Найти тему
Дневник москвички

"Мера за меру", премьера театра Маяковского, отзыв

К Егору Перегудову как худруку театра Маяковского можно относиться по-разному, но безусловно, по моему мнению, одно: с ним в театре появились постановки в стиле, ранее для Маяковки не характерном. Первой такой «ласточкой» стал очень удачный «Войцек», а теперь вышел новый спектакль «Мера за меру»: живой, современный и умный, по праву уже ставший хитом театра, на который, как правило, все билеты проданы. Мои надежды связаны с тем, что два – уже тенденция, и Маяковка продолжит экспериментировать с таким стилем, в том числе на Основной сцене, поскольку, на мой взгляд, эта ниша в Москве свободна, а сам театр демонстрирует, что он так может, и пресловутая академичность ему в этом не мешает.

Афиша спектакля
Афиша спектакля

В программке к спектаклю, добытой мною в некотором смысле с боем, основной его идеей заявлена проблема харрасмента, борьбы в человеке разума и инстинктов, но, на мой взгляд, на сцене ставятся несколько иные, возможно, более сложные вопросы, пусть даже внешние атрибуты указанного присутствуют в спектакле в полной мере. Думаю, основой темой исследования «Меры за меру» является природа власти, но не совсем в том смысле, что она развращает, несмотря даже на первичное заявление герцога Вены Винченцо о том, что интересно, как власть изменит его наместника Анджело. На повестке дня для герцога встает соблюдение законов – давно забытых и игнорируемых, но для спектакля важно, каких именно. Хотя с традиционной точки зрения верховенство права – это хорошо, в предложенных обстоятельствах все иначе, и под восстановлением законности подразумевается возрождение антигуманных практик, оставленных в прошлом, видимо, потому, что на них не было спроса. Важно, что для показанного на сцене общества такой поворот событий вовсе не желанен и даже пугающ, и пресловутый закон здесь несет лишь дурное: он ломает судьбы и отнимает жизни, лишает куска хлеба, словом, этот закон противоестественен, он противоречит человеческой природе. Борьба за исполнение такого закона – все равно что борьба с человеческим счастьем и жизнью самой, но ведь законы пишутся людьми, они должны делать людей счастливыми, а никак не наоборот. В предложенной же ситуации стремление, чтобы все ходили строем из-за возвращения дурного порядка, означает не более чем самодурство. Тот факт, что в «Мера за меру» нет никакого противовеса предложенному общественному устройству, словно подразумевает, что такое правление всегда заканчивается только бедой.

Власть можно применить по-разному, и в случае «Меры за меру» она применяется исключительно дурно. Здесь жестоки все: и Анджело, безразличный к чужому несчастью во имя закона, и даже Изабелла, которая тоже обретает власть – над Анджело, полюбившему ее (кажется, искренне), но не просто отвергает его, но унижает. Так что жестокость порождает жестокость – и далее по кругу. Нельзя игнорировать еще одну власть – власть религиозных догм, демонстрация которой делает «Меру за меру» в чем-то антиклирикальным высказыванием. Лесоруб в монастырском дворе легко превратится в палача за его пределами. Влияние религии здесь повсюду: в декорациях то ли крест, то ли виселица, наталкивающая на мысль об инквизиции, главная героиня – послушница в монастыре, Анджело зачитывает религиозные тексты, а Винченцо переодевается в священника. Даже пресловутые антигуманные законы – очевидно, порождение религиозного, а не светского. Фанатичность Анджело в соблюдении закона сталкивается с фанатичностью Изабеллы в соблюдении еще не данных ею обетов и порождает катастрофу, хотя трюк с титрами демонстрирует ее предположение, как оно могло бы быть, уступи девушка такой любви (и она думает об этом). Страстное желание жить Клавдио сталкивается с фанатичностью Изабеллы, и, хотя брат девушки, мягко говоря, не совсем прав, и очень эгоистичен, сцену можно трактовать как противопоставление жизни (высшей ценности) и пресловутых догм. В конечном счете, поступок Изабеллы в финале спектакля демонстрирует стремление к самоуничтожению, характерное для всякого дурного и несущего горе порядка и фанатизма в его соблюдении, вне зависимости от его природы.

Вопрос любви спектаклем почти не затронут, поскольку он не предлагает ее настоящей и незамутненной, и даже герой-любовник Клавдио здесь представлен сольно, без своей зазнобы, о которой он, впрочем, не слишком печется. Изабелла, кажется, не любит даже брата, а самый сложный в этом плане персонаж – Анджело. Его смятение чувств показано очень убедительно и трогательно: стократное «Прощайте», произносимое с явной теплотой и затем выруливающий из-за кулис бэнд и музыкальная пауза. Все это, а также яркая сцена, когда он раздевается перед ней и встает на колени – вот он «голенький», бери и делай, что хочешь – говорит об искренности персонажа в тот момент, а, значит, на наличие даже в таком герое чего-то хорошего. В каждом человеке есть и ангел, и дьявол, вопрос лишь, кто победит, и ирония судьбы, что реакция послушницы приводит к торжеству последнего.

