Найти тему

Трэш перед шедеврами - первые фильмы великих режиссеров

Говорят, что первый блин всегда комом. При просмотре дебютных полнометражных фильмов некоторых советских кинорежиссеров невозможно поверить в то, что их снимали будущие гении. Ничто в этом кошмаре не указывает на талант.

Николай Гудзь и Михаил Державин в фильме "Эффект Ромашкина", 1973
Николай Гудзь и Михаил Державин в фильме "Эффект Ромашкина", 1973

Первым в списке - классик советского и украинского кинематографа Роман Балаян. Его фильм "Полеты во сне и наяву" с Олегом Янковским в главной роли в свое время стал гимном "потерянного поколения" 40-летних, ленту считали гениальной. Большой успех снискала и картина "Храни меня, мой талисман" с участием Александра Збруева, Александра Абдулова, Олега Янковского (сплошной "Ленком") и Татьяны Друбич. Но посмотрите первый полнометражный фильм Балаяна "Эффект Ромашкина", снятый в 1973 году. Это история о том, как молочный завод в Киеве заказывает у студентов… рекламу кефира. А они решают снять ее с участием некоего пенсионера Ромашкина, фаната кефира, способного транслировать свои видения на экран.

Николай Яковченко в фильме "Эффект Ромашкина", 1973
Николай Яковченко в фильме "Эффект Ромашкина", 1973

Даже сам сюжет вызывает оторопь, а уж его воплощение - и того хуже. В фильме поют и кривляются замечательные артисты Михаил Державин, Николай Гринько, Роман Ткачук, Ирина Шевчук, Сергей Иванов (Кузнечик из фильма "В бой идут одни старики"), которым вероятно впоследствии было очень стыдно за то, что они в этом участвовали. Последнюю свою роль в кино здесь сыграл великий украинский комический артист Николай Яковченко (папа Прони Прокоповны из фильма "За двумя зайцами"). Возможно, это один из худших фильмов за всю историю советского кинематографа. И снял его великий Роман Балаян.

Кадр из фильма "Стоянка поезда - две минуты", 1972
Кадр из фильма "Стоянка поезда - две минуты", 1972

Впрочем, за звание худшего фильма может поспорить лента "Стоянка поезда - две минуты", в которой волшебник Василий (Юрий Белов) из небольшого провинциального городка Нижние Волчки своей магией не дает уехать молодому врачу Игорю (Олег Видов). Ради этого все в городе начинают изображать из себя больных, усиленно кривляться, танцевать, петь. Потом в песни и пляски ударяется и главврач поликлиники (Виктор Сергачев), и работницы почты, и прочие герои. Все время возникает ощущение, что мы видим галлюциногенные видения того самого молодого доктора Игоря, ведь только этим можно хотя бы частично оправдать творение, созданное... Марком Захаровым! Который через несколько лет начнет снимать филигранные, легкие, ироничные, пронзительные фильмы "Обыкновенное чудо", "Тот самый Мюнхгаузен", "Формула любви" и многие другие.

Надежда Румянцева и Тигран Давыдов в фильме "Весенние голоса", 1955 (актриса в середине не опознана)
Надежда Румянцева и Тигран Давыдов в фильме "Весенние голоса", 1955 (актриса в середине не опознана)

Картина "Весенние голоса" не настолько чудовищна, но сам ее формат не позволяет разглядеть способности режиссера. Сюжет прост как две копейки - студенты ремесленного училища смотрят по тогда еще весьма экзотическому телевизору (год съемки - 1955) V Всесоюзный смотр художественной самодеятельности трудовых резервов республик СССР. Это телевизор они сами и конструируют. Насмотревшись концерта, студенты отправляются на бал в Георгиевский зал Кремля. Главные роли в этой картине-ревю исполняют Надежда Румянцева и Георгий Куликов. А режиссерами являются Сергей Гуров и Эльдар Рязанов. К слову, лента примечательна не только дебютом Рязанова, но и тем, что это первый советский игровой широкоэкранный фильм.

Нина Сандалова и Мансур Гурминджев в фильме "Дети Памира", 1962
Нина Сандалова и Мансур Гурминджев в фильме "Дети Памира", 1962

В 1962 году на советские экраны вышла лента "Дети Памира", рассказывающая о пришедшем в какой-то таджикский горный кишлак в начале 1920-х годов вместе с красноармейцами учителе, который впервые показал местным детям, что такое глобус, и поведал, как прекрасна советская власть. Но тут вдруг умирает Ленин, учитель убывает по призыву райкома, и дети, которые теперь считают, что их будущее связано только с Лениным, едут за ним в город. "Вот и все" - появляется надпись в конце этого странного фильма, получившего в свое время Госпремию Таджикской ССР. Вряд ли найдется человек, который желал бы его сегодня пересмотреть. А ведь снимал ленту Владимир Мотыль. Это его первая работа, за которой последуют "Женя, Женечка и "катюша", "Белое солнце пустыни" и "Звезда пленительного счастья".

Кадр из фильма "Гвоздь в сапоге", 1932
Кадр из фильма "Гвоздь в сапоге", 1932

Представьте себе фильм про то, как рабочий не успевает передать важное донесение во время маневров, так как у него плохо сделаны сапоги, которые разваливаются по дороге. В этот момент происходит газовая атака врагов, в результате которой не получившая донесение команда бронепоезда гибнет. Рабочего привлекают к суду, но оказывается, что все это были лишь маневры. А в составе членов суда - та самая "погибшая" от газов команда бронепоезда, которая и выпускает в реальной жизни негодные сапоги в обувной артели. Постановка фильма "Гвоздь в сапоге" полностью соответствует бредовости сюжета. Но режиссером является Михаил Калатозов. Будущий создатель фильмов "Валерий Чкалов", "Верные друзья", "Летят журавли"...

Кадр из мультфильма "Пиф-паф, ой-ой-ой!", 1980
Кадр из мультфильма "Пиф-паф, ой-ой-ой!", 1980

По воспоминаниям Виктора Шкловского, одним из первых фильмов братьев Васильевых была лента про кролиководоство. На экраны выходил мужчина в меховом костюме с длинными накладными ушами и произносил: "Здравствуйте, товарищи, я кролик! Хочу сообщить вам о той пользе, которую я приношу социалистическому хозяйству". Перед тем, как окончательно списать режиссеров со счетов, на студии им доверили еще одну постановку - немой фильм про героя Гражданской войны Василия Ивановича Чапаева. В процессе съемок его решили сделать звуковым. А потом родилась легенда - первая в истории советского кино.