По сюжету действие сериала происходит в СССР, в далёком 1974 году, в так называемую "брежневскую эпоху". Время социалистического расцвета и благополучия граждан. Но не всё так гладко, как кажется на первый взгляд.
Москва. Кузнецкий мост, Центральный Дом моделей. Во время премьерного показа новой коллекции пропадает ведущая манекенщица Мила Никанорова (Л. Маркелова). Вскоре её находят в подсобном помещении повешенной. Кто, зачем, почему? Ответов нет. За дело берётся оперуполномоченный по особо важным делам, майор Московского уголовного розыска, Кирилл Андреевич Бессонов (С. Безруков) по прозвищу "Бизон".
Практически с первого осмотра места проишествия, Бизон подмечает некоторые нестыковки в версии про самоубийство манекенщицы. А после опроса персонала и коллег Никаноровой, и вовсе приходит к выводу - манекенщицу убили. Но кому могла помешать красавица, а главное, почему именно во время показа новой коллекции, где собралось много узнаваемых и высокопоставленных лиц советской интеллигенции.
Бессонов решает тщательно и досконально допросить весь персонал, который был в тот день на показе. Его помощник, младший лейтенант Олег Зуев (Д. Вершинин) опрашивает всех манекенщиц, кроме Кристины Лигачёвой (А. Прат), которую Бессонов хочет расспросить лично. Интерес майора вызван тем, что Лигачёва долгое время считалась флагманом Дома моделей, пока полгода назад не появилась Никанорова и главный модельер Рафаил Биркин (Г. Смирнов) не сделал именно Милу главным лицом Дома.
Лейтенант Зуев узнаёт любопытные факты от коллеги Никаноровой - Зои Жилинской (А. Богомолова). Мила Никанорова не сама пришла в Дом моделей и сразу стала ведущей манекенщицей, у неё был протеже, некий Роман Белясов (В. Майзингер) - глава текстильной фабрики, которая частично занималась поставкой тканей и материала для Дома моды. Белясов и Биркин давние знакомые и последний не мог отказать товарищу. Да и сама Никанорова была красавицей и без скандалов влилась в коллектив, и даже сдружилась с Кристиной и Зоей, у которых есть определённый авторитет среди других манекенщиц. Вопрос с убийством из зависти практически отпал, но кому тогда не пришлась по нраву молодая модель?
Этим вопросом занимается Бессонов, путём каждодневного посещения Дома моделей. По мнению Бизона, главный модельер Биркин темнит. Эти домыслы подтверждает Кристина Лигачёва, к которой майор начинает испытывать странные тёплые чувства. И не спроста. Темноволосая красавица напоминает герою его погибшую полгода назад жену. И то дело, где Бессонов попал в аварию с женой, списали на несчастный случай, как и планировплось всё обставить в данном случае. Но Бизон не поверил тогда и не верит сейчас. А чем больше он начинает "копаться" в подноготной Дома, тем больше начинает находить фактов и зацепок, связывающих гибель Милы Никаноровой с той аварией, где пострадал сам Бессонов и погибла его жена.
А ещё, Бессонов замечает, что за ним постоянно следят. Благодаря опыту и связям, главный герой понимает, что слежку организовал КГБ. Но зачем, ведь в Доме моделей не было каких-то запрещённых действий. Или это только на первый взгляд так кажется? Слежка натолкнула Бессонова на новые мысли, которые он решил проверить. Углубляясь в саму суть показа новых коллекций и вообще в процесс этого культурного действия, Бизон понимает, что это не просто место куда приходят покрасоваться и поглазеть.
Через Дом моделей "протекает" куда больше махинаций, чем можно вообразить. Например, фарцовщики покупают "по дешёвке" у моделей различные "забугорные" товары, привезённые теми из заграничных гастролей и перепродают неизбалованным советским гражданам за три цены. Может Никанорова привезла подделку, а кто-то узнал про это, вот и отомстил? Вряд ли, не тот случай, чтобы за такое убивать довольно известную модель.
