Исходы из Ятвяжской Руси.
О массовых исходах населения из Ятвяжской Руси (прежде всего, это районы вокруг Бреста / Бриска и Пинска) в века до 20-го мне не известно. А вот в 20-м столетии такие исходы случались.
Первый массовый исход ятвягов и поликонфессиональных, и разноконфессиональных случился в 1915 году, когда люди уезжали вглубь России: в нашей местности таких выселенцев было до половины населения. Мои прадед Лукаш и прабабушка Мария тоже были в их числе. Сначала они оказались в Самаре, где прадед Лукаш умер, а прабабушка Мария в 1916 году уехала в Троицк, что южнее Челябинска, куда её нового мужа или сожителя отправили заведовать учебными заведениями.
Наши люди, переехавшие вглубь России, легко адаптировались в тамошней православной среде. Только отдельные ярые сторонники идиш-иудаизма в итоге позиционировали себя там немцами, так как для россиян, что язык идиш, что немецкий были одинаковые.
Большинство уехавших вглубь России ятвягов позже назад не вернулось.
Второй массовый исход ятвягов случился после восстановления Польши и включения в её состав земель Ятвяжской Руси. Где-то в 1919-22 годах в наших местах стали появляться из Америки миссионеры – сионисты-протестанты (проповедники разных сект баптистизма) и сионисты-иудеи (сторонники иврито-иудаизма), которые активно занялись агитацией выезда ятвягов. Такие выезды организовывались по трем направлениям.
Первое направление 2 массового исхода ятвягов: наиболее толковые и зажиточные переманивались сионистами-протестантами в Америку. Мой прадед Тёма / Тимофей Вовк / Вольф умер в начале 1 мировой войны. У него с братьями было производство бричек. Братья прадеда Тёмы и жена Тёмы прабабушка Сева / Юстына / Устинья продали бричкарню, прабабушка Сева со своей частью выручки осталась на родине, а братья мужа уехали в Балтимор. Кстати, прабабушка Сева (1875-1974 гг.) была родом из местечка Лахва, где жило много людей семитского происхождения, она входила в их число.
Точно также по линии сионистов-протестантов из Огдемера в Америку уехал и дед знаменитого хоккеиста Уэйна / Вани Грецкого.
Второе направление 2 массового исхода ятвягов: оно охватывало наиболее толковых и зажиточных сторонников идиш-иудаизма, которые в Америку уезжали по протекции сионистов-иудеев и там позиционировали себя в качестве евреев, хотя на родине они считались обычными руськими людьми.
Третье направление 2 массового исхода ятвягов: оно выталкивало простых людей в Палестину. Для этого создавались сионистами-иудеями сложности, которые вынуждали их соглашаться на выезд. Миссионеры из числа сионистов-иудеев давили на идиш-иудейских раввинов, чтобы те помогали им агитировать людей на переселение в Палестину. Мой прадед Яков Меер / Федюкович, раввин Огдемерского кагала, не захотел сбивать с понталыку свою паству, за что и поплатился: в 1924 году на Хануку, возвращаясь на бричке из Дрогичина в Огдемер, он был остановлен хулиганами, нанятыми сионистами-иудеями, и сильно избит. Прожил он после этого считанные дни и на православное Рождество 7 января 1925 года умер.
Очень многие местные жители Огдемера и его окрестностей в 20-е годы прошлого столетия вынужденно уехали в Палестину. На родине они были обычными руськими людьми, а в Палестине их массово записали в евреи.
Моя бабушка Ганна, дочь прабабушки Севы, еврейка по происхождению, воспитанная в идиш-иудейских правилах, в ведической традиции и в почитании праздников христианства, считала что беды наших людей начались задолго до Гитлера из-за сионистов. Я учился в Брестском музучилище, где отрастил длинные волосы, что тогда было модным. На зимние каникулы 1972-3 годов навестил деда и бабушку. Бабушка встретила меня словами: пейсы отпустил. Пейсы пусть будут, но только мой их, чтобы не воняли…
Оставившие в 20 столетии родину ятвяги пополнили ряды и евреев, и американцев, и великорусов…