Работая в компании АЛРОСА, мне довелось поехать в командировку в столицу Алтая - город Барнаул. Там я пробыл с 15 по 18 августа. Моя задача была - проверить запуск алмазного сырья на гранильном предприятии города, которое относилось к компании. Про работу не буду, а вот по городу мне удалось побродить, об этом и расскажу. Прилетел я в аэропорт Барнаула и был удивлён, что от самолёта до здания аэропорта мы шли пешком, то есть он был несопоставим по масштабам с нашими современными аэропортами. Не знаю, как сейчас, но в 2016 году это был малюсенький провинциальный аэропорт.
Поселился я в гостинице "Барнаул", которая расположена на пересечении двух проспектов - Красноармейского и Строителей. Её возвели в начале 1980-х по проекту московских архитекторов Павла Андреева и Георгия Саевича. На момент открытия 12-этажное здание было одним из самых высоких в Барнауле. Один из её создателей Павел Андреев с 1992 по 1996 годы работал главным архитектором ГУМа, принимал участие в реконструкциях Большого театра, Манежа, Центрального Детского мира и Лубянской площади в Москве.
Жители Барнаула (чаще всего молодожёны) и гости города специально снимали в гостинице номер, чтобы полюбоваться красивыми видами на город. Здесь часто останавливались дипломаты, спортсмены, политики. В 1996 году в ней проживала съемочная группа исторического сериала "Ермак". Отель, как его сейчас называют претерпел несколько реноваций. Здесь есть один из самых больших ресторанов города, бизнес-центр и номера на любой вкус и кошелёк.
Мне одному много не надо и я поселился в одноместном экономе. Меня встретил типичный вариант советской гостиницы коридорного типа. Всё самое необходимое имелось, кроме кондиционера (его заменял вентилятор): мебель и телевизор старого образца, а что можно требовать в экономе. А так всё чистенько и уютненько.
Дела по работе занимали у меня где-то полдня и остальное время я посвящал прогулкам по городу, изучая и фотографируя его. Барнаул - старейший город в западной Сибири, является столицей Алтайского края. На сегодняшний день в городе облагораживают и модернизируют старые районы и создают новые. Это хорошо было видно в некоторых местах, где соседствовали ещё старые деревянные дома с новыми современными жилыми комплексами.
Основание Барнаула началось во время возведения завода Акинфия Демидова. Русский предприниматель получил земли в аренду от государства и начал собственное производство. Место строительства завода обусловлено богатыми медно-рудными месторождениями, также залежами серебра. История Барнаула ведёт свой отсчёт с 1730 года, когда Демидов совместно с 200 крестьянами начал закладывать медеплавильный завод. Со временем он начал выплавлять серебро и золото, правда в тайне от властей.
В 1742 году предпринимателя уличили в незаконной выплавке серебра и золота и через пять лет конфисковали заводы. С 1748 года посёлок барнаульского завода стал собственностью монаршей семьи, что значительно улучшило жизнь крепостных крестьян, работавших на предприятии. завод стал выходить на новый виток развития, сюда стали приезжать офицеры и инженеры, чтобы заниматься выплавкой руд.
Один из них изобретатель Иван Ползунов, который в 1763 году изобрёл первую паровую машину. На берегу реки Барнаулки в 1766 году прошли испытания изобретения. Ползунов стремился облегчить труд рабочих, которые вручную доставляли серебряные руды со Змеиной горы на завод, но его изобретение не получило развития ввиду отсутствия финансирования со стороны императрицы.
В 1771 году Барнаул получил статус "горный город". В XVIII веке здесь выплавлялось 70 процентов всего серебра в стране. После отмены крепостного права в России в 1861 году в конце XIX века обострился кризис - рабочие массово покидали завод из-за непосильного труда. Залежи серебра истощились и завод вскоре закрылся. Барнаул стал развиваться в других направлениях и превратился в купеческий центр. Появились новые производства: свечное, кожевенное, пивоваренное, лесопильное и другие.
Город получил развитие и как культурный центр, был открыт первый в Сибири музей и цирк. Город, в отличие от других сибирских поселений, застраивался по генеральному плану, ориентируясь на Санкт-Петербург. Дома рубили из стандартных шестиметровых брёвен, на ровных специально выделенных участках. Кроме того Столыпинская реформа способствовала наплыву переселенцев, а к 1915 году была достроена Алтайская железная дорога, которая решала важнейшую для региона проблему транспортных коммуникаций и помогала развитию торговли.
После революции власть захватили большевики, но уступили и до 1919 года власть в Барнауле контролировали бело-чехи. Встали некоторые заводы, после возвращения советской власти началась национализация, разрушались православные святыни. В 1923 году, спустя 5 лет после сильного пожара, когда выгорело несколько кварталов, в городе началась реконструкция. Вокруг Барнаула росли бараки. В 1932 году началось строительство Меланжевого комбината - крупного предприятия лёгкой промышленности. В 1937 году был образован Алтайский край с центром в Барнауле. Начали строиться новые кварталы.
В годы Великой Отечественной войны город давал фронту танки, снаряды. Был создан станкостроительный завод на базе нескольких эвакуированных предприятий. Почти половина всех патронов Красной армии производилась именно здесь. Кроме того барнаульцы из личных сбережений отправляли на фронт тёплую одежду и продукты.
После войны в Барнауле стали развивать химическое производство, которое в начале 2000-х пришло в упадок. в 1990-е годы вся промышленность города пережила тяжелейший кризис. Заводы закрывались, становясь убыточными, росло количество безработных. В 1997 году был построен новый мост через Обь, как символ возрождения города и начала нового времени.
Я в один из дней добрёл до моста и поднялся в Нагорный парк, чтобы сделать фото надписи с названием города (см. фото в начале статьи). Это с некоторых пор стало модно. Подобная есть в Геленджике, который я описывал не так давно в своих публикациях. Рядом расположен Речной вокзал, а недалеко причал, от которого можно отправиться на прогулку на теплоходе в летнее время. С высоты Нагорного парка можно полюбоваться речными просторами и близлежащим районом города.
Речной вокзал, который застал я, построили в 1985 году взамен старого. Недалеко расположен современный жилой комплекс "Аквамарин" из трех 24-этажек и водно-моторный клуб "Нептун" на месте бывшего лодочного причала №1. Сразу напоминаю своим читателям, что я описываю то, что застал в августе 2016 года. Какие изменения с тех пор произошли мне неведомо. Возможно, и даже скорее всего, в этом месте многое изменилось за 7 лет.
Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.