Подсказку Бессонову даёт Лигачёва, с которой Бизон стал излишне часто видеться. Оказывается, Никанорова была в тесных отношениях с неким поэтом-писателем Борисом Лещинским (С. Гилёв), который, в свою очередь, вёл дружбу с другим писателем, недавно признанным антисоветчиком и диссидентом, Михаилом Столетовым. Столетов, сбежав во Францию, всячески стал наговаривать на советский режим и вести через СМИ антисоветскую пропаганду, да ещё планирует опубликовать некую рукопись, изобличающую коммунистический режим. Бессонову становится понятно, почему "чекисты" следят за ним. Ведь Никанорова летала с показами за границу, была в отношениях с Лещинским, другом диссидента Столетова, возможно, и сама девушка вела подпольную деятельность, направленную на агитацию к смене режима. А тут ещё всплывают подробности дела с гибелью жены Бессонова, где фигурирует один интересный персонаж, что и в деле манекенщицы.
Но как только Бессонов подбирается к истине, его тормозят. Проще говоря - запрещают заниматься "делом манекенщицы". Мол, приказ свыше. Но не просто так главный герой получил прозвище "Бизон"! А уж тем более, когда появилась возможность узнать, кто же стоит за той аварией, после которой Бессонов остался один. Главный герой понимает, что эти два дела напрямую связаны и замешаны тут довольно высокие фигуры. Но сможет ли он с напарником разворошить это гнездо, особенно, когда против оперативников не только бандиты и преступники, но и влиятельные люди из аппарата ЦК, да ещё и с помощниками из КГБ? Это зритель узнает посмотрев 14-ти серийный фильм.
Небольшая завязка, написанная выше, это примерно первые две серии.
Первые кадры сериала насыщены излишне яркими красками. То ли на монтаже решили добавить больше цветов, то ли задумка режиссёра такая, но выглядит это слишком неправдоподобно и даже как-то по-голливудски, а место действия Советский Союз. Ну, а первое появление главного героя, в исполнении Сергея Безрукова, выходящего из "копейки" в кожаной куртке, со стаканчиком мороженного и хитрым прищуром, так вообще может вызвать ощущение, что перед зрителем эдакий Нико Тоскани (С. Сигал) вперемешку с Джоном Макклейном (Б. Уиллис). Внешний вид Бессонова схож общепринятыми образами оперативников из МУР того периода, но вот повадки и манера общения - это из боевиков про копов одиночек. Слишком уж круто герой "заходит" в сериал, да ещё и с фразочками-жаргонизмами, не совсем сочетающимися с эпохой, где происходит действие сериала, а свойственными, как раз таки, многим крутым героям боевиков.
Начало сериала никак не настраивает на детектив или триллер, хотя "Бизон: Дело манекенщицы" позиционируется как драматический детектив. Вообще, по первой серии нет ощущения не то, что ностальгии по времени, а в целом, какого-то ощущения советской эпохи. Повторюсь - слишком пёстрая картинка, неестественно всё смотрится (дальше по сериалу будут более серые тона, может, такова задумка авторов). При этом, операторская работа на хорошем уровне. Кадры не мельтешат, нет излюбленной в последнее время дёргающейся камеры. Хорошо показаны крупные планы, когда нужно понять масштаб, и неплохо сфокусированно на лицах, где необходимо передать эмоции героев - без этих вот, когда увеличивают чуть ли не в рот залезая.
