Вопрос, вынесенный в заголовок, интересует многих. Обычно, выполнив работы по тюнингу двигателя и увеличив его мощность, владелец натыкается на невозможность АКПП долго передавать увеличенный крутящий момент. Итак, давайте разберемся, что можно с "этим" сделать и можно ли что-то сделать, в принципе?
Для начала необходимо определиться, что подразумевается под расхожим термином "УСИЛЕНИЕ АКПП".
Чаще всего озвучиваются ДВЕ задачи, и каждый из владельцев желает получить для себя что-то одно из двух.
Задача №1 звучит, примерно, так: "Хочу увеличить ресурс АКПП так, чтобы дольше не ломалась!".
ИЛИ
Задача №2 может звучать/звучит так: "Хочу/уже увеличил мощность двигателя. Теперь хочу, чтобы коробка передач могла передавать увеличенную мощность/крутящий момент!".
Таким образом, у каждого автолюбителя, кто всерьёз задумался над реализацией этой "задумки" — своя задача. Но все, как правило, задают один и тот же вопрос: "А можно ли усилить АКПП?".
Сразу отметим, что слово "усиление" взято в кавычки не просто так.
И мы, конечно же, готовы рассказать Вам — почему.
Для начала, кратко повторим общие принципы построения АКПП (и Вы сами сможете ответить на оба этих вопроса).
Итак:
1. Крутящий момент передается от двигателя на АКПП через гидротрансформатор (ГДТ). Характеристики ГДТ определяются при его производстве. Физические возможности передавать крутящий момент —определяются геометрическими размерами и физическими характеристиками.
2. Крутящий момент также передаёт фрикционная блокировочная муфта ГДТ. И, как и у любой фрикционной муфты, её возможности в основном определяются площадью контакта, фрикционными свойствами и давлением сжатия.
3. Далее крутящий момент передается через фрикционные механизмы АКПП (фрикционные пакеты, тормозные ленты). Понятно, что возможность передавать крутящий момент определяется, опять же, геометрическими размерами (площадью контакта) фрикционных элементов, их фрикционными свойствами и силой сжатия фрикционных элементов.
4. На определенный крутящий момент рассчитаны и механические элементы. Такие, как планетарные передачи, шестерни, подшипники, втулки и т.п.
А теперь рассмотрим по порядку: Как можно решить задачу №1 — увеличить надежность, продлить срок жизни АКПП?
Это, наверное, волнует почти каждого автовладельца, и ответ тут довольно простой.
Напомним ТРИ ОСНОВНЫХ параметра, которые влияют на ресурс АКПП:
1. Конструктивные особенности. Есть удачные и менее удачные конструкции АКПП.
2. Чистота гидравлической жидкости (масла) в АКПП.
3. Особенности эксплуатации (манера езды).
Подробнее по каждому пункту.
1. Конструктивные особенности АКПП, куда входит понятие — удачная или неудачная конструкция всей кинематики, отдельных узлов. Надежность механических узлов, качество изготовления, запас прочности по металлу. Сюда отнесем и особенности организации системы охлаждения. Сюда же — особенности программных настроек работы автоматической коробки, алгоритмы включения передач, настройки моментов включения и т.д. И сюда же — конструктивные настройки работы механизма блокировки ГДТ, электронную нейтраль и другие функции АКПП, которые конструктор заложил в программу управления.
Изменить все это, за редким исключением, конечно же нельзя . Например, заранее понимая особенности конструкции — просто учитывать при эксплуатации. (Пример: дополнительное охлаждение для некоторых типов АКПП).
2. Чистота масла. В принципе, все всё знают, но не все делают…:). Первый владелец — катается, как хочет, масло не меняет, да и дилер, вроде как, не рекомендует. Второй владелец на пробеге 120 т.км. начинает задумываться: А не поздно ли теперь?
На современных АКПП масло, хорошо бы, менять раз в 30-50 т.км. Причем, чем интенсивнее Вы разгоняетесь и, чем больше в Вашем трафике городской езды — тем чаще это нужно делать. На вариаторах — раз в 30 т.км. максимум или еще чаще. На коробках, склонных к перегреву — раз в 30 т.км.
