слушателю, поскольку ведущие концертов редко объявляли их на концертах (обычно это было так: "...на сцене ВИА «ХХХХ», художественный руководитель «хххх»..." и всё), и даже на пластинках не всегда указывались имена участников коллектива. Но всё же некоторые из этих вокалистов стали легендарными при жизни и даже те из них, кто так и не построил сольной карьеры, вошли в историю отечественной популярной музыки как невероятно талантливые исполнители, которых любят и помнят миллионы поклонников.

Сергей Беликов, Анатолий Алёшин, Александр Лерман, Леонид Бергер, Галина Шевелёва, Александр Лосев, Игорь Иванов, Владислав Андрианов, Леонид Борткевич, Анатолий Кашепаров, Валерий Ярушин, Людмила Барыкина, Альберт Асадуллин, Игорь Офицеров, Ирина Шачнева, Валентин Дьяконов, Сергей Дроздов и ещё несколько десятков имён можно назвать из тех, кто достоин не только любви и памяти,но и подробного рассказа о своём творческом пути. Именно поэтому рубрика «Легенды ВИА» лишней на канале точно не будет: в ней я, по мере возможности, попробую рассказать о тех музыкантах и вокалистах, без которых эпоха ВИА была бы попросту невозможна.

Данное вступление будет предварить каждую публикацию рубрики "Легенды ВИА" для удобства тех, кто будет впервые читать тот или иной материал. Должен же я как автор объяснить причины, по которым создавалась данная рубрика и публикации для неё. И хотя сам жанр ВИА близок далеко не всем, но многие из тех, чья молодость пришлась на 70-80-е годы ХХ века надеюсь воспримут эти статьи с интересом, пусть даже в его основе будут одни лишь ностальгические нотки. Я более чем уверен, что даже среди любителей западной поп и рок-музыки нет ни одного человека, которому бы не нравились хотя бы некоторые песни исполнителей, о которых пойдёт речь.

В первой статье рубрики я рассказал об Александре Буйнове (ссылка на публикацию) как прежде всего одном из "старожилов" коллектива "Весёлые ребята", а сегодня речь пойдёт о ещё одном участнике этого коллектива.

Леонид Адольфович Бергер родился в первом послевоенном году в Москве (2.10.1946). Наверное в детстве с таким отчеством ему было непросто, но это лишь предположение, потому как фактов подтверждающих его - я не нашёл.

Отец Леонида, Адольф Иосифович Бергер был в те годы очень популярным портным, и чтобы пошить у него, например, модельное дамское платье, приходилось задолго записываться. И именно отец сразу оценил музыкальные способности сына, и когда Лёне исполнилось четыре года, отдал его учиться играть на скрипке (которую через три недели Лёня попросту сломал). Однако отец так просто не сдался: сначала купил Лёне пианино (его как скрипку не сломаешь😂) и пригласил на дом преподавателя, а после того как младший Бергер окончил шестой класс, привел его в знаменитую ЦМШ — то есть в Центральную музыкальную школу (на студенческом слэнге — Мерзляковка), где под руководством опытных педагогов растили по-настоящему талантливых музыкантов. Но в ЦМШ Леонид занимался по классу кларнета, однако без особого успеха, поскольку взаимной любви между ним и инструментом не случилось. Но в то же время у юноши проснулся интерес к теории музыки. После музыкальной школы Леонид поступает в музыкальное училище, где у него проявился интерес к Мусоргскому, Дебюси, Равелю, Гершвину и ...джазу. На одной из молодежных вечеринок он впервые услышал "Битлз" и сразу очень серьезно на них "запал". А затем он услышал Рэя Чарльза, который настолько его поразил, что:

-Папа...,на другой день, решил что меня где-то отравили так, что я сошел с ума."

Когда Леонид женился, отец подарил ему на свадьбу обручальное кольцо и попросил выгравировать на нем свое имя, но на кольце появилось надпись "Рэй Чарльз".

Это увлечение привело к тому, что Бергер был отчислен из училища. Отец упросил начальство чтобы Леонида приняли назад, но для этого ему пришлось вновь пройти через приемные экзамены, которые он довольно легко выдержал и был вновь принят на первый курс. Вскоре он познакомился с Валерием Шаповаловым, который ввел его в круг зарождавшихся московских рокеров. В 1966 году Леонид Бергер стал одним из основателей ансамбля "Орфей".

