Часто, когда говорят об успехе, имеют в виду, что человек удовлетворен своей жизнью, может строить здоровые отношения и чувствовать себя достаточно хорошо и легко. Для этого есть некоторые предикторы – что мы можем менять в воспитании, чтобы человек в будущем чувствовал себя более удовлетворенным собственной жизнью. Действительно, академические навыки, хорошо развитые в детском саду и начальной школе, являются предикторами того, что человек будет лучше работать в дальнейшем. Но если говорить об удовлетворенности жизнью, то ранние отношения, отсутствие поведенческих проблем в раннем возрасте (до пяти лет), хорошая здоровая привязанность к родителям приводят к тому, что человек становится более счастливым и успешнее строит отношения по жизни, и в подростковом возрасте, и в зрелости.
Это комплексное понятие в которое входит множество компонентов:
● Умение самостоятельно находить выход из любой ситуации и анализировать информацию для решения проблемы.
● Быть пунктуальным и уметь правильно планировать свое время.
● Быть настойчивым и уметь доводить начатое до конца, независимо от количества неудач на пути к нужному результату.
● Уметь проигрывать и делать из проигрыша правильные выводы. Сюда же можно добавить и умение радоваться чужому успеху, не завидовать, а брать пример с других успешных людей.
● Быть коммуникабельным.
● Иметь разносторонние увлечения и быть любознательным.
● Успешный в будущем ребенок в меру самокритичен и умеет над собой посмеяться.
● Быть способным принимать чужую помощь и работать в команде с другими.
Этот список можно продолжить, но уже из выше написанного можно понять, что быть успешным равно быть самостоятельным, всесторонне развитым, эрудированным, иметь положительное мышление и т.д.
10 правил для родителей, которые могут помочь воспитать успешного ребенка
Правило №1. Любите своего ребенка
Правило №2 Поддерживайте начинания
Правило №3 Делайте акцент на сильных сторонах ребенка
Правило №4 Будьте примером
Правило №5 Зона ответственности
Правило №6 Оценивайте достижения объективно
Правило №7 Финансовая грамотность
Правило №8 Крепкий тыл
Правило №9 Меньше запретов
Правило №10 Приучайте детей к лучшему
1. Чем раньше — тем лучше
В возрасте от рождения до 5 лет ребенок очень легко и быстро усваивает новую информацию. Поэтому важно начинать занятия с ним как можно раньше.
2. Учитесь, играя
Скука — главный враг успешного обучения. Занимаясь с ребенком, всегда старайтесь заинтересовать его.
3. Относитесь к негативным эмоциям детей спокойно
Некоторые родители совершают ошибку, пытаясь игнорировать негативные чувства своих детей в надежде, что те сами пройдут. С эмоциями это происходит редко.
4. Предоставляйте ребенку выбор
Родители должны понимать, что чем раньше ребенок научится высказывать свои предпочтения и делать правильный выбор, тем лучше.
Давая ребенку возможность делать выбор, мы не только воспитываем в нем чувство ответственности, но и помогаем повысить его самооценку.
5. Уделяйте время совместным занятиям
Исследования показывают: участие родителей в процессе обучения ребенка очень важно. Но, к сожалению, во многих семьях выполнение домашних заданий целиком ложиться на плечи ребенка. Такое отношение не должно становиться нормой
7. Меньше запрещайте
Помните, что ваш ребенок не станет успешным, если с детства не обращать внимания на его желания и чувства. Здесь в некоторой степени, нужна «здоровая» свобода в познании окружающего мира.
8. Развивайте фантазию и воображение ребенка
Альберт Энштейн говорил: «Успешный человек — всегда потрясающий художник своего воображения. Воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение — беспредельно».
9. Развивайте целеустремленность
Многие люди не достигают успеха, потому что просто не знают, чего конкретно они хотят. Поэтому с ранних лет необходимо учить ребенка осознавать свои желания, ставить конкретную цель и добиваться результата.
Есть ли какая-то разница в воспитании мальчиков и девочек с учетом успешности?
Если мы говорим о патриархальном обществе, то там успех измеряется разными категориями для мальчиков и девочек. В современном обществе все не совсем так. Есть физиологические особенности, но такие вещи, как привязанность, базовая безопасность, умение справляться со стрессом, адаптивные навыки, коммуникативные навыки, довольно похожи.
Стоит ли как-то озвучивать ребенку свои ожидания от него?
Высокие ожидания от ребенка – это хорошо. Но, когда мы говорим, что хотим, чтобы ребенок стал врачом или юристом, это скорее навязывание собственной позиции, и есть большой риск, что в подростковом возрасте навязанные ожидания вызовут обратную реакцию. Стоит замечать успехи, даже самые маленькие, и на них акцентировать внимание.
Родителю важно соблюдать баланс между любящим человеком, наставником и другом в отношениях с ребенком. При этом не быть контролером, а относиться к нему как отдельной личности со своими чувствами и желаниями.
Станьте осознанными в своей любви к ребенку. Настоящая любовь не имеет ничего общего с чувством собственности и стремлением управлять его жизнью. Такой подход позволит ребенку стать гармоничной и успешной личностью.