31 октября 1999 года Боинг 767-300ER авиакомпании EgyptAir вылетел из Лос-Анджелеса с 32 пассажирами на борту и сделал промежуточную посадку в Нью-Йорке, в аэропорту имени Кеннеди. Там на борт поднялся еще 171 пассажир.
Этот борт назывался "Тутмос III", он выполнял рейс 990: Лос-Анджелес - Нью-Йорк - Каир.
В 01.20 самолёт вылетел дальше по маршруту - в Каир, но спустя 33 минуты рухнул в океан. Несмотря на долгое расследование, окончательной версии произошедшего до сих пор нет. Точнее, вердикт есть, но египетская сторона его категорически не принимает.
Так что же случилось с полностью исправным боингом за 33 минуты полета?
Пассажиры и экипаж
На борту в ту ночь находились 100 американцев и 89 египтян (в том числе 14 членов экипажа), а также 21 канадец и несколько представителей других национальностей - всего 217 человек.
Интересно, что среди 75 пассажиров-египтян было 33 египетских офицера ВВС, включая 2 бригадных генералов.
Поскольку предстоял длинный трансатлантический полет (более 10 часов), рейс 990 обслуживали 2 экипажа - основной и сменный. И хотя официально это не было никак не зафиксировано, сначала управлять самолетом должен был основной экипаж в лице Ахмеда эль-Хабаши (57 лет) и второго пилота Аделя Анвара (36 лет), причем последний летел в Каир на свою свадьбу.
Но через 25 минут в салоне появился второй пилот из сменного экипажа - Гамиль Аль-Батути, 59 лет. Известно, что он имел огромный опыт полетов, и в компании его очень уважали. Батути уже собирался на пенсию и переживал, что так и закончит карьеру в должности второго пилота, хотя его опыт позволял стать командиром воздушного судна (его не взяли на эту должность предположительно из-за плохого знания английского).
Впоследствии биографию аль-Батути рассмотрят под микроскопом, но так и не смогут сделать однозначный вывод о причинах его поступка. Он не имел финансовых проблем и считался хоть и религиозным человеком, но не фанатиком.
События в полете
Аль-Батути начал настаивать, чтобы второй пилот уступил ему место прямо сейчас. Анвар был против, но после недолгого спора подчинился. КВС не возражал против смены второго пилота. Адель Анвар покинул кабину, и Аль-Батути занял его место. Это произошло примерно в 1-45.
В 1-44 самолет занял крейсерскую высоту 10 000 метров.
В 1-47 диспетчеры получили последнее сообщение с борта. Полет проходил в штатном режиме.
В 1-48, по записям бортовых самописцев в кабине пилотов, эль-Хабаши извинился и вышел в туалет. Второй пилот остался в кабине один. Он несколько раз повторил на арабском "Я полагаюсь на Аллаха" и через минуту вручную отключил автопилот, а после этого перевел двигатель в режим холостого хода....
Самолет начал пикировать вниз. Из-за резкого снижения в салоне возникла невесомость, непристегнутых пассажиров буквально размазало по потолку. Несмотря на это, командиру удалось вернуться в кабину и занять место. Он пытался исправить ситуацию и в панике спрашивал, что происходит и почему второй пилот отключил двигатели.
В 1-50 начались отчаянные попытки спасти самолет. Капитан смог вывести его из пикирования. Но из-за отсутствия подачи топлива оба двигателя заглохли до полной остановки. В результате самолет потерял всю электроэнергию, в том числе для обоих бортовых самописцев. Последними записанными словами была фраза капитана: "Тяни за мной".
О том, что происходило там в последние две минуты, можно только догадываться; записей больше не было. Но установлено, что командир пытался восстановить подачу топлива и набрать высоту, а второй пилот делал все наоборот.
Примерно через минуту самолет снова ушел в крутое пике. Из-за огромного напряжения он начал буквально разваливаться в воздухе, отделился левый двигатель и другие запчасти.
В 01:52 рейс 990 упал в Атлантический океан в 100 километрах от острова Нантакет. Спасательная операция началась почти сразу, но выживших не было.
Расследование
Поскольку кaтaстрофа произошла в нейтральных международных водах, рaccледование причин должно было проводить Министерство гражданской авиации Египта (ECAA), но правительство Египта обратилось к американскому Национальному совету по безопасности на транспорте (NTSB) с просьбой взять его в свои руки. Очевидно, что скоро они об этом пожалели...
Окончательный отчет американцев был опубликован в марте 2002 года. NTSB пришло к выводу, что произошедшее было вызвано намеренными действиями второго пилота сменного экипажа Гамиля Аль-Батути. Причина действий первого помощника не была установлена.
Египетское правительство отказалось от своего первоначального решения и взяло расследование причин в свои руки. По их официальной версии, причина заключалась в различных технических неисправностях.
Египтяне и американцы так и не смогли достичь согласия в этом вопросе. Вот что сказал один авиационный журналист:
Мне показалось, что они (египтяне) очень хорошо знали, что это сделал их человек, Батути. Они преследовали политическую повестку дня, которая была продиктована необходимостью отчитываться перед своим начальством в очень пирамидальной, автократической политической структуре. Было передано сообщение свыше, вероятно, от самого Мубарака, что Батути, второй пилот, никак не мог этого сделать. Для следователей по расследованию авиационных происшествий в Египте игра превратилась не в поиск истины, а в поддержку официальной линии
Ещё до публикации официальных результатов, в феврале 2000 года капитан рейса 767 авиакомпании EgyptAir Хамди Ханафи Таха приземлился в Лондоне и попросил политического убежища. В своем заявлении британским властям он утверждал, что ему известны обстоятельства крушения рейса 990. По его словам, первый помощник капитана Гамиль Аль-Батути намеренно разбил самолет, чтобы отомстить руководителю авиакомпании, который оказался на борту. Он возложил большую часть вины на руководство EgyptAir. Таху уволили, а его прошение о предоставлении убежища отклонили.
Последствия
Впоследствии авиакомпания EgyptAir сменила номер рейса Нью-Йорк—Каир с MS990 на MS986, и оставила другой самолет на этом маршруте - Боинг 787 Dreamliner. А в Лос-Анджелес EgyptAir больше не летает.
На островном кладбище в Нью-Порте установили памятник жертвам крyшeния.
Согласно найденным намного позже записям Усамы бен Ладена, его вдохновила история рейса 990 при планировании событий 11 сентября.
"Именно так идея 9/11 была задумана и развита в моей голове, и именно тогда мы начали планирование"
А через 16 лет, 31 октября 2015 года произошла кaтacтрoфа Когалымавиа над Синаем.
Несчастливый это день для Египта и для авиации...
Ставьте лайк, если было интересно.
И подписывайтесь на канал Magic Egypt. Здесь я рассказываю все самое интересное о стране пирамид и вечного солнца