Найти в Дзене

Глава первая. Отголоски древности (Венди Буонавентура. "Рождённая в танце"). Часть 1.

Я дитя земли и звездных небес. Надпись, сделанная орфиками. Все танцы зарождаются в повседневной жизни, и в частности, происходит из нашей потребности в самовыражении и наполнении существования смыслом. Танец по своей природе служит одним из вернейших способов самоопьянения, имеющихся в нашем распоряжении, развития энергии наших тел и ее последующего высвобождения. Доказательства этому можно найти в происхождении самого слова, звучащего примерно одинаково на разных языках. Слово «dance» (танец) происходит от санскритского танха, что значит «радость жизни», в то время как арабское слово ракс и турецкое раккасе происходит от ассирийского ракаду, что значит «праздновать». Кроме празднования значительных событий, танец помогает нам избавиться от застоявшейся энергии, накопленной в течении дня, и способствует выражению нашей индивидуальности в социальной группе. Во все времена его использовали как средство исцеления и для привлечения партнера. однако свою функцию магического ритуала плодо
Деметра Чипирус. "Солнечные лучи,внезапно появивишиеся из-за туч". ок. 1930 г. Статуя из бронзы и слоновой кости. Кристи, Лондон.
Деметра Чипирус. "Солнечные лучи,внезапно появивишиеся из-за туч". ок. 1930 г. Статуя из бронзы и слоновой кости. Кристи, Лондон.
Я дитя земли и звездных небес.
Надпись, сделанная орфиками.

Все танцы зарождаются в повседневной жизни, и в частности, происходит из нашей потребности в самовыражении и наполнении существования смыслом. Танец по своей природе служит одним из вернейших способов самоопьянения, имеющихся в нашем распоряжении, развития энергии наших тел и ее последующего высвобождения. Доказательства этому можно найти в происхождении самого слова, звучащего примерно одинаково на разных языках. Слово «dance» (танец) происходит от санскритского танха, что значит «радость жизни», в то время как арабское слово ракс и турецкое раккасе происходит от ассирийского ракаду, что значит «праздновать».

Кроме празднования значительных событий, танец помогает нам избавиться от застоявшейся энергии, накопленной в течении дня, и способствует выражению нашей индивидуальности в социальной группе. Во все времена его использовали как средство исцеления и для привлечения партнера. однако свою функцию магического ритуала плодородия и урожайности в наше время танцы сохранили только в племенных поселениях и в местах, удаленных от цивилизации.

"Танцовщицы Южного моря" 1770-е годы. Гравюра на медной пластине.
"Танцовщицы Южного моря" 1770-е годы. Гравюра на медной пластине.

Все танцы когда –то входили, а в некоторых культурах входят и по сей день, в религиозные ритуалы. В древности религия была частью повседневной жизни, через нее осмысливались все природные явления. Восход и закат солнца, время сбора урожая, жизнь и смерть казались результатом действия могущественных и мистических сил, существующих вне человеческого понимания. Люди научились справляться с жизненными невзгодами сначала посредством создания мира духов, а затем с помощью поклонения и сопровождающих ее ритуалов, могущество которых состояло в способности делать таинственное постижимым, не принижая его до уровня обыденности.

Духи были везде: под камнями, в деревьях, в воздухе; во многих отдаленных местах люди и сейчас верят в мир духов так же незыблемо. В недавнем прошлом египтяне полагали, что каждый раз, когда они бросают что-либо в огонь, им следует возносить хвалу духам или джинну огня с восклицанием «Прости, о Джинн!». В то же время в Великобритании друиды поклонялись духам деревьев и ежегодно проводили священные обряды в честь лета в Стоунхендже.

В доисторические времена наши предки служили природе, а не природа им, как стало происходить с развитием цивилизаций. Тогда начали формироваться социально-политические структуры, в которых люди поклонялись жрицам и жрецам, королям и королям-полубогам, полагая, что они владеют могуществом природы. В древнем мире, до того как люди начали считать себя высшими существами, они признавали свое более скромное место в природе, создавая ритуалы с жертвоприношениями различным духам.