Также, отмечу художников сериала (и декораторов). Вот что-что, а к декорациям и визуальным атрибутам мало претензий. Достоверности не хватает, но если брать примерно 70-80-ые годы, то одежда, автомобили и другие вещи соответствуют времени. Обстановка в квартире главного героя и сцены, как проходит его утро, пожалуй, единственное, что в сериале показано в соответствие с указанным в титрах времени. НО - джинсы, в которых ходит майор МУР Кирилл Андреевич Бессонов - это нонсенс. Хоть джинсы, как выразился герой, индийского пошива, это не отменяет того факта, что советский оперативник с минимальной вероятностью мог такие достать, а если бы и достал, то вряд ли носил по службе. Но это уже к авторам данного сериала вопросы. Может главный герой ошибался весь фильм и КГБ за ним следила не из-за "дела манекенщицы", а потому что заподозрила его в связях с фарцовщиками, которые ему подогнали джинсы (а может и нет, неважно, это же кино, зритель всё съест по мнению авторов).
Кстати, в первой половине сериала, вполне удачно гармонирует юмор. И вообще, отношения героев и диалоги не изобилуют иносказательными фразами, за исключением, некоторых жаргонизмов от героя Безрукова. То есть, изначально, сериал вполне смотрится как простенький детектив, если бы дальше авторы не начали "варить" сюжет. Даже с учётом излишней яркости и некоторых нюансов со звуком (герой Безрукова порой часто и очень быстро произносит фразы, не совсем понятные из-за озвучивания или посторонних шумов), сериал хочется смотреть. Первые серии три-четыре. А их 14! Понимаете, если на просмотре третьей серии возникают посторонние мысли, наподобие, а где снимался этот актёр, а что снимал тот режиссёр, а в каком году вышел похожий сериал и т.д., то это значит, режиссёр не справился с задачей. И как бы сериал не закончился, он уже не будет в числе тех, которые останутся в памяти и которые захочется пересмотреть.
Музыка в сериале в основном западного происхождения, за исключением центральной музыкальной темы в заставке, в исполнении Владимира Высоцкого. Остальные композиции из ленты особо и не вспомнишь после просмотра.
Актёрский состав в данном кино-сериале неплох. Сергей Безруков убедительно передаёт эмоции. Вообще, Бизон - это некий собирательный образ из других популярных и ярких ролей артиста. В частности, в зависимости от серии, тут можно заметить Сумрака из хорошей комедии "Каникулы строго режима" (2009), старшего лейтената Кравцова из приятного сериала "Участок" (2003) и конечно же Сашу Белого из ностальгического многосерийного фильма "Бригада" (2002). Причём, повторюсь, эмоции Безруков передаёт отлично, а в седьмой серии, почти отсылка к Саше Белому из "Бригады". Но вот если отдельные сцены могут вызвать у зрителя эмоции, то поведение персонажа в целом, таким похвастаться не может. Не хватает Бессонову более внятной и детальной предыстории. Как он стал майором МУРа, почему его женой была дочь генерала и т.д. Эти вставки-флэшбэки, где герой размышляет, по началу выглядят интересно, но дальше - просто просматриваются.
По остальному актёрскому составу тоже самое - не хватает предыстории. Вроде есть заглавная героиня Кристина Лигачёва, в исполнении Айсель Прат. Вот у них с героем Безрукова на экране присутствует химия, что уже хорошо, потому что есть в последнее время тенденция просто по факту показывать женщину и мужчину в контексте мелодрамы и неважно, что герои совсем не сочетаются и не способны вызвать интереса. Или, например, персонаж в исполнении Владимира Стеклова, вроде работник МИД, а вроде и нет. Кто он в целом и какое у него влияние? Ведь он выступает на пленуме политбюро с речью в поддержку генерального секретаря ЦК Леонида Брежнева. Может невнимательно смотрел, но даже не хочется пересматривать, так как данный персонаж вообще ни на что не влияет, кроме хронометража. Аналогичная история и про Оленевода (нет, не про мэра, хотя может предок, вопрос к авторам). Для чего вообще Якутию вводить в сюжет именно в контексте посещения? По сути, сама поездка Бессонова с кгб-шником на прииск или месторождение алмазов, с последующими действиями, особо не влияет на сам сюжет. Можно было просто на словах описать, а не целую серию отводить под это. Хотя, кадры красивые, здесь отдам должное операторам.