Группа "Орфей": Бергер, Витебский, Антонов(Добрынин).
Группа "Орфей": Бергер, Витебский, Антонов(Добрынин).

Михаил Шабров (поэт-песенник, в прошлом старший редактор фирмы "Мелодия"):

-Вокалистом группы был Леонид Бергер. У него был красивый сильный голос, и сам он был красивым молодым человеком. Девушки сходили по нему с ума. Главный показатель популярности. У Бергера были все данные, чтобы со временем стать, как теперь принято говорить, суперзвездой..."

Бергер:

-Наш репертуар представлял сплошную эклектику. Я, естественно, пел Рэя Чарльза, который в то время и довольно долго потом воспринимался всеми достаточно странно. Немного пели "Битлов"... Да, пели мы еще вещи "Бич Бойз". И, что важно, уже тогда я начинал "пописывать рок" сам. Но вот, что потрясающе странно: меня, бешено увлекающегося "американщиной"... и "англичанщиной"..., тянуло писать песни только на русском!

Я и тексты сам писал...

Михаил Шабров:

-Лёня Бергер свободно владел английским языком, его произношение было безукоризненным и песни из репертуара "Битлз" в его исполнении звучали без раздражающего слух акцента. К тому же он понимал о чем поет. И это было не слепым копированием или подражанием "Битлз", это было собственным прочтением, что всегда интересно.

На самом деле Бергер плохо знал английский в то время и его произношение тоже было далеко не "безукоризненным", поскольку все песни, которые он исполнял "снимались" им на слух по записям. Однако благодаря потрясающему голосу и необычной манере пения тогда считалось, что он был один из немногих, кто мог делать "настоящую "фирму".

Стас Намин:

-Бергер,... уникальный парень-тем, что он настоящий трудяга. В определенный момент и раньше всех он понял, что кроме "халявы" и такой, знаешь, заводной музыки, существует обязательный "музыкальный труд", и занялся соул-музыкой... Как он преображался, когда садился за фортепиано и начинал петь. Пел здорово. На английском языке и на русском, естественно...

А потом, в январе 1969 года, состоялось знакомство Леонида с Павлом Слободкиным, который на тот момент уже создал ансамбль "Весёлые ребята". Слободкин сам нашёл Бергера в стенах училища и предложил прийти на прослушивание

Бергер:

-И вот я явился на прослушивание. Оказалось в зале для прослушивания сидел только Паша, готовый один решить мою судьбу.В зале стоял рояль.

"Ну? Что ты умеешь?"-спросил Паша.

Я сел за рояль и "сбацал" ему одну песню.

"Достаточно!-остановил он.

-Ты, паренек, нам подходишь!

Это было в то время, когда Слободкин готовился к записи первой пластинки ВИА "Веселые ребята".

Пластинка была необычна тем, что впервые фирма грамзаписи "Мелодия" выпускала композиции "Битлз", пусть и не в оригинале. Официальные власти резко критиковали эту группу, поэтому выход подобной пластинки в то время-дело совершенно удивительное, поскольку пройти в таком виде различные худсоветы и согласования было практически нереально. Кроме того на ней отсутствовали и песни членов Союза композиторов СССР. "Пробить" выход этой пластинки помогли крепкие связи Слободкина, помощь самого популярного тогда поэта-песенника Онегина Гаджикасимова (на диске записывались 2 его песни), определенный компромисс и тот факт, что она планировалась к выходу в гибком варианте (гибкие грампластинки, выпускались фактически минуя худсоветы, особенно, когда фирма "Мелодия" не выполняла план).

На дебютную пластику Слободкин возлагал большие надежды по раскручиванию собственного ансамбля и, чтобы эти надежды оправдались, он искал людей, которые могли бы осуществить эти записи максимально эффектно. Поскольку в то время в Москве лучшими подражателями "битлов" был "Орфей", то именно на них и обратил свой взор Слободкин. Сначала он пригласил в "Веселые ребята" Бергера, а тот в свою очередь потянул за собой Витебского. А на саму запись был приглашен и Антонов (не Юрий, а Вячеслав, который позднее станет Добрыниным). Первоначально обе песни планировалось записать на английском языке, но такой вариант не разрешили. И пришлось Леониду написать к песне "Старенький автомобиль" русский текст. Но главным хитом диска стала, как не странно, не какая либо из "битловских" вещей, а песня "Алешкина любовь" (С.Дьячков-О.Гаджикасимов), навсегда ставшей визитной карточкой "Веселых ребят" и лично Леонида Бергера. Впрочем, влияние тех же "Битлз" и в ней ощущается. Пластинка стала настолько успешной, что обеспечила сумасшедшую популярность и ансамблю и Бергеру лично.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=acN4pGYxLds

