Если об аварии на Чернобыльской АЭС народ информировали через два дня после инцидента, то не менее крупную катастрофу на комбинате "Маяк", что случилась осенью 1957 г., рассекретили лишь через 31 год. Многое в СССР было покрыто тайной до перестройки, т. к. власти исходили из логики, что у социалистического государства не должно быть проблем. Именно поэтому они обманывали народ, а авария воистину была огромного масштаба. Кстати, большинство людей не знает об ее последствиях до сих пор.
Комбинат №817.
Строительство Базы-10 (будущего Озерска) началось в ноябре 1945 г. В начале 1946 г. приступили и к сооружению Комбината №817. Глубина котлована составляла 53 метра и его копали вручную 11 тыс. землекопов, отогревая огнем мерзлый грунт. В основном строители были из числа вольнонаемных. Также на стройке задействовали военные батальоны и заключенных. Каждый давал расписку о неразглашении тайны, всем не хватало еды и люди жили в ужасных условиях. Но уже 1 июля 1948 г. ядерный реактор "А" сдали в эксплуатацию, а через 8 дней ученые получили первый оружейный плутоний.
Если на Хиросиму сбросили атомную бомбу, изготовленную из урана, то Нагасаки атаковали плутониевой бомбой, которая носила название "Толстяк". Взрыв 11 килограмм плутония (объемом 0.6 л) был эквивалентен 21 килотонне тротила. Тогда сразу погибло 40 тыс. человек. Вот какой это "ценный" металл.
Комбинат №817 (в будущем ПО "Маяк") строили в таком темпе, что "забыли" про очистные сооружения. С 1948 г. все радиоактивные отходы сбрасывали в реку Теча (приток Исети), а затем начали сливать в озеро Карачай. Вокруг этих водоемов жили тысячи людей, а реакторы на "Маяке" продолжали "клепать" и в 1954 г. запустили шестой по счету. На них регулярно происходили аварии: всего с 1948 г. по весну 1957 г. их случилось 5, но до поры до времени фартило.
Катастрофа 29 сентября 1957 г.
Исследователи все делали впервые и учились в ходе процесса, поэтому ошибок допускали немало. Как итог, рвануло там, где не ждали. Радиоактивные отходы хранили в ёмкостях из нержавеющей стали, расположенных под землей на глубине 10 метров. Сверху они фиксировались бетонной крышкой толщиной один метр и весом 160 тонн. В одной из них, под номером 14 и рвануло, т. к. по неизвестной причине произошло отключение системы охлаждения. Позже взрыв оценили в 70 тыс. тонн в тротиловом эквиваленте.
Взрывной волной крышку откинуло на 25 метров и выбило все стекла вместе с рамами в радиусе 2 км. Из емкости выбросило 80 тонн отходов (объемом 250 куб. м) и 20 млн. радиоактивных веществ, в основном церия-144 (66% общей массы), его период полураспада 290 суток. А также стронция-90 (5%) и цезия-137, период полураспада которых около 30 лет?!
В результате образовалось облако и его понесло на северо-восток. Ему дали название ВУРС: Восточно-Уральский радиоактивный след. После этого была заражена территория длиной 300 км, шириной до 10 км, на которой в 217 населенных пунктах проживало 270 тыс. человек. Кстати, сам Челябинск-40 (так стали называть Базу-10 с 1954 г.) чудом не пострадал.
Жесткая дезактивация.
В первые 10 дней в зоне ВУРС сотни человек получили дозу облучения свыше 50 бэр. Только после этого стали принимать меры. Власти переселили 1380 жителей четырех наиболее пострадавших сел и деревень: Бердяниш, Сатлыково, Галикаево и Русская Караболка. Всего с 1957 по 1960 год отселили и захоронили 23 населенных пункта: 20 в Челябинской области и 3 в Свердловской, где проживало 12,7 тыс. человек. Компенсацию за дома, постройки и скот платили достойную, не скупились. Но ничего не объясняли, поэтому люди не желали уезжать. В итоге всех их принуждали силой, животных уничтожали.
Вскоре после аварии исключили из оборота 59 000 га сельскохозяйственных земель и 47 000 га лесных угодий. Кроме того, на них закрыли несколько доходных предприятий и шахт. Территорию огородили и запретили ее посещать. В 1968 году на этих, наиболее сильно зараженных стронцием 106 гектарах, создали Восточно-Уральский заповедник.
Сильнее всего пострадал сам "Маяк", но он продолжал работать. Последствия аварии там ликвидировали солдаты. Целый месяц они мыли спецрастворами стены, машины и автобусы. Сняли большой слой земли. Сотрудники комбината после смены мылись и переодевались в чистое. Общее число пострадавших от аварии составило 250 тыс. человек. Позже катастрофу оценили в 6 баллов – это третья по размерам ядерная катастрофа в истории. К слову 7 баллов (это максимум) было у аварий на Фокусима-1 и ЧАЭС.
"Северное сияние".
Главным для власти было не ликвидировать последствия аварии, а ее скрыть. В самом Челябинске-40 запретили обсуждать, что произошло и комментировать результаты дозиметрического контроля. Речи о публикациях в газетах и показе по телевидению даже не шло. Однако вечером в день взрыва в небе начал мерцать красно-оранжевый столб радиоактивной пыли высотой 1-2 километра. Его видели сотни тысяч человек по всему округу, в том числе в областном центре. Через пару дней в "Челябинском рабочем" о данном явлении написали, что это было северное сияние и привели пространные доказательства.
За аварию никого не наказали. Лишь сняли с должности директора комбината Демьяновича "за снижение производственной дисциплины" и тут же назначили главным инженером на аналогичное предприятие в Сибири.
Что там находится сейчас.
Через 66 лет после аварии территория Восточно-Уральского заповедника сократилась со 106 тыс. до 17 тыс. га, а остальные земли возвращены в хозяйственное пользование. Полностью безопасными, оставшиеся 17 тыс. гектаров станут не раньше, чем через столетие. На данный момент доза радиации в земле сократилась в 2 раза, а в растениях – в 8 раз. Время лечит нашу планету, надо лишь потерпеть.
Подписка, репост и Ваш щедрый лайк помогают в развитии канала, мотивируя автора на лучшую работу. Всего доброго!