Найти тему
Наука и фантастика

Айвз, Пифагор и "Вселенская симфония"

Оглавление
Чарльз Айвз в своем кабинете
Чарльз Айвз в своем кабинете

Кто бы рискнул создать симфонию, изображающую сотворение мира и всю последующую эволюцию биосферы и человечества? Такой смельчак нашелся. Но сама симфония осталась в эскизах и была воссоздана относительно недавно.

Смельчаком оказался Чарльз Айвз (1874-1954) - классик американской музыки, необычайно оригинальный самородок-самоучка, открывший и предсказавший многие явления в авангардном искусстве. Интересно, что он - ровесник Арнольда Шёнберга (1874-1951), "отца" додекафонии. Но, в отличие от Шёнберга, который занимался лишь художественным творчеством, пусть и в разных сферах (он был также неплохим художником), Айвз, повзрослев, понял, что профессия церковного органиста и занятия композицией не прокормят семью, и занялся страховым бизнесом, причем весьма успешно.

Впрочем, в последние десятилетия жизни он отошел от активных дел, поскольку в 1918 году пережил сильный сердечный приступ, фактически сделавший его инвалидом. Тем не менее, он остался жизнерадостным человеком, неустанно ищущим новые идеи.

Огромного богатства он не нажил - его сохранившийся дом в штате Коннектикут вряд ли впечатлит владельцев нынешних особняков в престижных районах Подмосковья.

Дом Айвза в Данбери, Коннектикут. Отсюда: https://robertgreenbergmusic.com/dr-bob-prescribes-charles-ives-three-places-in-new-england/
Дом Айвза в Данбери, Коннектикут. Отсюда: https://robertgreenbergmusic.com/dr-bob-prescribes-charles-ives-three-places-in-new-england/

Гениальный дилетант?

Благодаря достигнутой в 1910-е годы финансовой независимости, Айвз занимался композицией, не пытаясь вписаться ни в какие течения и направления. Делал, что хотел, как хотел и когда считал нужным. Сочетал разные приемы и техники, использовал в авангардном контексте самый "бросовый" материал (популярную музыку, фольклор и прочее), экспериментировал с микрохроматикой (интервалами меньше, чем полутон).

Музыка оставалась для него хобби, однако относился он к своему творчеству очень серьезно. Ни на какие компромиссы не шел, популярности не искал, славой был не избалован (до 1920-х годов его музыку мало кто знал, и ее практически не исполняли).

Сейчас его сочинения считаются классикой.

Трудно найти музыканта, который не знал бы пьесу Айвза "Вопрос, оставшийся без ответа" (1906). Этот вопрос задает солирующая труба, а мироздание живет и дышит само по себе, в другой тональности, в других ритмах и в другом измерении. Трубу можно заменить английским рожком, гобоем или кларнетом, но обычно используют именно трубу - она лучше контрастирует с прочими инструментами. Очень красивая музыка, послушайте.

Неоконченная симфония

Сколько симфоний у Айвза? Законченных - пять, что для композитора 20 века вполне солидно. Хронологически его симфоническое творчество развивалось параллельно с творчеством Малера, такого же непонятого современниками новатора.

  • Симфония № 1 (1898)
  • Симфония № 2 (1902)
  • Симфония № 3 (1904)
  • Симфония № 4 (1916)
  • Симфония № 5, «Праздники в Новой Англии» (1913)

Но в 1915 году Айвз задумал написать еще одну симфонию, которой дал название "Вселенская симфония" (Universe Symphony). Будучи верующим человеком, а в прошлом - церковным органистом, он захотел "изобразить процесс творения, мистического начала всего сущего, эволюцию всякой жизни в природе и развитие человечества от глубинных корней жизни до духовных вечных сущностей, от одного великого неведомого до другого великого неведомого"

..."to paint the creation, the mysterious beginnings of all things...the evolution of all life in nature, of humanity from the great roots of life to the spiritual eternities, from the great inknown to the great unknown."

