Найти тему
PLV_viaggio

Челюсти

"Кусь"
"Кусь"

Собирались уходить из испанского Муроса. По дороге к лодке мы прошли мимо окрашенного в белый цвет деревянного павильончика туристической агентства. Это контора организовывала поездки на яхтах по местным достопримечательностям. На боковой стенке павильона красовалась пластиковая «голова» акулы с открытой пастью. Я решил, что мне совершенно необходимо засунуть голову в пасть акуле, так, словно она на меня нападает, и сделать фото на память. Муляжи не кусаются. Фотография получилась отличная.

Книгу «Челюсти» я когда-то нашел летом в дядиной домашней библиотеке, где несколько полок книжного шкафа в два ряда буквально распухали от советских изданий в твердых переплетах. Там было много более стоящей литературы, все достоинства, которой я оценил лишь со временем. Да и не настолько я был читающий школьник, чтоб тянуться к Бальзаку во время школьных каникул. Роман Питер Бенчли был "одет" в мягкую обложку с рисованными иллюстрациями в духе киноафиши. Читать его было легко – страницы искрились разрядом тревожного напряжения, а воображение потом еще долго заставляло с опаской заходить в море, в любой водоем в принципе. За лето мы приезжали на Черное море всего пару раз и встретить акулу, тем более Большую белую, мне вряд ли удалось бы. Черное с Белой совсем не сочетались. Шансы повстречать акулу в Охотском море были больше, но даже если на набережной бухты Нагаево начали продавать вареную кукуруз, пирожки и квас, купаться я б в нем не смог – слишком уж холодно.

Много позже увидел экранизацию романа – видимо этот тот случай, когда фильм лучше книги. Талант Спилберга создавать знаковые для эпохи и жанра фильмы, заставил меня не раз вжиматься в кресло. И это несмотря на то, что фильм вышел в 1975-м году, а роман годом раньше, а до появления компьютерной графики в том виде, какой мы ее знаем сегодня было еще далеко. Благодаря «Челюстям» нарратив «акула сожрет тебя при первой возможности» закрепился в популярной культуре и в моей голове, в частности. Музыка из кинофильма давно стала классикой. Как бы много сценаристы не старались, среди водных хищников акула вызывает чувство священного ужаса. И когда однажды Капитанша дала добро на то, чтобы искупаться в океане, выбросив швартовый за борт, веселиться мне мешало чувство, что я большая тощая приманка. Что откуда-то снизу за мной наблюдает пара быстрых, холодных глаз, и скоро из глубины покажется острый плавник. Это тебе не голову в пластиковую пасть совать!

Есть образ хищника, который благодаря все тем же сценаристам и режиссерам воспринимается совсем иначе. И тут Черное с Белым вызывает прилив нежности и умиления. Фильм «Освободите Вилли» о дружбе трудного подростка и касатки, у меня только такие чувства и вызывает до сих пор. А если добавить к этому еще и заглавную мелодию в исполнении Майкла Джексона и момент, когда Вилли, перепрыгивает через заградительный барьер, чтобы попасть в море и оказаться на свободе, так модно и слезу пустить, что я раньше и делал.

Несмотря на то, что касаток еще называют «Киты убийцы», до священного ужаса, который вызывают акулы им далеко. Думал я, пока не оказался на парусной яхте в районе Бискайского залива. На побережье Франции, Испании и Португалии все чаще фиксируют случаи атак касаток на парусные суда. Киты лишают лодки управления и могут лодку потопить, чему есть документальные подтверждения береговой охраны. Сделать лодку неуправляемой касатки могут, сломав перо руля. Сломать, а точнее раскусить, для них труда не составляет. Для легкости управления на многих лодках перо руля сделано из легких материалов (комбинация дерево, пенополиуретана и эпоксидной смолы). Атаки могут продолжаться несколько часов. В отличие от акул, касатки охотятся семьями – поэтом и нападают тоже не по одиночке. По легенде, что ходит среди путешественников – одного из детенышей касатки забрали у матери и поместили в океанариум. С тех пор мать мстит морякам, а заодно научила этому других. Насколько можно верить мифам, не знаю, только в каждой марине от Роскоффа до Кашкайша, найдется плакат-инструкция, предупреждающая о возможном нападении.

