Главным событием истории «исконной Скифии», будем так называть «Скифское царство» Спаргапифидов, было конечно вторжение персидского царя Дария в Северное Причерноморье в 513 г. до н.э. Но, этим скифская история не ограничивается. Хотя, письменная традиция практически ничего не сообщает нам о предшествующих событиях, археология компенсирует это молчание. К ней и обратимся.
По всей видимости, уже в VII в. до н.э. какая-то часть скифов проникла в Добруджу. Существует даже малоубедительная гипотеза, что «Исконную Скифию» надо помещать именно там, к югу от Дуная (доказывается это надуманными попытками переместить Каркинитиду во Фракию (в Крыму по мнению сторонников этой версии находилась тезка этого города). Есть также мнение, что добруджанские геты – это скифы, подвергшиеся ассимиляции фракийцами. Сам этноним «геты» связывается в таком случае со скифами, подкрепляя это мнением распространенными в скифо-сарматском мире этнонимами с этим корнем: «массагеты» (в Средней Азии), «фиссагеты» (скорее всего финно-угорское население городецкой культуры Среднего и Нижнего Поочья, Среднего и Нижнего Поволжья), «тирагеты» (часто принимаемые за гетов, живущих в окрестностях Тиры на Днестре, но в источниках их относят к сарматским племенам, что подтверждается археологией).
VI век до н.э. – период роста и развития таких крупных греческих центров Северного Причерноморья, как Ольвия и Пантикапей. Исследователи отмечают большую роль импорта в экономике этих полисов. Своих ресурсов у относительно небольших городков в то время не хватало, чтобы компенсировать такой объем импорта. Следовательно, развитие должно было обеспечиваться торговлей с жителями Скифии. В тоже время, как отмечает Ю.Г. Виноградов, археологических следов подобной торговли не очень много. Из этого делается вывод, что основные товары, которые могли обмениваться на скифские ресурсы, доставлялись в Скифию в таре, которая не оставляла археологических следов. Скорее всего, это было вино, доставляемое в мехах. Керамическая тара тоже использовалась, но гораздо реже.
Виноторговля со скифами началась достаточно рано, уже с основания первых греческих поселений. Скифы достаточно быстро пристрастились к пьянству и потребляли вино в очень больших количествах, не разбавляя его, в отличие от эллинов. Как следствие, уже на рубеже VI-V вв. до н.э. в Элладе существовала поговорка «пить по-скифски». Помимо вина в Скифию могли импортировать оливковое масло, дорогие ткани, продукты деревообработки. Концом VII в. до н.э. датируется лепной сосуд найденный на Немировском городище в глубинах лесостепной Скифии, на котором была нанесена надпись по-гречески. Это хорошо иллюстрирует масштаб проникновения греков в Скифию уже на раннем этапе. В обмен греки экспортировали из Скифии то, чего им не хватало на родине, ради чего они собственно и отправлялись за моря – ресурсы: зерно, металлы, древесина, кожа, по мере развития рабства – рабы. При активных торговых контактах не вызывает уже такого удивления история Анахарсиса, который должен был отправиться в Элладу примерно в середине VI столетия.
Скифы VII-VI вв. до н.э. были преимущественно воинами. Как и их предшественники, оставившие памятники черногоровско-новочеркасского типа, пришедшие с Востока кочевники не были собственно скотоводами. Долгие годы они принимали участие в сражениях, война стала основным типом их хозяйственной деятельности. Обретя новую родину в Северном Причерноморье, они не могли вернуться к скотоводческому образу жизни. Это объясняет, почему скифские памятники этого периода сосредоточены собственно не в степной, а в лесостепной зоне. В то время, когда ушедшие в Центральную Европу «скифские» племена, положившие начало народу сигиннов, грабили гальштатские и лужицкие поселения, их коллеги в Северном Причерноморье устанавливали свою власть в лесостепном Поднепровье и ближайших к нему областях. Памятником этому процессу стало, например, Трахтемировское городище, сохранившее следы штурма. Возможно, «исконные скифы» Спаргапифа и его потомков совершали также набеги на Центральную Европу. Приблизительно в середине VI в. до н.э. (о чем, кажется, мы уже упоминали) происходит окончательное сложение культуры Европейской Скифии «классического» типа. В это время, судя по всему, на время прекращается военная активность скифов.
Продолжение следует...