Очень скудно показана работа МУР, КГБ и ОБХСС, хотя эти структуры напрямую задействованы в сюжете сериала. Вроде детектив, а вроде карикатура на детектив. В какой-то момент возникает мысль, что многие вещи в сериале просто по факту, потому что они были (хотя, в основном, выдуманы сценаристами) в 1974-ом году, потому что о них написано в переписанных учебниках истории, потому что они есть в архивных записях из газет, биографий и другой литературы и документальных лент. А ведь сюжет, как окажется ближе серии к 7-ой, не столько про расследование убийства, а про более масштабную и глобальную проблему - революцию! А зрителю толком не дают информации. С чего это вдруг, развивающийся и непоколебимый Советский Союз внезапно оказался гнилым внутри?
Если где-то с серии 3-4-ой становится скучно, так как сериалу явно не хватает динамики, которая просто необходима, в связи с отсутствием детального и захватывающего детектива, где бы каждая мелочь решала и не давала времени на другие мысли, не связанные с сериалом. То серии к 8-ой уже просто хочется увидеть финал. Да и слишком много времени в сериале уделено личным отношениям заглавных героев. Мелодрама нужна, но не в таком количестве, когда основной жанр, вроде как, детектив!
Но ладно бы, любовь и переживания героев о своей судьбе. Сериал окончательно становится не интересным, когда зрителя решают более подробно познакомить с персонажами Лещинского и Столетова, а также их бытом в "процветающей Франции". Каждому своё, но повторюсь, когда настраиваешься на детектив, а тебе под этим соусом пытаются втюхать дешёвую мелодраму и какой-то байопик (биографию) бедных писателей-антисоветчиков...Ну не знаю, тут вопрос к авторам: вы что вообще снимали и что хотели показать?! Крутого Безрукова? Это удалось. Зачем только такого крутого героя делать нереальным?
Глеб Жеглов в исполнении великого Владимира Семёновича Высоцкого в замечательном фильме "Место встречи изменить нельзя" (1979), снятый Станиславом Говорухиным, был в меру дерзким, жёстким, но справедливым оперуполномоченным МУРа. Каким получился герой Безрукова Бизон? Импульсивным, поддающимся личным переживаниями, даже если это идёт в разрез с успехом всего дела, думающим о личной мести, забывающим про всякое уважение к товарищам и другим гражданам, если на кону то самое дело мести. Всё по кальке современным российских сериалов. Повторюсь, зачем авторы взяли за основу Советскую эпоху? Не было там таких оперативников, каким показан Безруков. Может, ближе к закату СССР, но не в 70-80-ых.
Вот если взять лейтенанта Зуева, то этот персонаж вполне уместен для того времени и то, пара сцен, например, в аэропорту с таможенниками, после которой его бы никто не отмазал, и фактически нападении на человека, который якобы "нахамил" Зое - такое только в американских сериалах про хороших и плохих копов, ну и в российских теперь тоже.
Хорошо оперативника отыграл Иван Фоминов. Вот его лейтенант Кондратьев действительно из советского периода. Вопрос лишь к внешности - в некоторых эпизодах молодой опер имеет небольшую растительность на лице в виде небольшой щетины, по моему, такое было недопустимо в те времена для работника милиции. Но по манере общения и ведения дел - персонаж хорош.
