Найти тему
dvnovosti.ru

DVHAB на районе: как Пятая площадка стала городским «страшилищем» (ФОТО)

Запроектировали строительство этого микрорайона в 1939 году. По планам, тут, вдали от городской черты, должна была появится первая хабаровская ТЭЦ, рядом с ней несколько крупных заводов и жилой поселок для рабочих и инженеров. ТЭЦ оптимистично планировали запустить уже в 1942-м, но со строительством с самого начала все пошло не так.

- Значение теплоэлектроцентрали для города исключительно велико. Она даст электроэнергию, пар и горячую воду Южному промышленному району Хабаровска. На базе ТЭЦ начато и проектируется строительство около десятка новых предприятий - кондитерская и мебельная фабрика, инструментальный, рубероидный и другие заводы. Но с самого начала работы сильно отстают от графика, - сообщал Сергей Бисерев, директор и главный инженер строительства ТЭЦ в феврале 1941 года.
   ТЭЦ планировали запустить в 1942 году, но со строительством все пошло не так
ТЭЦ планировали запустить в 1942 году, но со строительством все пошло не так

По его словам, не хватало ни рабочих, ни материалов, ни техники.

- На стройке нет ни одного инженера, да и вообще ни одного опытного строителя. Совершенно неудовлетворительно занимаются стройкой городские организации. Исполком закрепил за нами площадку под насос и водозабор. На этом участке были проведены все изыскания стоимостью сто тысяч рублей. Когда же водозабор спроектировали, оказалось, что эта же площадка отведена Сахалинторгу под пристань. Пришлось вести изыскания на новом участке, что отняло много времени. Дали нам в горсовете план с указанием трассы, по которой должен пройти канализационный коллектор. Когда стали прокладывать трассу, оказалось, что на пути жилой дом и кирпичный склад, - живописал несчастья строителей и проектировщиков директор.

Кроме того, невозможно было начать проектировать тепловые сети, потому что ни один из потенциальных потребителей горячей воды в Хабаровске не мог ответить на вопрос - а сколько и зачем ему этого добра надо.

- Трудящиеся города кровно заинтересованы в быстрейшем пуске теплоцентрали. Надо немедленно оказать стройке деловую помощь, - резюмировал специалист.

Однако к началу войны в июне 1941 года строители все еще возились на уровне нулевого цикла ТЭЦ и пары заводов, а к жилью для энергетиков и заводчан даже не приступали. Был возведен только временный барачный поселок для самих строителей.

   К строительству в этом районе вернулись после войны
К строительству в этом районе вернулись после войны

В итоге стройка была остановлена и вернулись к ней уже после войны, в 1948 году. Проект слегка скорректировали и разбили на пять стройплощадок, четыре под промышленные объекты, пятая под жилую застройку. Отсюда и пошло название микрорайона.

   Изначальный вид управления картонно-рубероидного завода. Потом все было сильно перестроено
Изначальный вид управления картонно-рубероидного завода. Потом все было сильно перестроено

Со второй попытки строительство шло повеселее, и в конце 1954 года уже работала первая очередь ТЭЦ, картонно-рубероидный завод и стояли первые двухэтажные «сталинки» для персонала. Неподалеку, за Транссибом, достраивался завод отопительного оборудования (нацеленный на выпуск радиаторов и прочего необходимого для запуска центрального отопления в городе). Его сотрудники стали одними из первых жильцов Пятой площадки.

   Городок энергетиков
Городок энергетиков

Отметим, кстати, что «сталинки» здесь поначалу строились с дровяными печами и использовались как общежития, в каждой квартире жило в среднем по три семьи и кухни там поэтому непропорционально большие, рассчитанные на несколько хозяек. Когда потом жильцов расселяли, у оставшихся получились очень приличные жилплощади.

   Экс-ДК ТЭЦ-1
Экс-ДК ТЭЦ-1

К концу 1950-х годов Пятая площадка с виду представляла из себя далеко не самый плохой позднесталинский рабочий поселок на отшибе большого города (ни Первого микрорайона, ни Южного еще не было, вокруг на многие километры тянулись пустыри и колхозные поля) - кварталы малоэтажных домов с огромными общими дворами, с собственным клубом ТЭЦ-1 и даже кинотеатром «Мир». Здесь был, помимо обязательного сквера с Лениным, даже вполне приличный парк имени Гастелло.

