Найти тему
Мила Седова

Предтеча Крестовоздвижения

Оглавление

Дмитрий Логинов

Поздравляю всех православных с праздником Крестовоздвижения!

Полное название этого праздника — одного из великих двунадесятых господских — следующее: Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
У поэта Ярослава Астахова есть о нем такое четверостишие:

«Не хотели отдать
из подземного плена,
Созомену согласно,
раввины тех мест.
Но воздвигли его
Константин и Елена —
сей Честной Животворный
Воскресшего Крест.»

Кстати, как раз в канун этого великого праздника вышла новая книга стихов Астахова, называющаяся: «Катрены. Дневник поэта». Она опубликована ЗДЕСЬ. Цитированный же катрен Астахова вот о чём:

Воздвижение Креста

Согласно Созомену, историку V века, в IV веке еврейский цадик Иуда после приезда св. императрицы Елены в Иерусалим предрек на тайном синедрионе: обнаружение ромейской царицей Креста — ослабит иудаизм, лишит окончательно иудеев какого-либо превосходства над христианами во всех странах мира. Поэтому раввины запретили евреям сообщать Елене о местонахождении священной для христиан реликвии, которую их отцы закопали там, где, кроме христофобов этих, никто не ведал.

И все же равноапостольная царица Елена, мать св. Константина Великого, отыскала Крест. Тот самый, на котором Исус Христос претерпел распятие. Хоть он и почитался утраченным навсегда во время языческих гонений на христиан, инспирированных теми же иудеями.

Как удалось императрице обрести Крест Господень? Согласно преданию церкви, царице Елене было откровение от самой Царицы Небесной о том, где конкретно был иудеями тайно погребен Крест.

Для обретения святыни потребовались раскопки в самом прямом смысле слова. Святитель Евсевий Кесарийский, современник события, автор знаменитой «Истории Церкви», называемый отцом церковной истории, свидетельствует: «Землю пришлось снимать слой за слоем, покуда он, грубо сколоченный из толстых бревен, оказался открыт. Желая убедиться, что это именно Крест Спасителя, на него возложили мертвого и… умерший воскрес».

На месте совершившегося чуда Елена основала храм Воскресения. Его освятили в 355 году 27 сентября – в день, когда был обретен Крест. С тех пор воздвижение Честного и Животворящего (он воскресил возложенного на него умершего) Креста Господня празднуют христианские церкви во всех странах мира.

Русская же земля (которую народы называли тогда Великая Скифия) праздновала Воздвижение Креста задолго еще до его чудесного обретения и, даже… еще веками до Рождества Христова. Конечно, вкладывался тогда в сие празднество иной смысл. Однако перекличка смыслов и символов — как и точнейшее совпадение дат — настаивают: сей праздник у древних руссов может и должен быть назван: предтеча Крестовоздвижения.

Ставров День

Он был известен как Ставров День, хотя и продолжался седмицу целую. С 1 по 7 велесеня, то есть, если по календарю современному, с 23 по 30 сентября. То был один из четырех великих Дней солнечного цикла: осеннее равноденствие. (На Северном полюсе в это время солнышко заходит за горизонт на долгую полярную ночь, и эта его великая вечерняя заря и вечерние сумерки продолжаются более недели.) Даты двух равноденствий и двух солнцестояний как бы образуют крест на годовом круге.

На Осенины (так еще называли праздник осеннего равноденствия) как раз и пришелся православный великий двунадесятый праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня (27 сентября), и трудно в том не усмотреть Промысел.

Как Ставров День наступает – солнце поворачивает с лета на зиму, день делается короче, а ночь, соответственно, удлиняется. Чем больше разрастается тьма, тем более становится людям потребен в ночи – огонь. Ведь он дарует свет и тепло. По-древнерусски же огонь – это КРЕС (отсюда слово кресалоогниво то есть).

И как же добывали крес тот? — священнодействием: общенародным вращением креста особенной Т-образной формы. Оный, раз в году воздвигаемый, огнедобытный крест именовался: Ставро, Ставров (или иногда Стравный), откуда и пошло греческое слово Stauros – крест. Ведь эллины учились у скифов, как это было неоднократно показано в текстах последователей Русской Северной Традиции.

То есть на Ставров День добывали-возжигали новый, как это называли, жи­во­й огонь. Воздвигали — ставили — Т-образный крест СТАВРО, главным элементом которого являлась вертикальная ось-свая. Основание сваи укрепляли в специальном глиняном сосуде, куда складывали легко воспламеняющийся сухостой. Крест этот вращали посолонь, и от этого трения зарождалась искра, которая и рождала крес.

Полученный таким образом огонь считался обладающим доброй волшебной силой. Способным не только лишь отвращать нападения дикого зверя на кострище или жилище, но и прогонять любую хищную нечисть, охочую до души.

Лучинами от полученного огня возжигали огонь и во храмах ведических, в очагах и печах огнищанских (см. Велесову книгу), после чего пекли на этом огне каравай огромных размеров, который обязательно надрезали крестообразно. Пели:

Каравай, каравай,

Кого хочешь – выбирай!

Я люблю, конечно, всех,

Но Любаву – больше всех.

Ибо приближалась сердцевина золотой осени – время Жениха-Овсеня и свадеб.

Священный огонь, добытый на Ставров День, старались сохранить как можно дольше – до Корочуна. У некоторых хозяюшек получалось поддерживать его и даже всю долгую зиму. Это была почетная обязанность женщины – хранительницы домашнего очага.

Накануне же Ставрова Дня женщины, напротив, гасили любой огонь, печей не топили, чистили очаги, лампады – все готовились к рождению огня-креса, огненного креста, низводимого на землю самим Даждьбогом. Сравним: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк 12:49).

Для волхвов Беловодья, что приняли в древнейшие времена Посвящение от мудрецов Арктиды, крест символизировал Даждьбога, Сына Отца Небесного, которого — ожидали — даст Бог во спасение человекам. (Как ныне ожидаем второго Его Пришествия…) Так что на Руси почитание Креста велось искони.

О предыстории христианского Креста есть меткое высказывание члена-корреспондента Международной славянской академии Николая Кикешева. Он утверждает: «Через образ Христа произошло возрождение арийской религии на Ближнем Востоке… Её главный символ — крест — является символом Гипербореи… погибшей в водах Северного Ледовитого океана. Территория России была первичной при переселении почитателей креста с севера на Инд, в Месопотамию, Палестину, Египет и другие регионы. Совершив почетный круг по Евразии, став символом Православия, крест ВЕРНУЛСЯ на русскую землю, потому понятно удивление христианских миссионеров, что сибиряки знали его каноны» (Кикешев Н. И., Истоки славянской цивилизации, М., Институт русской цивилизации, 2016).

Однако то в земле Русской. А вот в Риме и Палестине первых веков по Р.Х. поклонения кресту не было. Его поначалу воспринимали только как орудие казни, причем – позорной. Поэтому родилась в тех землях и клятва новообращаемых в христианство: креста твоего, Господи, не постыжуся. Все изменилось только в IV веке, когда равноапостольная Елена, мать Константина Великого, отыскала Крест (было ей тогда более 80-ти лет, кстати, — крепки тогда были люди!). И день чудесного обретения святыни – 27 сентября – сделался великим всемирным праздником христианским.

Молитва Животворящему Кресту:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Полный текст здесь: http://svainstitute.ru/stati/predtecha-krestovozdvizheniya.html

(Фото из сети интернет)