Найти тему

"Оружейный остров": Soon be nothing of this world

Это чувствуется во всём – скоро ничего не останется от мира. Но то, что происходит сегодня, в веках не ново. На стене древнего святилища в болотах Сундарбана написан маршрут, который и в наши дни можно проложить.

 Вечность хорошо сохраняется в сырой среде – охваченный тревожностью современного человека индус-космополит Дин Датта через болота Бангладеш, пылающий Лос-Анджелес и горстки успокоительных повторяет путь легендарного Оружейного купца, миф о котором известен в Индии, - о торговце, не поклонившемся богине змей. Никто не спросил Дина, нужно ли ему, и так постоянно имеющего дело со стариной букинисту, оказаться в этом мифе.

Вечность хорошо сохраняется в сырой среде. Но влага подступила – и святилища в Сундарбане уже нет. Оружейный купец не вернётся на Индостан. Передаваемый изустно рассказ подтвердит, что семья его погибла, сам он в рабстве на Гоа. Семнадцатый век. Людские цивилизации трясёт. Военные слухи (если бы только слухи). Четыре века спустя в актовом зале отеля Дин Датта слушает лекцию о Малом Ледниковом периоде и в окна видит отблески ползущих к Эл-Эй пожаров. Ему худо с того момента, как смотритель святилища расшифровал, как смог, вырезанные на камнях фигуры и знаки. Он стал панически бояться змей и переполошил весь самолёт, заметив в небе над калифорнийским пепелищем драку двух птиц и их добычу – змею. Где-то некий корабль берёт курс на Египет: купец вызволен из плена и ищет город, где не водятся змеи.

Венеция! Перекрестье путей. В оружейном еврейском Гетто, на острове посреди острова, богиня Манаса Дэви, безусловно, не нашлёт на купца воина змеиной армии. Туда же едет и Дин, Венеция для него не чужой город, там его итальянский друг Гиацинта Скьявон и там… звучит бенгальская речь; дело нескольких суток – повстречать кого-либо знакомого, ибо все знают о беженцах, приплывающих на лодчонках, катерках, даже на надувных матрацах в Европу. Так продолжают пересекаться два века, пока в точке пересечения не покажутся восемь лап. Это коричневый паук-отшельник, такой же беженец – раньше они не встречались на севере Италии, их ареал южнее. Ни паукам, ни обездоленным здесь не рады, и если с насекомыми ничего не поделать, для плавсредств спешно закрывают границы. Кроме одной мятежной маленькой Синей лодки. Как её будут встречать, как она пройдёт практически в кильватере у стай дельфинов и в сопровождении сотен птиц!.. Кто-то узрит ангела, кто-то умрёт в этот момент...

Campo del Ghetto - сердце "острова в острове"
Campo del Ghetto - сердце "острова в острове"

***

То, что я написала, не является даже сверхкратким содержанием, при том, что книга не толста. В ней многому есть место - христианскому милосердию, запрещённой любви, несчастным случаям, лингвистическим загадкам, - а я ценю сочетание настолько разнородных элементов. Мне вообще везёт в этом месяце на хорошую литературу, милые симпатичные читатели...

-2