   Декор «сталинки» на Пятой площадке
Декор «сталинки» на Пятой площадке

Поначалу были проблемы с транспортной доступностью, но в 1957 году сюда протянули трамвайную линию с Краснореченской. Причем ходило по ней сразу два маршрута - один от вокзала, второй от Химфармзавода.

   Трамвайная остановка на повороте на Пятую площадку
Трамвайная остановка на повороте на Пятую площадку

Но имелась у района одна нетипичность. Если практически везде у таких, выраставших повсеместно рабочих поселков, было одно «градообразующее» предприятие, которое отвечало за все бытовые, производственные и культурные вопросы населения (как например, в поселке имени Горького), то здесь получилась какая-то ерунда.

   Сотрудники ТЭЦ-1
Сотрудники ТЭЦ-1

ТЭЦ отвечала за происходящее на своем куске застройки, а заводы стройиндустрии - каждый за свои. А в целом - никто и ни за что. Рассказывают, что жильцы заводских домов в 60-е годы вообще «поселок энергетиков» за Пятую площадку не считали и при случае могли побить его обитателей, как чужаков.

   Сотрудницы рубероидного завода
Сотрудницы рубероидного завода

Есть версия, что и кинотеатр вдобавок к клубу (обычно в таких сталинских рабочих поселках в ДК и крутили кино) здесь решили построить поближе к рубероидному заводу, чтобы жители разных концов Пятой площадки пореже собирались в одном месте.

   В бывшем кинотеатре «Мир» теперь православная церковь
В бывшем кинотеатре «Мир» теперь православная церковь

Предприятий стройиндустрии вокруг Пятой площадки со временем появлялось все больше и в начале 1960-х они столкнулись с огромным кадровым кризисом. Строить в стране планировали очень много, но выяснилось, что реализовывать планы физически некому. Работа на строительных предприятиях была грязная и тяжелая, платили не сказать, чтоб много. Тем более рубероидный завод, например, работал на вторсырье (макулатура и ветошь), которое приходилось перебирать вручную и очередь из кандидатов сюда отнюдь не выстраивалась.

   Сортировка вторсырья на рубероидном заводе
Сортировка вторсырья на рубероидном заводе

В этих условиях в Москве в 1964 году подписали указ об использовании труда условно-досрочно освобожденных на стройках народного хозяйства и предприятиях стройиндустрии. В результате возникла такая категория населения, как «химики». Очень упрощенно говоря, это были заключенные, которых отпускали из колонии раньше времени под обязательство отработать остатки срока на определенном месте. Руководство стройтреста или какого-нибудь завода ЖБИ, согласившееся взять такого работника, обязано было предоставить ему койкоместо в общаге, обучить азам профессии, платить деньги по общим расценкам и следить за поведением, докладывая, в случае чего, в спецкомендатуру, которая могла вернуть провинившегося обратно за решетку.

   Поначалу «сталинки» использовались как общежития
Поначалу «сталинки» использовались как общежития

Вот такой контингент и стал в больших количествах (каких именно, подсчитать затруднительно, но есть данные, что в целом на Дальнем Востоке в 70-е годы процент «химиков» на стройплощадках доходил до 22) появляться на Пятой площадке во второй половине 1960-х годов. И, частично, оставаться здесь насовсем. С этого момента микрорайон попал в заколдованный круг, когда одни «химики» срочно строили страшненькие общежития коридорного типа, чтобы было где жить другим «химикам». Именно тогда район начал приобретать дурную славу и в объявлениях об обмене жилплощадью появилась классическая фраза «Пятую площадку не предлагать».

   Типичное общежитие времен развитого социализма
Типичное общежитие времен развитого социализма

Кстати, когда смотришь на этот район, то возникает впечатление, что его не только строили, но и проектировали «химики», причем не вполне трезвые. Если «сталинки» распланированы грамотно, то более поздние напластования застройки - это какой-то трэш. Совершенно непонятно, как городские власти согласовали планировку, в которой узенькие дороги такой же ширины, как и междворовые проезды, а из общаги выход сделан прямо на проезжую часть мимо тротуара.

   Планировка и архитектура в поздней застройке - «уровень бог»
Планировка и архитектура в поздней застройке - «уровень бог»

Но, конечно, не надо думать, что на Пятой площадке в позднесоветское время был прямо ужас-ужас. По воспоминаниям старожилов, хватало и положительных моментов.

