В тоже время, Геродот вроде как разделяет «пахарей» и «земледельцев». Последних, именно, греки из Ольвии называли еще борисфенитами, то есть «днепрянами». При этом, существует гипотеза, что «скифы-земледельцы» - это на самом деле фикция, порожденная неправильным пониманием этнонима, который на самом деле был связан со скотоводством или что-то в этом духе. Звучал он примерно, как «хаурвага» или вроде того. К сожалению, не могу найти статью, где рассматривалась эта гипотеза. В пользу последнего говорит то, что Геродот ничего не говорит о том, что заднепровские «земледельцы» - георгои занимаются земледелием. При этом, в случае с ализонами отмечено, что они «сеют и питаются хлебом, луком, чесноком, чечевицей и просом», а «пахари» - «сеют зерно не для собственного пропитания, а на продажу» (думаю, это надо понимать, как «не только для собственного пропитания, но и на продажу).
В общем, в любом случае, Скифия времен Геродота должна делится на 4 или 5 частей. Когда Геродот описывает войну с Дарием, то, как мы уже видели, он сообщает, что Скифия делилась на 3 части, каждая из которых представляла собой отдельное «царство». При этом, те области, которые примыкали к будинам, гелонам и савроматам как раз должны располагаться на землях «скифов царских» и «кочевников», тогда как господствующая орда Иданфирса явно была западнее – за Днепром, где в геродотово время жили ализоны и каллипиды. Об этом же говорит и одно из описаний похода Дария, которое мы находим у Страбона.
Когда речь заходит о царях V в. до н.э., казалось бы, противоречия должны устраниться. Но, не тут-то было. Из описания Геродота следует, что владения Ариапифа и его сыновей по-прежнему располагаются именно к западу от Днепра. В пользу этого говорят следующие факты:
1. Вся известная нам политика Ариапифа направлена на запад: его «опекун» сидит в Ольвии (об этом позднее);
2. Две жены Ариапифа родом из Фракии – одна из греческого полиса Истрия, вторая – дочь одрисского царя Тереса;
3. Ариапифа убивает царь агафирсов Спаргапиф, владения которого явно примыкали к Скифии с запада.
К этому надо добавить, что именно с Ариапифом следует связывать, по всей видимости, поход во Фракию в 493 г. до н.э. (об этом также позднее). При сыновьях Ариапифа ситуация не меняется. Скил, сын гречанки из Истрии, связан с Ольвией (где у него дом), Никонием (греческой колонией на восточном берегу Днестровского лимана, где чеканили монету Скила) и Фракией, куда он бежит после переворота, устроенного его братом. Из описания Геродота явно следует, что мимо Ольвии проходил путь, которым орда Скила кочевала. Но, кочевки «царских скифов», как мы помним, проходили в других местах – в Крыму, Приазовье и на Тамани. Позднее, примерно около 430 г. до н.э., в Ольвии чеканили монету с именем «Арих». Скорее всего, это был третий сын Ариапифа, которого Геродот называет Ориком. Также в Ольвии чеканили монету с именем «Эминак». Их относят ко второй трети V в. до н.э. или к последней четверти этого столетия. Я склоняюсь к последнему варианту. В Орике и Эминаке видят обычно наместников скифских царей в Ольвии, но факт чеканки от их имени заставляет видеть в них именно царей скифов.
Итак, в то время как «царские скифы» ориентированы на юго-восток – на Приазовье и Керченский пролив, «цари скифов», описанные Геродотом, явно ориентированы на юго-запад. Если следовать описанию Геродота, то они скорее должны быть связаны с ализонами и/или каллипидами. Тут стоит упомянуть одно любопытное замечание Геродота. Он, рассказывая о походе Дария, внезапно перечеркивает все, что ранее рассказывал о Скифии: «99. Фракия дальше Скифии выдается вперед к морю. Скифия же начинается за Фракией в том месте, где море образует залив и где Истр впадает в море (устье Истра обращено на юго-восток). Я сейчас опишу прибрежную полосу – собственно Скифии, начиная от Истра, для определения ее длины. Это – исконная Скифия, она начинается от устья Истра, обращена к югу и простирается до города, называемого Каркинитидой». Итак, выходит, что у нас есть две Скифии в Северном Причерноморье. Первая – это великая «Геродота Скифия» во главе с «царскими скифами», протянувшаяся от Дуная до Дона. Вторая – «исконная Скифия», которая начинается от устья Дуная до Каркинитиды (совр. Евпатория). То есть, «исконная Скифия» заканчивается там, где начинаются кочевья «царских скифов». И границы этой «исконной Скифии» совпадают с границами «царей скифов» из рода Спарагапифа и рода Ариапифа. Все становится еще интереснее, когда мы узнаем, что археологи тоже выделяют две разные Скифии – Скифию VII-VI вв. до н.э. и Скифию V-IV вв. до н.э.
Продолжение следует...