Сергей Дьячков-композитор:

-Я считаю его (Бергера) самым гениальным музыкантом из всех кого я знал в жизни. Меня никогда не удовлетворяло то, как кто-то поет, всегда были какие-то замечания. И в конце концов, как получилось-так и получилось. А когда пел Бергер - он просто подавлял. Мне казалось что он поет лучше, чем я придумал.

В этот период Леонид, как певец, стал востребован разными авторами. Он принимает участие в записи сольной пластинки композитора Давида Тухманова (песня "Непросто быть вдвоем" вместе с "Веселыми ребятами"). Эта пластинка в гибком варианте вышла даже раньше, чем дебютный диск самих "Веселых ребят".

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=W87O32Egxyc

Известный композитор Оскар Фельцман предложил Бергеру записать несколько своих песен с обещанием помочь в продвижении.

Вышла пластинка, где кроме песни Фельцмана была и песня Д.Тухманова с оркестровым аккомпаниментом.

Композитор Владимир Рубашевский выпустил миньон со своей музыкой к фильму "Каникулы в раю", где одну песню записала вокальная группа "Веселых ребят" (Бергер, Витебский и Петерсон) вместе с певицей Марией Лукач,одну спел сам Бергер и одну дуэт Бергер-Лукач.

Короткое время в "Веселых ребятах" вместе с Бергером работал и Александр Градский.

А.Градский:

-Впечатление?

Сногсшибательное!!!

Очень он (Бергер) мне тогда нравился!

Но!!!

Он никогда ничего не сделал своего.

Сейчас-а я его вновь недавно "живьем" слушал-он, честно говоря, мне меньше понравился. Кстати, и всегда, когда он пел по-русски, это было неинтересно по сравнению с тем, как гениально-я считаю-он пел по-английски. Как он пел рэй-чарлзовские вещи! Как он пел Тома Джонса! Это просто невозможно вспоминать без слез! Это действительно замечательно было! Но как только он начинал петь по-русски-все: его, так сказать суперталант поникал...у меня в глазах. Он терял практически все...

Он певцом для меня, перед которым я хоть в чем-либо преклонялся, никогда не был! Я всегда считал себя равным, а может быть и лучше. Я на русском языке всегда пел гораздо лучше, чем он! И всегда пел на английском языку хуже, чем он, как мне казалось...

Бергер мне нравится как исполнитель английских и американских вещей-безоговорочно! Больше...никогда мне никто не нравился! ( конечно с АБ можно и не соглашаться зная насколько он высоко держал оценочную планку не только в отношении других, но и в отношении себя самого, однако без его мнения картинка будет выглядеть несколько однобоко - прим.автора)

В конце 1971 "Веселые ребята" выезжают на первые зарубежные гастроли в Чехословакию, где ими была записана песня "Нет тебя прекрасней" (Ю.Антонов-А.Азизов,И. Безладнова), в которой солировал Бергер.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=9M6pWELbnTw

Алексей Пузырев- бывший участник и основной аранжировщик ВИА "Веселые ребята" их "золотого периода" 1971-1975 гг.:

-Я помню, что мы записывались в какой-то кирхе, внизу была студия, а наверху сидели звукооператоры. Они очень ехидничали насчет русских музыкантов, но, как только Бергер запел, сразу примолкли...

В первой половине 1972 года "Веселые ребята" примают участие в записи дебютного диска-"гиганта" Д.Тухманова "Как прекрасен мир". Они записали вокальные партии 3 - х песен: "Любовь - дитя планеты", "Любимая, спи" (Е. Евтушенко) и "Танцевальный час на Солнце" (С. Кирсанов). В двух последних солировал Бергер.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=XWzu38te8VA

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=HPvb-HALVUI

Потом вышла пластинка "Веселых ребят" с песнями из этого диска, но уже в собственном сопровождении. Видимо это были последние работы Бергера в грамзаписи в составе "Веселых ребят".

Популярность Бергера росла, но реализовать себя в полной мере ему не удавалось. Это навело его на мысль об эмиграции.