Оформление спектакля довольно аскетичное и строгое: пресловутый «черный кабинет», в костюмах преобладание белого, черного, серого, разбавленного красными вставками, яркий и неприятный красный свет, красный торт, что едят герои и которым давятся. Очень удачная находка – белое пальто герцога Винченцо: БЕЛОЕ ПАЛЬТО, которое подчеркивает его статус манипулятора и кукловода, по своей прихоти рушащего судьбы. Уже упомянутое воплощение того, как могло бы быть, ответь Изабелла на любовь Анджело – очень кинематографично, заставляет задуматься о возможных вариациях. Полуобнаженная массовка – не вульгарно, но очень доходчиво - телесно - в их провоцировании Изабеллы и воплощении ее возможных потаенных мыслей. В целом, хотя оформление не в полной мере «чистое», точнее, не до конца «вычищенное», оно очень хорошо сделано, это современно и убедительно.

Отмечу замечательную работу режиссера Саши Золотовицкого: хотя здесь есть, что можно улучшить, и спектакль не вполне четко формулирует свою основную мысль, отвлекаясь на некоторые побочные, это правда очень хорошая и перспективная работа. Тяжелый текст Шекспира, который поначалу трудно воспринимать, режиссер вкладывает в уста актеров так, что они каждым словом словно гвозди заколачивают, и каждое слово доходчиво настолько, насколько только возможно. Взаимодействие актеров, визуализация их эмоций также сделана точно, а музыкальная пауза – замечательная находка.

Не могу не написать о том, кто просто покорил в этом спектакле, а именно об исполнителе роли Анджело Евгении Матвееве. Я не преувеличу, если скажу, что это просто грандиозная работа: сложная, сочная, убедительная, так что спектакль, во многом, держится на его плечах. В нем есть пресловутая актерская мощь, ощущаемая в момент его первого появления на сцене, а такой ошеломительный эффект я почувствовала ранее лишь раз – Дмитрий Лысенков в «Маскараде». Дуэт с Натальей Палагушкиной (Изабелла) очень «химический», пресловутое напряжение между ними почти осязаемо, его чуть ли не ножом можно резать. Очень точно сыграна собранность и строгость, граничащая с холодностью, а потом потепление, потом смятение, когда в буквальном смысле душа поет, искренность, а потом…снова безразличие. Евгений Матвеев в спектакле затмевает вообще всех, у него, очевидно, огромный потенциал, он вполне способен быть новой звездой театра (знаю, что давно служит), так что желаю ему новых главных ролей. Все есть – и очевидный талант, и внешность, и харизма.

Наталья Палагушкина также хороша в роли Изабеллы – далеко не положительной героини, весьма неумной по жизни и бессмысленно упрямой. Главное – у нее прекрасно получается дуэт с Евгением Матвеевым, что за развитием отношений их героев следить невероятно увлекательно. Также отмечу Романа Фомина, играющего не вполне понятного для меня персонажа Лючио, но сочного и запоминающегося.

В общем, горячо рекомендую «Меру за мерой» - бегите за билетами, если они еще есть, ведь Малая сцена – всего 80 мест! Отличный спектакль, невероятно современный, умный и провокационный. Такой театр я люблю, обожаю такой стиль, и я счастлива, что любимая Маяковка повернулась к нему лицом! Все получается! И получится! Кроме того, надо отметить, что театр очень «потеплел» за последнее время, ушла сухость, присущая ему при Карбаускисе, пусть даже тот интеллектуальный стиль мне нравился. Также заметно, что актеры стали свободнее: не знаю, заслуга это конкретного Саши Золотовицкого, или самого Егора Перегудова. Но – посмотрим! Мне очень интересно, что будет дальше.

«Мера за меру», Уильям Шекспир, режиссер Саша Золотовицкий. Художник Софья Шнырева. Художник по свету Анна Короткова. Малая сцена. Продолжительность 2 часа 20 минут с антрактом. Премьера состоялась 16 сентября 2023 г.

Состав: Евгений Матвеев (Анджело); Наталья Палагушкина (Изабелла); Дмитрий Гарнов (Герцог); Всеволод Макаров (Клавдио); Роман Фомин (Лючио); Виктор Довженко (Эскал); Дарья Хорошилова (Мариана); Кирилл Кусков (Тюремщик); Максим Наумов (Помпей); Иван Ковалюнас (Локоть); Ася Фоменко (Перепела/Монахиня); Никита Языков (Пенистый/Палач).