Найти тему
ART NOTES

Самая пошлая Венера 16 века — не картина, а настоящий ребус!

Тициан Вечеллио. Венера Урбинская. 1538 г.
Тициан Вечеллио. Венера Урбинская. 1538 г.

В зависимости от того, в какой эпохе живут люди, они совершенно по-разному воспринимают произведения искусства. Мы смотрим с одной стороны, Марк Твен (XIX век) с другой, а Тициан вообще вкладывал в картину нечто третье.

Сначала я согласилась с Твеном, так как нам обоим показалось, что на картине очень притягательная, возбуждающая, но все-таки обычная куртизанка. Классический сюжет для живописи того времени.

Но дальше, когда я чуть больше погрузилась в историю, мой взгляд на эту картину перевернулся.

  • Левая рука Венеры

В искусстве существует «жест стыдливой Венеры» — ещё с античных времён Афродита Книдская (более нагой аналог Венеры Милосской) «стыдливо прикрывала своё лоно» (если говорить как в умных книжках) прямой ладонью. Ладонь Венеры Урбинской далеко не прямая. Она согнута, что напрямую говорит нам о том, что девушка не просто прикрывает то, что должно быть скрыто от наших глаз. Она мастурбирует на этой картине. Собственно, именно это так и смутило Марка Твена (как, впрочем, и меня :)

  • Жанр «Свадебный портрет»

В XV веке были популярны «свадебные портреты» — аналоги современных свадебных фотосессий. Но содержали они чаще всего что-то более «горячее», нежели романтичное. И существует убедительная версия, что Венера Урбинская — яркий пример свадебного портрета.

Проанализируем детали:

1. Никакая это не куртизанка. Богатый интерьер, служанки, дорогое платье, ещё и сундук, который традиционно заказывают к свадьбе. Это уже говорит о том, что девушка на картине — далеко не низкого социального слоя.

2. Мы, зрители, являемся участником этого сюжета. Мы подходим к Венере, а она смотрит нам прямо в глаза.
Однако собачка, которая лежит у неё в ногах, на нас никак не реагирует. Почему? Потому что мы не гость в этом доме. Не незнакомый человек, от которого она должна защищать свою хозяйку.


Мы — хозяин этого дома, мы — герцог Урбинский, муж Венеры. И занимается Венера своими интересными делишками, глядя на своего мужа!

Возникает логичный вопрос.
Зачем рисовать такой сюжет на свадебном портрете?

Оказывается, ещё с античных времён считалось, что здоровое потомство и вообще его наличие зависит не только от мужской эякуляции. Считалось, что существовала и женская эякуляция, которая должна была происходить одновременно с мужской!
Девушки специально готовились к приходу своих мужей, чтобы когда они пришли домой после тяжёлого рабочего дня, все прошло успешно :)

Таким образом, Венера Урбинская Тициана — свадебный портрет, являющийся напутствием молодоженам иметь много здоровых детишек!)

А вы и дальше фоткайтесь в парках…