Бергер:

-Когда это случилось, я пошел к Паше и сказал:

"Паша, все!Я делал, что мог, но мое терпение кончилось.Я уезжаю в Австралию..."

К тому времени сестра жены выехала туда из Польши, и таким образом у нас там появились родственники, что давало основания для выезда из СССР...

Паша очень расстроился. Это сулило ему всяческие сложности. Я сказал:

"Паша, единственное, что я могу для тебя сделать,-это сейчас уйти из ансамбля, а уехать за границу через год.

В 1972 году Бергер уходит из "Веселых ребят" и устраивается в ресторанный оркестр п/у Виталия Клейнота.Там он получил возможность петь практически любой репертуар, чем и пользовался до самого своего отъезда.

Оркестр работал в ресторане "Лесной".

Фрагмент фильма "Вид на жительство" (1972), где можно увидеть ресторанный оркестр п/у Виталия Клейнота. На переднем плане Леонид Бергер.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=76IP9OymgRc&t=1s

Алексей Пузырев:

-Бергер? Это выдающийся певец. Таких, в общем - то, после него не было... В своей манере, конечно... это профессиональный на западном уровне певец. Техника, ум, голос, подача.

В ноябре 1972 года некие предприимчивые люди организовывают недельные гастроли в Ереване в спортзале "Динамо" сборной московской супергруппы, куда специально отбирались лучшие московские певцы и музыканты, причем для попадания туда они проходили специальное прослушивание. Бергер вошел в состав этой команды и участвовал в тех триумфальных гастролях, которые, правда, продлились всего три дня, а организаторы этого мероприятия попали под суд.

В 1973 году на экраны вышел мультфильм "По следам бременских музыкантов"-продолжение знаменитого мультика 1970 года. В записи музыки к этой работе принял участие и Леонид Бергер. Однако его имя нигде не фигурировало, поскольку он уже эмигрировал из страны. Уехал Бергер в апреле 1973, а накануне отьезда он организовывает свой прощальный вечер.

Александр Барыкин:

...С Леней Бергером я виделся только в ресторане "Лесной", в Измайлове. Перед его отьездом за границу.Это 74-й год...или 75-й...

На этот вечер в кабак привел меня Клейнот Валерка...И там пел Леня. Он пел песню: "Для меня нет тебя прекрасней..." Причем он так ее пел, что я плакал...Никогда не забуду...

Провожало его очень много людей. Улетал он на следующее утро...

Посадили меня за столик прямо рядом с тем местом, где он пел.

А пел он так классно!

Первые 6 месяцев в Австралии по словам Бергера были:

"...невыносимо тяжелыми: с большой и веселой эстрады я попал в маленькое и тоскливое дело...я должен был, например, подобно улыбающейся машине, безропотно и часы напролет паковать в магазине рубашки..."

Вскоре однако он нашел человека, который попробовал его на телевидении.

"Однако вопреки моим предвкушениям от меня хотели не того, что я мечтал петь, а "Калинку-малинку","Во саду ли в огороде..." и даже танцев вприсядку."

Это выглядело, как насмешка: Бергер с детсва прихрамывал.

В конце концов он устроился петь в ресторан, рассчитывая пробиться наверх через "ресторанные подмостки". В какой-то мере это ему удалось

Сначала он выучил английский язык, и научился петь и играть "по-ихнему". Очень много стал слушать радио и параллельно писать и записывать свои песни.

Однажды кто-то ему посоветовали показать свои песни компании, которая специализировалась на закупке музыкальных материалов. Там он познакомился с человеком, который свел его с музыкальным продюсером и тот помог ему начать музыкальную карьеру в Австралии. Из бродячих музыкантов был набран оркестр и арендован клуб, который назвали "Клуб профессиональных музыкантов".

Вскоре пришла известность и к ним стали приезжать любители музыки со всего Сиднея. Благодаря этому Бергеру удалось подписать первый контракт и выпустить две пластинки. Кроме того он трижды представлял Австралию на муждународных конкурсах.

Вскоре он подписал второй контракт на выпуск еще двух дисков. Одна из записанных на них песен дошла до 4 места в австралийском хит-параде. И это был его наибольший успех.

Александр Барыкин:

Леня был моим кумиром. Я собирал его пластинки...Нормальный был парень, хотя пользовался популярностью у всех нынешних рок-звезд.

