Найти тему
Дневник москвички

"Жирная Люба", спектакль Московского еврейского театра "Шалом", отзыв

Я не могла даже предположить, что мне чисто теоретически может понравиться моноспектакль, ведь я любила театр в немалой степени за ощущение взаимодействия между героями, которого никак не добиться, если на сцене всего один. Поэтому, при всем понимании популярности, и, несмотря на знакомство с множеством хороших отзывов, я никогда не стремилась увидеть спектакль еврейского театра «Шалом» «Жирная Люба», и не посмотрела бы его, если бы не одно важное обстоятельство, а именно то, что билеты мне подарили. Кто бы мог подумать! Оказалось, что для того, чтобы создать хороший спектакль, вовсе не нужен десяток актеров на сцене, да и лаконичных декораций вполне достаточно, если создателю и исполнителю задуманного хватает таланта. «Жирная Люба» приносит удовольствия не меньше, а, возможно, и больше, чем многие спектакли большой формы, и это то, что я могу смело рекомендовать к просмотру кому угодно.

Афиша откуда-то с просторов Интернета
Афиша откуда-то с просторов Интернета

Поскольку первоисточник «Любы» далеко не так известен, как условная «Ромео и Джульетта», считаю необходимым сказать пару слов о сюжете спектакля. Начнем с того, что сюжета в его традиционном понимании в спектакле нет – это рассказ о жизни от детства и почти до взрослого возраста самого обычного парня: не героя, не злодея, не гения, не идиота – словом, простого и близкого большинству из нас. В «Любе» нет какого-то конкретного происшествия, что составлял бы костяк сюжета, нет конфликта, что его бы формировал, но лишь набор эпизодов из жизни, увлеченно рассказываемых главным героем – главным актером. Здесь есть обиды и вдохновение, предательство и дружба, мечты о любви и первая любовь. Есть даже некоторое преодоление, есть поражения и победы. Наконец, есть и жирная Люба – это прозвище, которое дал главному герою его школьный недруг, и да, оно существенно для этого спектакля.

Бессюжетность, характерная для «Любы», является для спектакля определяющей его характеристикой, поскольку в рассказе Олега Липовецкого в равной степени важны все эпизоды жизни его лирического героя, вне зависимости от их масштаба или возраста, когда они произошли. Эмоциональность, с которой Олег описывает как самое мелкое происшествие из своей жизни, так и самое впечатляющее, его страсть заставляют понять основной месседж, что несет спектакль: цените жизнь в любых ее проявлениях, цените каждый миг, каждую минуту и секунду, каждый взлет и каждое падение, каждый успех и каждое разочарование – все нужно, все одинаково ценно. Восхваляя жизнь, Олег не раз обращается к теме смерти, тем самым, усиливая еще не вполне осознаваемый эффект. Так, упоминание о пришедшем в детстве пугающем понимании, что смерть существует, что жизнь конечна, не может не подействовать на подсознание, заставляя почувствовать, как важен каждый день жизни. Довольно печальная заметка об уходе из жизни бабушки главного героя действует вполне традиционным образом того самого внезапного дыхания смерти где-то рядом, но размышления о еврейском кладбище – это эффект другого рода. Внезапно, такое место кажется вовсе не зловещим, важно не то, что там мертвецы, что хотят утянуть за собой, но предки, что могут защитить и помочь. Таким образом, ушедшие защищают оставшихся, умершие защищают живых, и в варианте Олега Липовецкого такое воспоминание столь же сильно воспевает жизнь, как, скажем, рассказ о первой любви.

Первое действие, совершаемое актером-героем на сцене – это написание слова «Страх» на прозрачной доске. Это не может быть случайным, ведь рассказываемая с шутками и прибаутками жизнь пока еще ребенка – это описание страхов и опасений, формирующих маленькую личность. Такие переживания объединяет одно, а именно характеристика рассматриваемого страха – не ужас перед физической болью, но только перед публичным унижением, уничтожением собственного достоинства. В этой концепции прозвище «жирная Люба» становится в некоторой степени ключевым, поскольку воплощает собой бесконечное унижение, реализацию ужасных кошмаров главного героя.

В истории Олега самым поучительным является то, что герой предпочитает не искать причину своих несчастий в других, но он ищет ее в себе, и, тем самым, оказывается способен победить страх, даже больше – его истоки. Речь не только о физических кондициях, но и моральных: в пресловутом санатории герой впервые встречает друзей (вспомним, что в детстве с ним дружили только по меркантильным соображениям), впервые отстаивает свои права, а не избегает больших неприятностей покорностью, впервые встречает любовь. Дальнейшая жизнь подтверждает одержанную победу, и дело вовсе не в насилии над неприятелем, но в готовности отличаться в поисках своего «я» и своего места в жизни. Олег Липовецкий ставит правильную точку в своем рассказе, отпуская прошлое, так много давшее когда-то, и теперь дающее надежду на будущее.

Как уже было упомянуто выше, «Жирная Люба» - очень эмоциональный спектакль, который становится таковым благодаря его создателю – Олегу Липовецкому. В «Любе» он искусно завладевает вниманием зрителей, чтобы не отпускать его почти два часа, мастерски выстраивает диалог с залом, реагируя на его поведение – от грохота падения мобильных телефонов до смеха, общается с ним, создавая ощущение почти баек у костра или разговоров за праздничным столом. Его ироничный живой рассказ, наполненный юмором, яркими красками заставляет погрузиться в эту жизнь и сопереживать, перед глазами словно всплывает картинка, что лишь условно воплощается на сцене. Олег балансирует на грани веселости и грусти: то он юморит, то становится серьезен, то его рассказ вызывает смех, то заставляет бороться со слезами, а в зале, до того наполненном хиханьками и хаханьками, повисает звенящая тишина. Олег общается с залом, и зал принимает его как своего, а то, что его рассказ – всего лишь обычная жизнь, делает его близким и понятным каждому. Заметно, что Олег Липовецкий очень увлечен своим рассказом, своим спектаклем, что называется, глаза горят, он хочет все большему количеству людей сказать то, что говорит, заставить понять то, что ему понятно давно. Это невероятно увлекательно, и удивительно талантливо.

Для моноспектакля не нужно богатое оформление, и в «Жирной Любе» его нет: актер обходится стулом, прозрачной доской, лампами в большом количестве, удивительной рамой с лампочками, которая способна быть отсылкой к зеркалу, двери, артистической гримерке. Даже музыка – и та звучит из ретро-приемника словно из прошлого. Спектакль – торжество минимализма, которого для него достаточно, чтобы он был выразительным. Костюм героя кажется простым, но он удивительно точно отражает как его характер, так и его жизнь, важной составляющей которой было и есть творчество.

«Жирная Люба» оставляет после себя очень хорошее послевкусие: какое-то светлое, теплое, доброе, что хочется улыбаться и верить в лучшее. Так талантливо и со вкусом созданный спектакль – редкость даже среди большой формы, среди более именитых театров, но «Шалом» с «Любой» многим из них может дать фору. Как оказалось, это очень приятное место с хорошей атмосферой, и теперь хочется увидеть и другие спектакли этого театра. А «Жирная Люба» - это замечательно. Очень рекомендую. «Люба» – это любовь, а не оскорбление.

«Жирная Люба» по мотивам повести Олега Липовецкого «Жизнь номер один». Режиссер Олег Липовецкий, художник Евгения Платонова, композитор Глеб Колядин, художник по свету Екатерина Лабик. Единственный актер – Олег Липовецкий. Продолжительность спектакля – ориентировочно 1 час 45 минут (без антракта). Премьера состоялась 18 мая 2022 г.