"Таитянские танцовщицы развлекают королеву"1770-г годы. Гравюра на медной пластине.
"Таитянские танцовщицы развлекают королеву"1770-г годы. Гравюра на медной пластине.

До изобретения языка тело служило основным способом самовыражения. Однако по мере развития языка, он стал постепенно заменять телодвижения, используемые в качестве главного метода общения. Тем не менее, многое и сейчас невозможно выразить словами, а лишь языком тела.

В древних ритуалах танец играл важную роль и с течением времени становился воплощением системы ценностей культуры, в которой формировался. По мере усложнения жизни, мистические племенные обряды уступили место организованным религиозным церемониям, самые основные из них относились к плодородию земли и человечества. Целью этой книги не является подробнее описание захватывающих ритуалов и вероисповеданий наших предков, тем не менее, все же следует отметить определенные аспекты, тесно связанные с нашей темой.

Во всех ритуалах перехода (погребение, посвящение в рыцари, инициация, крещение и т.д.) женщины и мужчины участвовали по отдельности. Этот обычай и по сей день существует в некоторых странах мира, в основном среди различных племен и народов, проживающих в местах, удаленных от цивилизации, являясь наследием нашего языческого прошлого. В наше время в некоторых странах арабо-исламского мира мужчины не только принимают участие в различных церемониях, например, таких как свадьбы, отдельно от женщин, но и в повседневной жизни занимаются домашними делами в отдельных помещениях.

"Божество плодородия из Кушана" V век. Красный песчаник.Частная коллекция.
"Божество плодородия из Кушана" V век. Красный песчаник.Частная коллекция.

Среди древних обрядов плодородия следует отметить ритуал инициации зрелости, во время которого девушкам передаются знания предков о половых отношениях посредством танца и песнопений. Церемония африканского племени кута проходит в воде или возле неё. Девушки входят в реку, посреди которой построен небольшой шалаш из прутьев и листьев, сгибаясь так, чтобы над водой были видны лишь их головы. В определенный момент церемонии, одна из женщин постарше выходит из реки, срывает с себя набедренную повязку и начинает исполнять «самый развратный танец». Затем девушки входят в шалаш для обряда инициации, кульминацией которого являются «несколько танцев, один из которых символизирует половой акт». Кута – лишь одно из многих племен, использующих эротические танцы и песни во время инициации половой зрелости. Подобные обряды существуют не только в племенах , проживающих в Африке, но и во многих других. Интересен тот факт, что в этих племенах все мужские обряды достижения половой зрелости состоят из подражания женским действиям и своеобразного заимствования женского могущества.

"Танцующая якши из северной Индии". XVI век. Красный песчаник. Частная коллекция.
"Танцующая якши из северной Индии". XVI век. Красный песчаник. Частная коллекция.

Также к ритуалам плодородия можно отнести и те, целью которых является привлечение партнера и празднование свадеб. Эротический танец, включающий в себя движения тазом, всегда играл важную роль в церемониях, служащих для установления сексуальных контактов у различных племен. Доподлинно неизвестно, каким именно был танец в древности, но изучение ритуалов симпатической магии, где использовались подражательные движения, которые, как считалось, оказывали влияние на силы природы может помочь нам постичь основные моменты традиций прошлого, этому же служат и изыскания антропологов, занимающихся исследованиями обрядов различных племен, существующих до сих пор.

Во «Всемирной истории танца» Курта Саша описываются движения тазом в танце бафиоти в Лоанго, Западная Африка. Такой же танец можно увидеть на побережье Южных морей, в Новой Гвинее, на Соломоновых островах, в восточной Полинезии и повсеместно в Африке. Йозеф Спаррье, описывая гавайский танец хула, утверждает, что целью этого танца является «привлечение богов и мольбы к ним о деторождении». Хула исполняется в широкой юбке, сшитой из травы, под ритмичную музыку. Основным движением танца является резкое и постоянно убыстряющееся вращение таза, чередующееся покачиванием бедер.