   Пятая площадка раньше когда-то была ухоженной и зеленой
Пятая площадка раньше когда-то была ухоженной и зеленой

Этот район был в целом ухоженный и зеленый. В домах старой застройки все друг друга знали и помогали соседям в меру сил получать дефицитные услуги и товары по блату. Например, вплоть до 1980-х годов многие частные гаражи здесь на халяву отапливались от ТЭЦ-1.

   Бывший ДК «Юность», сейчас здесь центр детского творчества
Бывший ДК «Юность», сейчас здесь центр детского творчества

ДК «Юность», построенный в конце 60-х вдобавок к ДК ТЭЦ-1 и кинотеатру «Мир», славился тем, что постоянно побеждал на всевозможных городских молодежных конкурсах. В относительном порядке поддерживались стадионы и прочие досуговые зоны. Одно время всем желающим охотно давали льготные ссуды на индивидуальное строительство, в результате чего рядом разросся частный сектор.

   Частный сектор рядом с Пятой площадкой
Частный сектор рядом с Пятой площадкой

Настоящий ужас наступил в 90-е годы, когда практически вся стройиндустрия Хабаровска (а она была гигантских размеров, одних заводов по производству различного железобетона насчитывалось штук восемь) приказала долго жить и две трети района разом остались без работы и перспектив.

Наверно, каждый хабаровчанин знает пару-тройку страшилок про Пятую площадку в 90-е годы. Их можно рассказывать бесконечно. От смешных, типа сохнущих после стирки трусов, украденных неизвестными, но очень упорными людьми с балкона третьего этажа, до абсолютно жутких типа той, что произошла с пятиэтажной общагой на Аксенова, 51а.

   Общежитие на Аксенова, 51а
Общежитие на Аксенова, 51а

Ее купил в конце 90-х годов у «Промреконструкции» вместе с жильцами, бывшими работниками этой организации, один местный бизнесмен, чтобы сделать там отель. И предложил людям очистить помещение, для убедительности подняв плату за жилье раз в десять. А когда люди не убрались, да еще и платить, в большинстве, перестали, сам перестал платить коммунальным организациям. Видимо, в расчете не то, что люди не выдержат и сбегут. Примерно половина, кому было куда бежать, сбежали. Но многим бежать было некуда.

В результате примерно к 2001 году этот дом превратился во что-то невообразимое. Дошло до того, что местные власти на зиму нелегально включали там отрубленное за неуплату отопление, а энергетики приходили в ноябре и обрезали трубы назад со словами «Чубайс долгов прощать не велит». Все вокруг было завалено мусором так, что отходы начали складывать на пятом этаже, опустевшем из-за потекшей крыши. Запах стоял такой, что никто не заметил гниющий труп (человека так и не опознали), лежавший в одной из комнат на пятом этаже как минимум два года.

   Виды Пятой площадки
Виды Пятой площадки

К чести тогдашних краевых и городских властей надо сказать, что они бились с владельцем общаги всеми правдами и неправдами, и в итоге ее отбили примерно в 2004 году. При этом бизнесмен остался при своем мнении, что у него нагло отобрали честно купленную недвижимость. Кстати, денег за покупку ему так никто и не вернул, поскольку «Промреконструкция» вскоре после сделки была ликвидирована, как полностью обанкротившаяся.

Похожие комбинации с ведомственными общежитиями бизнесмены пытались провернуть, пользуясь прорехами в законах, и в других районах города, но нигде не доходило до такого беспредела, как на Пятой площадке.

   «Замок» на базе бывшего детсада
«Замок» на базе бывшего детсада

Вообще тогдашним «хозяевам жизни» с недвижимостью на Пятой площадке в 90-е не везло. Другой известный на тот момент в городе бизнесмен купил себе брошенный детский сад между Аксенова и Ургальской, с целью обустроить там родовое гнездо в готическом стиле. Однако, как рассказывают местные жители, не уследил за строителями, которые «запороли» фундамент одной из «башен». После этого он быстро продал «замок» другому страждущему. В итоге строение за высоким забором так и пустует уже больше двадцати лет. Говорят, что попытки узаконить этот «шедевр архитектуры» предпринимаются по сей день, хотя, по уму, конечно, все это надо сносить и строить заново.

