Найти тему

Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения

Где: Третьяковская галерея, Инженерный корпус

Адрес: Лаврушинский переулок, 12

До: 21 января 2024

Тулон. 1893
Тулон. 1893

“Это прежде моряк, а потом - художник”, - сказал Александр II, представляя Алексея Боголюбова австрийскому императору на Всемирной выставке в Вене.

Гавр, 1893
Гавр, 1893

Алексей Боголюбов учился в Александровском малолетнем кадетском корпусе, откуда был переведен в Морской кадетский корпус в Петербурге, окончил его в звании мичмана в 1841 году. Больше всего юноша увлекался … карикатурами, в том числе на преподавателей, за что был неоднократно бит розгами.
Боголюбов служил на флоте 17 лет, при этом не переставал рисовать. В 1849 году на корабле «Камчатка», плывущем на Мадейру, он встретил герцога Максимилиана Лейхтенбергского, президента Академии художеств. Увидев рисунки молодого офицера, герцог сказал: “… чем быть дюжинным офицером, будьте художником…”. В 1851 Боголюбов поступает вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. Он учился у профессора батальной живописи Б.П.Виллевальде (примеры его замечательных работ в моей предыдущей
статье).

Вид города Ревеля, 1853
Вид города Ревеля, 1853

За картину “Вид города Ревеля” (современный Таллинн) художник получает большую золотую медаль и право пенсионерской поездки, где он познакомился со многими выдающимися мастерами европейской пейзажной живописи.

Важную роль в формировании художественных взглядов Боголюбова сыграли французский маринист Эжен Изабе и дюссельдорфский мастер Андреас Ахенбах. Многолетняя дружба связывала Боголюбова с Камилем Коро и Шарлем-Франсуа Добиньи. Картины этих художников представлены на выставке, листайте ленту.

Мне кажется, что ретроспективная выставка, посвященная творчеству одного художника, всегда очень интересна именно тем, что вы можете проследить творческий путь мастера, эволюцию его взглядов. Так, на выставке в Третьяковской галерее вы увидите и работы Боголюбова времен его пенсионерской поездки, и картины 70-х годов, когда он вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. Листайте ленту.

Для меня откровением этой выставки стали ноктюрны Боголюбова. Сам художник считал свою картину “Ярмарка в Амстердаме” одной из самых удачных, поэтому эту картину он подарил Александру II.

С документальной точностью воспроизводит Боголюбов сцены морских сражений, это и Северная война времен Петра Великого, и сцены морских сражений Крымской войны. Большинство картин предназначались для императорской коллекции, они был сделаны по личным заказам Николая I и Александра II. Посмотрите, например, на картине “Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года” Алексей Боголюбов изобразил момент окружения огромных шведских кораблей боевыми лодками и галерами русской эскадры, мы даже видим русского матроса, который забирается в окно шведского корабля.

Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года. 1866
Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года. 1866
фрагмент картины Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года.
фрагмент картины Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года.

Боголюбовские картины Москвы – это летопись города 19 века. Перед вами строительство Храма Христа Спасителя. Позволю себе привести длинную цитату из автобиографического произведения Алексея Боголюбова “Записок моряка-художника”, но уж очень этот отрывок красноречиво характеризует в первую очередь самого Боголюбова.

Вид Храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве. 1880
Вид Храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве. 1880

“На другой день поехали осматривать вновь строящийся собор Христа Спасителя.
До поездки, за утренним кофе, я сказал Его Высочеству, что знаю про роспись стен и купола собора, то есть что архитектор Тон брал со всех художников крупные взятки и что купол, как ему доложат, расписан проф. Марковым, который тут только подрядчик, но его начал Макаров, снова расписывал Сорокин и, наконец, совсем заново написал Крамской, а из 100 тысяч - 25 дали Тону, тысяч 10 - Макарову, почти ничего Сорокину и 25 тысяч - Крамскому, который, имея 6 помощников товарищей, поделил с ними поровну, так что настоящая стоимость его 4,5 тысяч. Когда кн. Долгоруков объяснил Его Высочеству работы и дошёл до купола и назвал Маркова, то Цесаревич сказал: "Я знаю, что его расписал Крамской, пожалуй, по эскизу Маркова. Весь ход работы мне уяснил проф. Боголюбов". Собор ещё был далеко не окончен, но всё-таки очень заинтересовал Цесаревича. За обеденным столом князь В.А. Долгоруков подошёл ко мне и очень вежливо, что составляло отличительную черту этого царедворца и доброго человека, говорит мне:
"Как это вы, г-н профессор, позволили себе говорить Его Высочеству такие вещи по работам храма, да ведь это ложится плотною тенью на строителя Тона, меня и Каменского".
- "Извините, ваше сиятельство, но я призван к Его Высочеству говорить ему как будущему императору всю истину. Что я сказал, то всем нам, художникам, известно, и надо, наконец, чтоб господа строители покончили эксплуатировать нашего брата".

Вид Москвы от дома Хлудова 1878
Вид Москвы от дома Хлудова 1878

“Не видел я никогда Москвы. Я туда поехал на свидание с моим родным братом и другом Н. П. Боголюбовым, тогда рязанским помещиком... Не думал я никогда, чтоб этот православный город так на меня сильно подействовал! Щетинистый Кремль с его башнями, Василий Блаженный, соборы скученные, всех возможных стилей и архитектур, Замоскворечье - всё это было так чудно, так оригинально!”

из “Записок моряка-художника”

На выставке очень много рисунков Алексея Боголюбова. Акварели, сепии. Любители данного жанра найдут для себя на выставке много интересного.

“Двухсотлетний юбилей Петра Великого на Неве” Боголюбов писал вместе с художником Карлом Гуном, который писал на картине людей, изобразив себя и Боголюбова за работой на фоне памятника Петру I.

Двухсотлетний юбилей Петра Великого на Неве 1872
Двухсотлетний юбилей Петра Великого на Неве 1872
Фрагмент картины Двухсотлетний юбилей Петра Великого на Неве
Фрагмент картины Двухсотлетний юбилей Петра Великого на Неве

Моряк, художник, профессор живописи, путешественник, близкий друг императорской семьи. Но главным делом своей жизни Боголюбов считал создание первого публичного государственного художественного музея. По материнской линии Алексей Боголюбов был внуком Александра Радищева, автора “Путешествия из Петербурга в Москву”. У Боголюбова была мечта - открыть в Саратове (поскольку Радищев - уроженец Саратовской губернии) музей и назвать его именем деда. В 1885 году музей был открыт. В основу музея легла личная художественная коллекция Боголюбова и его картины. В своем завещании он выделяет 200 тысяч рублей на содержание Саратовского музея и Боголюбовской рисовальной школы (ныне Саратовское художественное училище имени А.П.Боголюбова). Гражданская жена художника, француженка, баронесса Элизабет Шивр, принявшая перед смертью православие и российское подданство, завещала музею более 70 тысяч рублей. На картине “Вёль” изображена Элизабет Шивр.

Вёль 1887
Вёль 1887

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Третьяковскаягалерея #Шедевральныемаршруты #выставкивМоскве #АлексейБоголюбов