В Древней Греции существовало несколько ритуалов плодородия, основанных на вращении таза и покачиваниях бедрами. Лилиан Лолер выделила некоторые танцы, названные по кухонным принадлежностям, в которых «характерным движением является довольно ритмичное и чувственное покачивание бедрами, возбуждающее «шевеление» или «растирание». Один из танцев был известен под названием игдис или танец «растирания в ступе». В другом танце «исполнительница вращала бедрами и резко подергивала телом подобно пестику, которым растирают еду в ступе». С этим танцем также связано движение, описанное так: «свиваться и изгибаться, как ветка ивы». Древнегреческий писатель Поллукс утверждал, что все эти танцы характеризуются «покачивающим вращением бедер». В «Метаморфозах» Апулея, девушка, помешивавшая готовящуюся в кастрюле еду, привлекает внимание молодого человека, ритмичным покачиванием бедрами и вращением плечами. Лолер отмечает, что все эти танцы были «в принципе одно и то же – танцы плодородия, точные эквиваленты которых можно найти в ритуалах многих природных божеств, исполняемых еще с древних времен».

Связь между совокуплением и зачатием была осознана уже на самых ранних этапах истории человечества. Различные произведения искусства, созданные в доисторические времена, подтверждают тот факт, что мужчины признавали свою роль в создании жизни, но не совсем ясно представляли, в чем именно она заключается. Например, в гробнице в Катал Хуюк в Анатолии (эго-восток Турции) была найдена каменная плита, примерный возраст которой насчитывает около 8000 лет. На одной стороне плиты изображены два обнимающихся влюбленных, а на другой – женщина с младенцем.

Часто ритуалы плодородия завершались половым актом, который считался священным элементом жизни, способствующим продолжению человеческого рода. В наше время представление о сексуальной энергии сильно отличаются от существовавших в те времена, когда люди признавали ее как таковую, не омрачая ее чувством вины или грехопадения, которые появились позже с развитием цивилизации и становления патриархата.

В древности считалось, что способность к воспроизведению потомства связана с плодородием земли. Наши предки создавали мифы о таинствах мира, пропитанные поэтической двусмысленностью. Многие из них из разных уголков мира, но одинаковые по своей сути, дошли до нас в виде современных сказок.

Томас Фуллер. "Танцующие девы. Древняя Греция" 1650 г. Гравюра.
Томас Фуллер. "Танцующие девы. Древняя Греция" 1650 г. Гравюра.

Люди древности имели яркое и поэтичное представление о жизни и заклинали не только духов природы, но и различные женские и мужские божества, считающиеся ответственными за природные явления. Многие этнологи полагают, что самые ранние и главные из этих божеств были женского рода. Существует предположение, что изначально люди поклонялись именно символу матери, а не отца, однако этот вопрос о сих пор остается довольно спорным. В разных частях свет находят статуэтки богинь, насчитывающие тысячелетия. На Ближнем Востоке – колыбели культа богинь – были найдены женские фигурки, датируемые примерно 70000 годом до рождества Христова. Будучи одними из самых древних произведений искусства, эти фигурки представляют собой статуэтки крупных, широкобедрых и полногрудых женщин с поднятыми в танце руками.

Вера в то, что божество – создатель было женского рода, базируется на очевидном факте, что именно женщины дают жизнь. Также считалось, что женщины обладают магической властью и могут оказывать влияние на рост урожая. Более того, существует предположение, что именно женщины изобрели сельское хозяйство, развивавшееся почти одновременно в разных частях земли. Тем не менее, некоторые народы, в том числе американские индейцы, были категорически против ведения сельского хозяйства: «Вы хотите, чтобы я копал землю? Значит, я должен взять нож и вонзить его в грудь моей матери? Но потом., когда я умру, она ведь не примет меня вновь в свое лоно. Вы хотите, чтобы я копал землю и выкорчевывал камни. Значит, я должен изувечить ее плоть и перейти к ее костям? Тогда я никогда больше не смогу войти вновь в ее тело и родиться заново».

Эти слова, произнесенные пророком индейского племени уматилла менее ста лет назад, отражают древнюю веру в связь женщин с землей. Считалось, что дети рождаются из земли, из пещер, болот и ручьев, и когда женщина проходила по определенному месту, дух ребенка вселялся в ее тело. Отголоски этой веры могут быть найдены в древнеримском значении слова «незаконнорожденный» («дитя земли»), равно как и его румынского синонима, означающего «дитя цветов».

