Вы скажите, что никакой культуры в криминальном мире (а также в лагерях и тюрьмах) быть в принципе не может!? И будете дважды не правы. Во-первых, любое сочетание общепринятых норм поведения и принятия решений – это уже «культура» с точки зрения наук социология, психология и культурология. Во-вторых, по общепринятым меркам - социальная среда, порождающая свои специфичиские (присущие только ей) произведения культуры (песни, мифы, легенды, свой особый язык, материальные предметы – статуэтки, холодное оружие) – является обособленной «культурой».
Про песни в стиле шансон и про радио «Шансон»
Радио организовалось только в 2000-м (хотя соответствующий репер транслировали и другие УКВ), а соответствующие песни (всё же буду их наименовать – «тюремная лирика») стали сильно популярны в народе ещё с конца 1980-х, При этом понятно, что такие песни у нас в народе были почти всегда, по крайней мере - со времён «декабристов». Вопрос только в их распространённости и популярности.
Но и с этим всё достаточно понятно – когда в нашем обществе ослабевала центральная власть, часть этой власти неизбежно переходила к теневым составляющим общества, в том числе – криминальным. Соответственно, популярность «криминальной культуры» возрастала. Так было, например, в послевоенные годы, что и отразилось (со временным лагом, конечно) в раннем творчестве хоть того же Высоцкого и его ровесников.
Следующим этапом стала хрущёвская «оттепель», когда лагерная лирика просто затопила культурное пространство всего СССР. Однако, здоровая государственная власть всегда справляется с подобными вызовами. В конце 1980-х власти СССР сильно заболели, и ни с какими вызовами уже справиться не смогли. А в результате тюремная лирика стала самым популярным стилем песенной музыки на всём пространстве бывшего СССР практически на все 1990-е годы!
Ну, согласитесь, что из каждого второго авто тогда слышались песни (с магнитофонных кассет!) Круга, Трофима, Шафутинского, Танича (Лесоповал) и массы других похожих авторов и исполнителей.
Но только в 2000-м появилось «Радио шансон», которое и постаралось ввести всё это в какие-то рамки, ну и сильно здорово на этом заработать – не без этого, конечно.
С появлением этого радио блатные песни стали звучать (по крайней мере у нас в Самарской обл) уже из окон двух из трёх автомобилей.
И странным образом всё это как-то очень быстро прекратилось лет 12 тому назад. Хотя какие-то отголоски слышны и ныне, ну, типа ТВ-программы «Три аккорда» или концертов Военгавани и Стаса, но, предсталяется, что это что-то вроде таких проектов как «дом2» или «поле чудес» - для отстающих в развитии регионов и отдельных местностей!
Так в чём же дело, почему? Казалось бы, всё просто – как в предыдущие времена, криминал был сломлен центральной властью и утратил своё влияние на общество! На мой взгляд, на этот раз всё несколько сложнее.
Военная лирика
Военная лирика также существовала всегда, а лично я считаю, что и намного ранее тюремной. Всё же практически весь 18-й век рекруты служили пожизненно! Вы себе можете это представить? Это Вам даже не нынешние условия вербовки из пенециндраных заведений с возможностью вернуться живым и не калекой 50:50, но через полгода. Нет, там всё было пожизненно, то есть – до самой смерти! Вот и подумайте, почему Суворов так трепетно всегда относился к своим чудо-богатырям, которые всегда легко били любого превосходящего численно противника? Да просто все эти чудо-богатыри были супер-профи с десятилетиями боевого опыта. Все «неспособные» отсеивались на первых годах службы и сражений.
И вот я никак не могу поверить, что у этих «супер-воинов» не было своих песен. Понятно, что они пели знакомое с детства, но уж больно их дальнейшая военная жизнь отличалась от быта крестьян. В то же время, ведь и из Армии бежали, как и просто крепостные или настоящие преступники-душегубы – и все они встречались на каторге! Где вполне себе обменивались накопленным каждой категорией песенным творчеством.
Соответственно, я считаю, что военная, дворовая, тюремная песни – есть суть одно и то же! Музыкальные мотивы практически одни и те же, смысловые тоже очень близки – темы мамы, любимой женщины, возвращения домой, верности друзьям и соратникам и так далее…
Очень коротко в заключение
Криминал не сломлен, он сам стал властью, и стал сильно камуфлироваться, изображая, что ему нравится опера, а не шансон. И, кстати, опера реально вдруг понравилась – так постоянно носимая маска прирастает к лицу! Но в то же время ныне роль армейской песни высока как никогда, а сидельцы становятся героями боевых действий – всё перепуталось в нашем доме, но это уже требует совсем другого анализа.