Главное для него было-привлекать внимание своим пением, а не какой-нибудь сверхэкзотической внешностью. Быть может, благодаря именно ему, подавляющее число рождавшихся в те времена рок-звезд не видели и по сей день не видят никакой необходимости увлекаться всякими побрякушками, но зато мы с переживанием следили, чтобы наш песенный арсенал всегда был на самом передовом мировом уровне.

...потом я узнал его дальнейшую судьбу. Там, за кордоном, кажется в Японии, он выпустил пластинку.Называлась она "Айсберг". На ней был самый большой его зарубежный "хит", популярный в Австралии, на всех островах Индонезии и в Японии. Название песни "Покажи мне дорогу в джунглях". Помню, из Владивостока мне привезли эту песню в Сочи. И я так "улетел" от этой песни, что долго не мог "приземлиться". Ну фирмач поет-и все! Здесь еще чувствовалось какое-то дрожание голоса, мелодии, а там он быстро набрал недостающий класс...

В Сиднее он впервые встретился со своим кумиром Рэем Чарьзом. Встреча настолько потрясла его, что он даже написал ему "громадное и дурацкое" письмо, но ответа не получил.

В 1989 годы в Австралии гастролировала Алла Пугачева. Бергеру удалось с ней познакомится и "по-русски посидеть, "погудеть", хорошо поговорить, повспоминать, что было и чего не было..." Результатом этого стало приглашение Бергера в Москву для участия в "Рождественнских встечах" в декабре того же года, где он был представлен как австралийский певец Леон Бергер.

Михаил Шабров :

...Его пригласила для участия в Рождественских встречах Алла Пугачева. Бергера тепло принимали в основном те, кому под пятьдесят и кто помнил Лёню Бергера-солиста группы "Орфей", а потом знаменитых "Веселых ребят", а новое поколение, которое выбирает "pepsi", отнеслось к австралийскому певцу Лео Бергеру достаточно равнодушно.(С Михаилом Шабровым хочется поспорить: в 1989 году, когда проходили "Рождественские встречи" среди тех, кто помнил и любил творчество Бергера, было немало и тех, кому тогда в 1989-м было около сорока, поэтому говорить "под пятьдесят" - перебор. Мне вот сейчас 57 и я на 20 лет моложе Леонида, а прекрасно его помню - прим.автора)

Наверное, это закономерный итог.Никто, из уехавших на Запад, наших эстрадных деятелей не достиг там и десятой доли успеха имевшегося здесь. И действительно, насколько там может быть востребован певец, пусть и очень похоже имитирующий Рея Чарльза, при наличии самого Рэя Чарльза?

Вопрос риторический и ответ на него очевиден.

Стас Намин:

Бергер-действительно уникальный парень. Он, как и многие тогда подающие надежды московские рок-певцы и музыканты, уехал на Запад и, как все, оторвавшись от питавшей его почвы, не достиг той известности в роке, какую мог бы иметь в мире, оставшись дома и благодаря дому. А ведь, кстати, дела его за кордоном сложились куда удачнее, чем у большинства наших соотечественников... Несколько месяцев назад я встречался с ним в Австралии. Работается ему сейчас очень хорошо. Записывается на студиях, но-не "звезда". Хотя известен в Австралии больше, чем многие другие.

Алексей Пузырев:

Да, останься он, был бы сейчас фигурой Номер Один на нашей сцене...

Певец он уникальный, даже Слободкин говорил, что лучше певца он не знает.

Но Историю не исправить. И сделанного когда-то уже не воротишь.

P.S. Гипотетически сейчас можно порассуждать на тему "Что было бы, если бы он не уехал."

Юрий Ермаков (лидер одной из первых советских рок-групп "Сокол"):

-Об одном я жалею, что, когда в 70-е годы начался прессинг, нам не хватило терпения его пересидеть.

Сейчас я, конечно, понимаю, что нам нужно было наплевать на все и спокойно продолжать работать. Просто понять, что несмотря ни на что надо продолжать заниматься любимым делом...

Вряд ли кто-нибудь на Западе (кроме самого Бергера) сейчас помнит о его главном хите австралийского периода, да и тех, кому та песня нравилась в период своей наивысшей популярности, от силы наберется по всему миру не больше, чем жителей небольшого провинциального российского города, а "Алешкину любовь" на 1/6 части суши, включая сегодня уже независимые государства, помнят.

И она до сих пор востребована.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=WYzoxvb6ttE

В основе публикации информация взятая отсюда.