Формирование звезд из туманности.
Формирование звезд из туманности.

С осуществлением такого замысла спешить не следовало. Обычные выразительные средства тут не годились. Айвз обдумывал концепцию целого, планировал написать симфонию, которую следовало бы исполнять под открытым небом, с участием огромных оркестров и хоров (привет Скрябину с его неосуществленной "Мистерией" - идеи явно носились в воздухе).

До записи партитуры Айвз так и не дошел. Сохранились 39 страниц эскизов к симфонии (некоторые были утеряны).

Вообще иногда кажется, что бдительное Мироздание зорко следит за дерзновенными попытками смертных выразить и воплотить в искусстве нечто, находящееся вне пределов человеческого разума, и такие попытки пресекаются либо жестко (безвременная смерть автора), либо уводятся куда-то "в песок" (автор много лет ищет, пробует, но так и не завершает произведение).

Реконструкции

Но в середине и в конце 20 века возникла мода на завершение неоконченных шедевров. Существует немало опытов окончания "Неоконченной симфонии" Шуберта (нет, это не последнее его произведение, ничего рокового с ним тогда не случилось), Десятой симфонии Малера, "Искусства фуги" Баха, и других знаменитых произведений.

"Вселенскую симфонию" Айвза тоже закончили спустя много лет после смерти автора и выпустили в свет.

Автор первой реконструкции, 1996 года - Джонни Рейнхард. Он уверяет, будто вся музыка принадлежит исключительно Айвзу, он не добавил от себя ни одной ноты и буквально следовал всем предписаниям композитора, имеющимся в его эскизах. Оркестровка тоже аутентичная.

All the music is Ives. No new notes or instruments were added. All of the directions given by Ives were obeyed to the letter.
Обложка диска.
Обложка диска.

Самое интересное, что в записи, осуществленной под управлением Рейнхарда, используется расширенный пифагорейский строй - фактически натуральный, основанный на натуральных, не измененных (темперированных) обертонах. Эти обертоны содержатся в любом звучащем теле, будь то ваши голосовые связки, струны, колокола и прочие предметы.

Собственно, в согласии с учением Пифагора и его последователей, Вселенная тоже звучит, поскольку небесные тела движутся и производят колебания.

Программа разделов симфонии:

Земля. Фрагмент

Прелюдия № 1: Пульс Космоса.

Раздел А: Широкие равнины и облака

Прелюдия № 2: Рождение Океанов

Раздел B: Земля и Небосвод

Прелюдия № 3: Наступила ночь

Раздел С: Земля на Небесах.

Послушать можно в сети, запись выложена.

Есть и другая реконструкция, 1998 года. Ее автор - Ларри Остин. Здесь материал распределен на три части:

1. Прошлое: из хаоса формируются воды и горы;

2. Настоящее: Земля и Небосвод, эволюция природы и человечества;

3. Небеса - всё сущее возносится к духовному

0:00 - Past - from chaos, formation of the Waters and Mountains 25:31 - Present - Earth and the firmament, evolution in Nature and Humanity 30:21 - Heaven - the rise of all to the spiritual

В сеть выложен даже вариант с партитурой. Она, правда, очень мелкая, но какое-то представление дает.

--

В моей космоопере "Хранительница", в романе "Возвращение Улисса", принц-музыкант Ульвен Киофар Саонс создает музыкальный портрет родной планеты Тиатары. Результатом он не очень доволен, ему кажется, будто он сильно упростил материал, стремясь быть понятым своими слушателями. Правда, ни на какую мистику он не замахивался. Может, и к лучшему. А то с мистикой шутки плохи. Есть риск оставить человечеству неоконченный опус.

Романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти, на Литмаркете и на Литресе. Вы можете почитать ознакомительный фрагмент и решить, интересны ли вам эти книги.

Поддержать автора можно любым удобным вам способом, в том числе распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".