Также отметил бы одного из главгадов, но из-за спойлеров не могу. Скажу так, что подобные роли этому актёру удаются на ура. И тут он очень убедителен, хоть и несколько неправдоподобно в контексте времени. Но ладно, данный момент можно списать на кино-условность, особенно, смотря на главного героя, который порой чуть ли не важнее Первого секретаря Райкома себя ведёт. А вот центральный злодей, некий Люмье, - ну вообще мимо. Невнятный образ, слабая игра, пустые и шаблонные диалоги. И ведь почти с 5-ой серии становится ясно, кто этот "плохиш", которого так нелепо пытаются скрыть авторы сериала, имитациями голоса и съёмкой, чтобы ничего лишнего не попало в кадр. Не ясны лишь его мотивы. Мини-спойлер: мотивы настолько слабые, насколько и сам сюжет. Не будет ответа на вопрос, а чем именно не устраивает то, что есть на данный момент и никуда не собирается пропадать? В частности, должность, регалии и сам уровень персонажа. А других предпосылок зрителю не показывают. Просто по факту говорят - так и сяк, потому что. Потому что коммунизм - зло, а капитализм - добро. Тфу.
Отдельно хочу отметить момент, примерно в 7-ой серии. Сцена, где оперативники, совместно с военными (?!) проводят, так называемый, рейд в подпольный, а может и действующий цех по производству фальшивых бирок, лейблов и прочих запрещённых атрибутов. В частности, момент, где цеховиков, мужчин и женщин, бьют прикладами, ногами и руками. Это вообще выглядело как непонятно что. Возможно, у каждого своё восприятие, но для меня подобная сцена - это сюрреализм. Не верю, что так могло проходить задержание в то время. Хотя, в сериале есть сцены, которым позавидуют многие режиссёры боевиков, но там хотя бы не перегибают в контексте неправдоподобности, просто более динамично, нежели могло быть.
Вообще, можно много к чему придраться, а точнее отметить по каждой серии некоторые неправдоподобные моменты или откровенную, кхм, авторскую выдумку. Но не хочется. И, всё-таки, это художественный кино-сериал. Но суть в том, что сериал, при хорошей операторской работе, приятном монтаже и неплохой актёрской игре, в целом выглядит посредственным и проходным. Слишком рваная подача. Очень много воды. Сериал максимум на 8 серий, растянутый до 14-ти. Что не сделаешь из-за рейтингов, да? Спасибо, что хоть показывали по серии в день, а не в неделю. Действительно, за это спасибо.
По остальным моментам хватает вопросов. Зачем показывать то или иное действо, но не доводить его до логического конца? Показать антисоветские заговоры, но не показать хотя бы двух-трёх влиятельных фигур, кто за этим стоит. Показать главгада, который что-то там разработал и чуть ли не маршалы его слушаются, а в концовке предстать перед зрителем каким-то болванчиком? Где вообще нормально прописанная мотивация у центральных персонажей?! Второстепенные герои отыгрывают на отлично, но вот заглавные почему действуют по каком-ту наитию?
Кульминации в сериале нет. Просто потому, что должной подводки нет. Есть лишь набор эпизодов, где-то удачных, где-то нет, но целостной сюжетной истории нет. Финал сериала - это два с минусом. Абсолютно читаемая история.
Если вам нравится советский период, то не тратте время на очередную поделку, пускай и с хорошими актёрами. Ностальгии в этом сериале нет, есть просто хорошие декорации. Данный сериал представляет собой фантастическую мелодраму с элементами детектива и боевика. И конечно же, с плохими кгб-шниками. А ещё с гомос...ой, извиняюсь, с нетрадиционными меньшинствами! В Советском Союзе - это, по мнению авторов, угнетённые, но не сломленные! И должны вызвать сострадание по тем сценам, где они появляются. Спойлер: один из центральных персонажей, очень харизматичный, тоже оказывается из этих особенных людей. Тфу.
Да и вообще, не стал акцентировать на этом, но в фильме нет счастливых людей или вообще довольных. Какая-то серость, свойственная западным фильма про СССР.
Финал картины на откуп зрителю. Или, как принято говорить, открытый финал.
Общее впечатление от сериала нейтральное, так как смотрел не сразу и досматривал большинство серий фоном. Есть довольно интересные сцены. Но в целом, такие сериалы нельзя показывать без вступительных титров: "вымысел по реальному времени"! Ведь юный зритель может взять за основу то, что показано в этой фантастической драме.
Оценка отрицательная.