3. Все современные коробки передач — допускают динамичную езду и дают ощущение вечной жизни… пока новые :) И никто, раньше времени, не хочет задумываться о стоимости ремонта. И всё же: любите интенсивную манеру езды — будьте готовы к необходимым вложениям. Все просто.
А что же в итоге? — спросите Вы. Идеальная "жизнь" АКПП — это работа на чистом масле с редкими и плавными ускорениями или постоянная езда по трассе на верхней передаче. Хотите долгой и счастливой жизни АКПП — придерживайтесь спокойной манеры езды и регулярно меняйте трансмиссионную жидкость (масло) в коробке!
Теперь про самое "вкусное".
Что в АКПП можно изменить так, чтобы коробка могла передавать бОльший крутящий момент (при увеличении мощности/характеристик) двигателя?
Давайте посмотрим, что можно предпринять для решения задачи №2.
1. Гидротрансформатор. В некоторых редких случаях можно поставить другой, от аналогичной коробки. При этом надо понимать, что изначально все расчеты и характеристики закладывались под определенный двигатель, и как будет вести себя ГДТ во всем диапазоне — непонятно. В основном, заменить ГДТ не получится физически. Есть варианты приобретения именно переделанного ГДТ (тюнингового). Как правило, за существенные деньги, и, в основном, у Американских компаний, которые на этом специализируются. Такой ГДТ будет иметь несколько видоизмененную геометрию лопаток, для некоторого изменения характеристик. Суммарный прирост возможностей такого ГДТ — 10-15%.
2. Изменить геометрические размеры фрикционной муфты блокировки ГДТ — едва ли получится. В некоторых случаях, будет возможно использовать фрикционные диски из более стойкого к истиранию материала, но при этом существенно изменить давление сжатия — достаточно сложно (см. ниже).
3. Основной вопрос всегда задается про фрикционы. Принято считать, что заменив фрикционные диски на другие — "усиленные", можно увеличить передаваемый крутящий момент. Давайте разбираться.
Материал фрикционных накладок у дисков действительно имеет свои фрикционные свойства, строго согласованные с моментом включения и давлением включения фрикционной муфты. При этом фрикционы работают в масле. Безусловно, на рынке предлагаются фрикционные и стальные диски для разных моделей АКПП, выполненные из более стойких материалов. Сделано это для того, чтобы фрикционный диск мог ДОЛЬШЕ работать в режиме пробуксовки. Как написано выше — фрикционная пара передает крутящий момент за счет площади контакта и силы сжатия.
Основная проблема износа фрикционов на обычной АКПП — это НЕ слабый материал самих накладок, а ПАДЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ сжатия ИЛИ неправильный алгоритм роста давления. При этом, фрикционы начинают дольше работать в режиме пробуксовки и сгорают.
Таким образом, становится понятно, что если вместо обычных фрикционов поставить "усиленные", то они будут точно также ПРОБУКСОВЫВАТЬ при неправильном давлении сжатия! Только продержатся чуть дольше…
Далее Вы спросите — А зачем же тогда выпускают такие фрикционы? А вот зачем.
При интенсивном разгоне (дольше, чем при "нормальном" разгоне), фрикционный пакет работает некоторое время в режиме контролируемой пробуксовки (для обеспечения плавного включения передачи). Если постоянно разгоняться интенсивно, то такой режим работы действительно приводит к более длительной работе фрикционов в режиме пробуксовки, что в свою очередь — изнашивает фрикционы. Именно для ЭТОГО и сделаны такие "усиленные". Отсюда становится понятно, что такие фрикционы — НЕ передают бОльший крутящий момент! И, сами по себе, НЕ УВЕЛИЧИВАЮ РЕСУРС всей АКПП.