Считалось, что магическая способность женщин к созиданию распространялась также и на природу, т.е. женщины могли влиять на рост урожая. Именно на основании этого предположения и зародился миф о великой матери, или Богине, которую одновременно почитали и боялись, за ее таинственное могущество. Тысячи лет назад на вершинах холмов центральной Анатолии и Средиземноморья женщины проводили ритуалы в честь этой богини, к которым мужчины не допускались, равно как и к церемониям, относящимся к плодородию.

Начиная с конца четвертого века о нашей эры и вплоть до эры христианства, многие женские божества эллинистического и греко-римского мира и ритуалы, посвященные им, заимствовались из верований Востока, в частности, Сирии и Турции. На Кипре, родине Афродиты, греческой богини любви и плодородия, женщины исполняли эротические и экстатические танцы под песнопения и барабанную дробь. Транс или экстатический элемент, был основной составляющей, так как высвобождал энергию тела, что помогало танцовщице войти в другую сферу существования и объединится с божеством, тем самым, получая от него силу.

С древнейших времен на Ближнем Востоке женщины посредством совокупления с незнакомцами, выражали свое поклонение Создателю-женщине. А в пятом веке до нашей эры в Вавилоне этот обычай был формализован – здесь каждая женщина должна была дождаться в храме Милитты появление мужчины, который, войдя в храм, бросал ей монету в знак приглашения к совокуплению. После полового акта, женщина могла вернуться домой к своему обычному образу жизни. Монета принадлежала не самой женщине, а служила подношению богине за то, что она позволила мужчине принять участие в ритуале. Подобная традиция была широко распространена в Месопотамии (Ираке, Кувейте, Турции, Сирии и некоторых областях Ирана), Египте, Аравии и Финикии(Ливане).

В Египте, где поклонялись богиням Хатор и Бастет за их способность дарить плодородие, женщины принимали участие в посвященных им празднествах, где танцевали, пели и совокуплялись с мужчинами, чествуя этих божеств. В Иераполисе (Ливан) был распространен похожий обычай в честь богини Аттар. Считалось, что эти ритуалы способствовали передаче плодородия богини простым смертным. Более того, как писал древнегреческий поэт Гесиод, «чувственная магия женщин помогла «смягчить» поведение мужчин, подобным образом превращая животные инстинкты в любовь».

Иногда иеродулами (от греческого «священный слуга») ученые называют храмы богинь, в честь которых проводились сексуальные ритуалы. Однако чаще они используют этот термин в значении «священная проститутка», что в современном понимании не соответствует реальному значению определения, так как «священный» (что значит «посвященный служению божественному духу») и «проститутка» (что связано с распутством) кажутся несовместимыми понятиями. Потеря нами инстинктов жизни и разделение духа и материи усложняют восприятие древней веры в то, что сексуальность – неотъемлемая часть духовности.

Музыку и танцы можно встретить во всех ритуалах, посвященных богиням плодородия. Историк второго века Павсаний утверждает, что в классических греческих храмах жрицы исполняли танец, известный под названием кордакс, в котором вращали бедрами, близко сдвинув ноги. Девадаси (храмовые жрицы) в Индии исполняли чувственные танцы, которые должны были способствовать плодородию, их изображали на скульптурах, служивших украшением внешних стен храмов. Эти прекрасные произведения можно увидеть и по сей день: полногрудые фигуры с пышными бедрами, вокруг бедер обернуты длинные шарфы, а на лице – загадочная улыбка. В тринадцатом веке нашей эры в индийских храмах было около 20000 девадаси, их можно было увидеть еще вплоть до конца девятнадцатого века. Верующие дарили им цветы, фрукты, ароматизированную воду, дорогую одежду и украшения. «Из всех видов искусств наиболее распространен танец, состоящий из грациозных и чарующих жестов, покачивания, изумительных волнообразных и выразительных движений корпусом».

На этом интересном месте я дам вам отдохнуть перед еще более увлекательной частью этой главы. То есть продолжение следует...

Введение книги Венди Буонавентуры "Рожденная в танце"

Подборка где посте(пенно вы прочитаете главу за главой книги