   Относительно новый дом
Относительно новый дом

При этом, пара строительных проектов в «смутные годы» здесь все же была реализована. Так, на окраинах микрорайона на рубеже девяностых и нулевых построили два многоэтажных дома для военных.

Да и рубероидный завод не совсем загнулся. Пару лет назад было объявлено о возобновлении приема вторсырья и производства картона на китайские инвестиции и теперь какая-то жизнь там теплится. Кстати, если кто не знает, рубероид - этот был такой кровельный изоляционный материал, где на картонную основу наносился слой на основе нефтепродуктов. В России на новых стройках применять его запрещено с 1998 года. Можно только при реконструкции старых кровель.

А вот завод отопительного оборудования, один из первенцев Южной промзоны, закрылся в 2000-х. Часть корпусов уже снесена, большинство заброшены. Действует только механосборочный цех, который выкупили в рамках процедуры банкротства. Там на советском оборудовании выполняют заказы, к отоплению отношения не имеющие.

Заканчивая рассказ о Пятой площадке, надо отметить, что за последние годы район, конечно, изменился в лучшую сторону. Главное, теперь он в целом безопасен, тогда как лет двадцать назад появляться в одиночку чужаку даже в светлое время суток здесь было рискованно, не говоря уже о темном. Большая часть люмпенов и отморозков уже вымерла в результате естественного отбора. Коммунальных катаклизмов больше не бывает. Бродячие собаки в основном спокойные. По мере сил городские власти что-то благоустраивают.

К тому же ТЭЦ-1 частично газифицировали и она уже не закидывает все вокруг угольной сажей. Она, кстати, доживает последние годы. Рядом с ней строят новую ТЭЦ-4, а эту потом снесут, как морально устаревшую.

Но те, кто говорят, что это место теперь вообще ничем не отличается от других спальных районов города, конечно, лукавят.

   Виды Пятой площадки
Виды Пятой площадки

Об убогой планировке уже упоминалось. Кроме того, это самый запущенный район города. Здесь просто какое-то нереальное количество покосившихся столбов и пустырей на любой вкус. Есть просто пустыри; они же с непонятными заброшенными бетонными сооружениями; с рандомно расставленными гаражами; с завалившимися от старости деревьями; с наземными теплотрассами; с опорами ЛЭП; с заросшими стадионами и так далее.

   Виды Пятой площадки
Виды Пятой площадки

И если кому-то непосвященному задать вопрос, где среди этих пустырей парк имени Гастелло, человек никогда его не найдет. Настолько он вытоптан коровами из частного сектора и вырублен на дрова владельцами коров.

Мэрия Хабаровска, кстати, обещала привести его в порядок ещё в 2015 году. Потом в 2018-м. Каждый раз, правда, что-то мешало, но хотя бы улицу Гастелло в этом году отремонтировали впервые с момента ее создания. Затопив, правда, из-за неправильного проектирования людей. Но ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает, не так ли?

   Настенная мозаика на корпусе приема вторсырья
Настенная мозаика на корпусе приема вторсырья

Что касается будущего этого микрорайона, который зажат между Транссибом и полузаброшенными промзонами, то оно весьма смутное. Для нормального его развития нужен как минимум вменяемый проект реновации, а как максимум, программа сноса никому давно не нужных гигантских промышленных корпусов. Но в обозримой перспективе никто этим заниматься не будет. Во-первых денег нет. Во-вторых, если вдруг объявить о таком проекте, поднимется крик до небес об «уничтожении славного промышленного прошлого». Причем громче всего будут кричать люди, никакого отношения к Пятой площадке не имеющие и никогда там не бывавшие.

Напомним, ранее мы рассказывали об улице Ленина, которая приобрела в последнее время определенный лоск; о Гупровском городке, который исчезает на наших глазах; о Южном, который на наших глазах стал застройщикам очень нужным; о районе мэрии, вместо которой хотели построить училище НКВД; о пустеющей с годами первой в городе улице Шевченко; о ДОСах, возведенных «очумелыми ручками» военных строителей; об улице Московской, которая за свою бурную жизнь сменила три названия. Об этом, а также о многом другом читайте в разделе «Городские истории».

Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru

Фото: Гродековский музей; Артём Самусев, сообщество VK «Заброшки Хабаровска»; Александр Сидоркин, сообщество VK «Индустриальное прошлое России»; музей ДГК