Наше путешествие было пронизано упоминаниями о касатках: чем ближе к конечной цели путешествия, тем чаще «всплывала» эта тема. Как говорится «и хочется, и колется». Увидеть касатку хотелось всем, но желательно издалека, не очень долго, а главное, чтоб касатка пару раз «повыныривала» из воды для фото и видео, а потом, махнув плавничком на прощанье, исчезла в пучинах океанских вод. Встретиться с опасностью вряд ли кто-то был готов. Поэтому Капитанша регулярно проверяла сводки нападений в приложении. Там отмечались случаи, когда касаток видели, тогда обрис кита окрашивался в синий, а также случаи атак, в этом случае абрис касатки становился красным. И чем дальше, тем меньше было шуток, толчок о борт, тем больше тревоги вызывал сбой работы эхолота, когда по данным карт под тобой глубина сто метров, а эхолот показывает, что 15. Плавники дельфинов, что мелькали иногда вокруг вызывали сначала оторопь, а потом приятную расслабленность – «снова показалось». Снова повод пошутить. Шутки закончились, при переходе из Испании в Португалию, поймали сигнал спасателей, которые вели переговоры с яхтой «Кармен». «Кармен» была атакована в нескольких километрах. Твердый женский голос с берега давал указания, что сделать, если об твой борт «бьют хвостами киты». Испанским никто из нас не владел, знаний английского и итальянского хватило, чтоб понять – что interacion con orcas это то, чего так хотели и так боялись. Я прилип к рации.

Инструкции на случай такого «интерасьона» был следующие. Остановить двигатель, убрать паруса, отпустить руль, выключить эхолот, не вывешиваться за борт и не смотреть, что там за бортом происходит, потому что от очередного толчка можно оказаться в гуще событий, то есть выпасть за борт. Самое сложное в этих условиях, на мой взгляд, дождаться береговой охраны, которая поможет отбуксировать яхту к берегу. То есть ждать и молиться, при каждом новом толчке. Помните момент из «Челюстей», где белая акула атакует перевернутую лодку?

- Кармен! Кармен! У вас есть необходимость в помощи? Прием! – послышался хрустящий голос из радиостанции.

Связь была односторонней. Нам были доступны только ответы спасателей.

- Ожидайте, группа прибудет в течении 30-40 минут. Прием! – прошуршала рация.

- Интересно, что у них там происходит – сказал рулевой, – Жаль, что ответов “Кармен” не услышать.

- Что происходит! Грызут перо руля, небось! – ответила Капитанша – я тут залезла посмотреть на их зубы, лучше б не залезала.

-Людей они не едят! - как невпопад пошутил Рулевой.

-На курс вернись, шутник - отрезала Капитанша, – И держись ближе к берегу! Сколько говорить можно?

Рулевой угрюмо вздохнул. Лодка ушла чуть левее.

- Кармен!Кармен!Спасатели направляются к вам! Конец связи! – донеслось из рации. Сеанс связи закончился.

Пару минут молчали. Капитанша посоветовала собрать необходимые вещи в непромокаемые сумки, на случай спешной эвакуации, отдала руль старпому, и пошла в каюту эту самую сумку собирать. Стемнело. Те шаги, которые экипажу «Кармен» надиктовал оператор мы знали.Из каюты вернулась с желтой сумкой капитанша. Какое-то время шли в тишине, ожидая новых данных от береговой охраны.

- Странно, что идем одни! – подумала вслух Капитанша и начала штудировать паблики и правила переходов в этих водах.

- Ну, по ходу мы одни такие отбитые. Потому, что местные власти рекомендуют воздержаться от переходов в ночное время, потому что касатки могу напасть и ночью! - добавила она.

- А чего ж нигде не пишут в маринах, об этом! – озадачился Рулевой.

- Потому, что не думали, что найдутся смельчаки вроде нас, которым ночами не спится. Большинство, вероятно, путешествуют от города к городу, а ночами в маринах стоят. – добавил я.

- Возможно. Тут еще пишут, что, наоборот: если произошло нападение, надо не сбавлять оборотов и двигатель не выключать. Еще пишут, что помогает если бить веслом по воде, то для них это как удар хвостом по воде – сигнал того, что пора уходить. – процитировала Капитанша.

- А как нужно бить веслом по воде и не высовываться за борт. Да и оба весла на тузике закреплены! Давай я одно отвяжу тогда, на всякий случай.

Тузик - уставший, «подсдутый» дружок, безвольно плелся по пятам от самого Бергена.

- Об этом история умалчивает – ответила Капитанша, не отрывая глаз от экрана, но теряя привычной твердости – Отвязывать ничего не надо, Илюх! Не хватало еще, чтоб ты за борт свалился! Лучше бы пошел сумку собрал, чтоб потом не бегать. Яхты тонут быстро. И я не шучу…

- Да, я помню. Яхта тонет за пять минут… – ответил я, но так и не шелохнулся.

Движок продолжал молотить. Старались держаться ближе к берегу. Нервное возбуждение, что не давало уснуть сменилось дремотой. Ночь провели в кокпите. Решил не спускаться в кают-кампанию. За несколько часов до рассвета к нам присоединились дельфины. Они вели нас до самого рассвета. С ними стало поспокойнее. Утром яхта Кармен появилась в сводке нападений касаток – фигурка касатки была алой. Капитанша соотнесла точку атаки с нашим курсом: Кармен была гораздо ближе, чем мы думали. Желтая «эвакуационная» сумка Капитанши так и осталась лежать рядом со шкотовой лебедкой. Свою я так и не собрал - вылетело из головы. До Порту оставалось еще несколько часов.