Ровно 95 лет назад задуман роман «Мастер и Маргарита»
В 1928 году у М. А. Булгакова возник замысел романа, позднее названного им «Мастер и Маргарита».
Давно хотел написать о великом подвиге писателя, сумевшего в обстановке невыносимой травли, а потом уже со всеми признаками смертельной болезни, о которой, как врач, не мог он не догадываться, закончить величайшее в мировой литературе произведение. К тому же он не имел надежды увидеть своё произведение напечатанным. Никогда, поскольку невозможно было представить тот зигзаг истории, который сделает вдруг это возможным. Какой необычайный пример мужества для всех нас, кого неодобрительное слово какого-нибудь мошенника-острослова или лёгкое недомогание выбивает уже из колеи и отодвигает от работы. Хотелось бы день за днём проследить обстановку последних дней трагичнейшей из человеческих жизней. Трагичной и прекрасной жизни. Собрал пока необходимые для того материалы.
Тут я приведу всего несколько предварительных штрихов о Булгакове и его романе.
Елена Сергеевна, жена Булгакова, считала «Мастера и Маргариту» романом пророческим. Так, например, буфетчик Андрей Фокич Соков имел реального прототипа — жулика-буфетчика из МХАТа. Однажды (роман ещё не вышел и о нем мало кто знал) вдова Булгакова увидела венки в фойе театра. Оказалось — хоронят буфетчика, умершего, как и герой романа, от рака печени, в клинике Первого медицинского института.
«Критик Латунский» (которого на самом деле звали Осаф Литовский и который работал не только критиком и чиновником от литературы, но и худруком театра имени Ленсовета) дожил до публикации романа — он умер в 1971-м. Гадости про Булгакова он писал до конца жизни, причём требовал у Елены Сергеевны, чтобы она опубликовала одну из его статей!
Хотя Булгаков не ходил в церковь, он, по воспоминаниям близких, был человеком верующим и отчасти суеверным. По воспоминаниям Валентина Катаева, «его моральный кодекс как бы безоговорочно включал в себя все заповеди из Ветхого и Нового заветов». Советские антирелигиозные журналы вроде «Безбожника», в которых Христос изображался мошенником, Булгаков называл «преступлением, которому нет цены».
А Елена Сергеевна считала важнейшим для понимания личности мужа и его главного романа то, что он был из семьи богослова.
Так был ли Булгаков сатанистом, как это принято было считать, да и теперь ещё без этого не обходится?
На фоне всего сказанного выше, решительный приговор писателю, который выносили богословы в начале 2000-х, выглядит несправедливым. Сложно представить, чтобы автор, публично так и не отказавшийся от идей «Белой гвардии», за которую его перестали печатать, в 30-е годы живший очень сложно, ночами писал антихристианский роман. Вести атеистическую или сатанинскую пропаганду в тогдашнем СССР вполне можно было открыто и без подобных сложностей.
В марте 1930-го года Булгаков написал отчаянное письмо правительству СССР. Оно длинное, и здесь нет возможности привести его целиком — но оно абсолютно отчаянное. Булгаков пишет, что за десять лет его литературной работы советская пресса отзывалась о нем 301 раз, причем похвальных отзывов было 3, а ругательных — 298; что он, как писатель-сатирик, вероятно, немыслим в СССР; и что ему лучше всего было бы немедленно уехать за границу.
Через 20 дней после отправки письма Булгакову позвонил Сталин. Сталин спросил его: «Может быть, вас правда отпустить за границу, мы вам очень надоели?» Конечно, Булгаков этого хотел. Он мечтал о Франции и об Италии. Когда Маргарита, летя над землей, видит город, полный огней, это она видит Париж — город, о котором Булгаков, так ни разу в жизни и не выехавший за рубеж, грезил.
Но Сталин предлагал ему билет в один конец. И Булгаков ответил ему, что русский писатель вне родины существовать не может. В эти дни он выбросил револьвер, который приобрёл как раз перед тем.
Булгаков, напомним ещё раз, был профессиональным и опытным врачом. Когда к нему пришла болезнь (похожая на гипертонию, сопровождавшаяся дикими головными болями, сильно влиявшая на зрение — он почти ослеп), Булгаков, конечно, консультировался с другими докторами, но, в принципе, поставил себе диагноз сам: это был нефросклероз, передающаяся по наследству болезнь почек, та же самая, от которой умер его отец.
Другу он писал, что умирать — «мучительно, канительно и пошло. Как известно, есть один приличный вид смерти — от огнестрельного оружия, но такого у меня, к сожалению, не имеется». В том же письме, отправленном за считанные месяцы до смерти, он сообщал: «К концу жизни пришлось пережить ещё одно разочарование — во врачах терапевтах. Не назову их убийцами, это было бы слишком жестоко, но гастролёрами, халтурщиками и бездарностями охотно назову. Есть исключения, конечно, но как они редки!»
Елена Сергеевна вспоминала, что за два дня до смерти Булгаков (которому врачи категорически запретили употреблять всё острое и вредное) все же попросил жену купить икры и водки — он решил устроить прощальный ужин. Умер он через два дня после него. Незадолго до смерти он сказал жене: «Это не стыдно, что я хочу жить, хотя бы слепым». По воспоминаниям Елены Сергеевны, жизнь он, несмотря на развившуюся неврастению, любил безумно.
Ещё известно, что роман «Мастер и Маргарита» давался ему мучительною ценой — он продолжал диктовать правку и за две недели до смерти, ослепнув уже от тяжёлого нефрита. На одной из правок рукописи сохранилась авторская запись: «Господи, помоги мне закончить роман».
«Мастер и Маргарита» был переведён на английский практически сразу после публикации в СССР. Роман прочли миллионы человек, включая Мика Джаггера (ему подарила книжку Марианна Фэйтфул). Именно под влиянием романа Булгакова — а также стихов Шарля Бодлера — он написал знаменитую песню Sympathy For The Devil («Сочувствие дьяволу»). Речь в ней идёт о Воланде, который «был рядом с Иисусом Христом в моменты сомнения и боли, и убедился, что Пилат как следует вымыл руки и приговорил себя». Мистически настроенным людям небезынтересен будет тот факт, что во время записи песни в студии взорвалась огромная лампа, и начавшийся пожар уничтожил всё оборудование группы, но пощадил плёнки. Существует также легенда, что во время исполнения этой песни на музыкальном фестивале была убита фанатка группы. На самом деле девушку убили во время исполнения другой композиции, но Джаггер после этого не пел песню живьём семь лет.
Источники:
1. Д. Корсаков. Михаил Булгаков: «Есть один приличный вид смерти – от огнестрельного оружия. Но у меня его, к сожалению, нет». Комсомольская правда. 10 марта 2017 г.
2. Г. Смолин. Как отравили Булгакова. ООО «ТД Алгоритм», 2016
3.Л.И. Дворецкий. Болезнь и смерть Мастера (о болезни Михаила Булгакова). Клиническая нефрология. Научно-практический рецензируемый журнал. 2010 / №4. Издание ГОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздравсоцразвития РФ, Москва.
4. История болезни Михаила Булгакова