При этом, надо отметить, что постоянная и длительная езда с динамичными разгонами, в обычной жизни, может более интенсивно загрязнять масло продуктами износа фрикционов, а в случае с "усиленными" — это будет происходить меньше. Но, при этом, масло будет также гореть и терять свои рабочие свойства.
UPD
Дополнительно стоит упомянуть и еще один технический момент. В некоторых ограниченных случаях есть возможность УВЕЛИЧИТЬ количество фрикционов (точнее — обычно добавляют один фрикционный и один стальной диск). Таким образом, действительно при прочих равных, можно увеличить площадь соприкосновения и, тем самым, несколько увеличить передаваемый крутящий момент для данного пакета. Стоит отметить, что в некоторых сериях коробок — такой метод применяют производители для разных версий мотора (бензин или дизель). Но и тут существует масса ограничений. Ведь, недостаточно "просто" увеличить количество фрикционных дисков, нужно еще чтобы в наличии были диски именно нужного размера и меньшей толщины. И тут можно рассчитывать только на неоригинальные экземпляры! Скорее всего, те самые —тюнинговые. Понятно, что такие диски предлагаются для ограниченного количества коробок. При этом, не стоит забывать и про то, что никак не меняется программа управления пакетом. А возможность точной регулировки зазора в пакете — также не гарантируется.
4. При описании выше, мы постоянно упоминали — давление сжатия фрикционов. Можно ли изменить этот параметр? В теории — ДА. Незначительно, но можно. Для этого нужно принципиально изменить программу управления АКПП на всех режимах. Т.е., почти переписать всю программу управления коробкой передач. И где-то в единичных конкретных случаях — это даже делается, и для тюнинга АКПП перепрошивается программа управления. Понятно, что алгоритм работы коробки меняется — забываем про плавность включения в угоду более жестким режимам. Но даже и эти возможности существенно ограничены. И ограничены они — физическими характеристиками масляного насоса, который просто не в состоянии выдавать давление и объем трансмиссионной жидкости больше, чем те, на которые он рассчитан производителем.
Обычно, для новой АКПП у насоса присутствует некоторый запас по давлению и производительности. И это заложено, именно, в расчете на компенсацию дальнейших износов в системе. Если же коробка уже подизношена, то насос работает уже около предела своих возможностей.
5. Дополнительным пунктом можно отметить — возможность некоторой доработки механических узлов АКПП. Что, само по себе, не увеличивает передаваемый крутящий момент, но поможет работать в более тяжелых условиях эксплуатации. Возможности эти небольшие, но иногда используются. Например, установка игольчатого подшипника вместо втулочного. Или установка доработанных корпусов сцеплений и т.п. Всё это — редкие случаи доработки конкретных узлов для конкретных АКПП.
Подведем некоторый итог.
Как выполнить задачу №2 (существенно увеличить передаваемый крутящий момент)? Принципиально — никак. Незначительно — да, можно. Заменить ГДТ на тюнинговый, заменить фрикционные И СТАЛЬНЫЕ диски фрикционных пакетов на другие — выполненные из более стойкого материала, возможно — добавить пару дисков, если есть такие, и заменить программу управления АКПП (очень ограничено).
Итого: за более чем существенные деньги, ТОЛЬКО В КОМПЛЕКСЕ, можно получить некоторое СОВСЕМ НЕБОЛЬШОЕ (по экспертным оценкам — около +10%) увеличение именно возможностей АКПП. При этом, возможно, придется забыть о плавности переключений на некоторых режимах, да и ресурс АКПП при такой работе — не прогнозируется и не гарантируется.
Если Вам понравился материал — поставьте ЛАЙК и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш Блог, чтобы не пропустить новые публикации!
Если же Вам потребуется высокопрофессиональный ремонт АКПП, гидроблока, гидротрансформатора — обращайтесь! Будем рады Вам помочь.
Наш адрес: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 31 стр.1.
Наши телефоны для связи: +7 (495) 664-41-00 голос; +7 (926) 209-26-79 голос/мессенджеры (What’s App, Viber, Telegram).
Наш официальный сайт: https://zfcenter.ru/