YouTube расширил "тестирование", которое угрожает отключить пользователей, не отключающих блокировщики рекламы. Разработчики инструментов прилагают все усилия, чтобы отреагировать.
В НАЧАЛЕ ОКТЯБРЯ производители инструментов для блокировки рекламы собрались в Амстердаме на ежегодной конференции отрасли. Одной из сессий была презентация от руководителей продуктов Google, посвященная изменениям, внесенным в ответ на опасения, что обновление безопасности браузера Chrome компании может затруднить блокировку рекламы. Google, который получает почти 80 процентов своих доходов от рекламы, даже стал спонсором мероприятия, проходившего в просторном помещении на берегу воды.
Тем временем другая команда в Google тихо готовилась к самому масштабному подавлению блокировщиков рекламы с тех пор, как Facebook взялся за них в 2016 году. Пока разработчики блокировщиков рекламы со всего мира возвращались домой с конференции, YouTube неожиданно расширил небольшой тест, начатый в мае, в рамках которого используются всплывающие окна, требующие от пользователей отключить блокировщики рекламы, иначе они лишатся возможности смотреть видео на самом популярном в мире веб-сайте для обмена видео.
"Мы очень гордимся тем, что выступили на конференции по блокировке рекламы", - говорит Кшиштоф Модрас, директор по продуктам и разработке в Ghostery, компании-разработчике блокировщиков рекламы и инструментов обеспечения конфиденциальности. "А на следующий день началась эта война с блокировщиками рекламы".
Ранее неопубликованные данные компаний, занимающихся блокировкой рекламы, свидетельствуют о том, что меры YouTube работают: в октябре сотни тысяч людей удалили блокировщики рекламы. Имеющиеся данные говорят о том, что в прошлом месяце было зафиксировано рекордное количество удалений блокировщиков рекламы, а также рекордное количество установок новых блокировщиков рекламы, поскольку люди искали альтернативы, которые не вызывали бы появления ненавистного всплывающего окна YouTube.
Представитель YouTube Кристофер Лоутон говорит, что блокировщики рекламы нарушают условия обслуживания платформы и что компания предлагает YouTube Premium, который стоит 13,99 долларов в месяц для тех, кто хочет смотреть видео без рекламы. "Реклама поддерживает разнообразную экосистему создателей контента по всему миру и позволяет миллиардам людей получать доступ к своим любимым видео на YouTube", - говорит он. По словам Лоутона, пользователи получают несколько предупреждений о том, что YouTube не допускает использования блокировщиков рекламы, прежде чем он отключит их доступ к видео. Он отказался предоставить общее количество пострадавших пользователей.
Мюнхенская компания Ghostery в течение большей части октября наблюдала увеличение в три-пять раз обычного ежедневного количества как удалений, так и установок, сообщил Модрас, отметив, что общее количество пользователей осталось примерно таким же. Более 90 процентов пользователей, которые приняли участие в опросе о причинах удаления, заявили, что инструмент не работает на YouTube. Желание пользователей найти работоспособный блокировщик было настолько велико, что многие, похоже, попробовали Microsoft Edge, веб-браузер, доля рынка которого не идет ни в какое сравнение с Chrome. Установки Ghostery на Edge выросли на 30 процентов в прошлом месяце по сравнению с сентябрем. Microsoft отказалась от комментариев.
AdGuard, который, по его словам, имеет около 75 миллионов пользователей своих инструментов блокировки рекламы, включая 4.5 миллиона платных, обычно видит около 6000 удалений своего расширения для Chrome в день. С 9 октября до конца месяца их число превысило 11 000 в день, достигнув пика около 52 000 18 октября, говорит технический директор Андрей Мешков.
Жалобы пользователей начали поступать в эту кипрскую компанию из 120 человек примерно по четыре в час, не менее половины из них касались YouTube. Но, как и в Ghostery, число установок также резко возросло, поскольку другие искали облегчения, достигнув около 60 000 установок в Chrome 18 и 27 октября. Число подписчиков росло, поскольку люди понимали, что платные инструменты AdGuard не затронуты репрессиями YouTube.
Другое расширение, AdLock, зафиксировало около 30% больше ежедневных установок и удалений в октябре, чем в предыдущие месяцы, по словам его руководителя по продуктам.
Чтобы защитить конфиденциальность пользователей, многие поставщики блокировщиков рекламы не отслеживают использование напрямую, но магазин расширений Chrome предоставляет базовую статистику установки и удаления. Некоторые блокировщики рекламы можно отключить для определенных веб-сайтов, а пользователи также могут отключить их вместо того, чтобы полностью удалить. Кёльнская компания Eyeo, которая управляет Adblock Plus, AdBlock и uBlock, даже позволяет пользователям AdBlock разрешать рекламу только для определенных видео или создателей YouTube. Но неясно, сколько растерянных пользователей YouTube выбрали какой-либо из этих путей из-за ограниченного отслеживания.
Терри Таусс, давний руководитель рекламных технологий, сравнивает пользователей, использующих блокировщики рекламы, с покупателями, которые используют экспресс-кассы «15 или менее товаров» в супермаркетах. Они могут приносить меньше доходов бизнесу, но они все равно остаются клиентами, хотя и берут под контроль свой опыт. Он говорит, что такие веб-сайты, как YouTube, должны уважать это.
Руководители компаний, занимающихся блокировкой рекламы, говорят, что сообщения пользователей свидетельствуют о том, что атака YouTube на блокировщики рекламы совпала с тестами по увеличению количества показываемых объявлений. YouTube продал рекламы на сумму более 22 миллиардов долларов за первые девять месяцев этого года, что примерно на 5 процентов больше, чем за тот же период прошлого года, что составляет около 10 процентов от общих продаж Google. Создатели на YouTube обычно получают 55 процентов доходов от рекламы на длинных видео и 45 процентов на Shorts. По оценкам аналитической компании Insider Intelligence, подписки Premium принесут около 2,7 млрд долларов дохода в этом году.
Непропускаемые
Различные опросы и оценки за последние годы показали, что около одного или трех из каждых пяти интернет-пользователей просматривают веб-страницы с помощью блокировщиков рекламы. Мэтью Майер, который курирует блокировщики рекламы Eyeo, говорит, что его опросы показывают, что большинство пользователей не против рекламы вообще. Но они разочарованы рекламой, которая навязчива, слишком многочисленна или длится более шести секунд без возможности пропустить. «Проблемы возникают, когда они чувствуют, что граница перейдена», — говорит он о пользователях, хотя и отказывается поделиться какими-либо данными об использовании Eyeo.
Тест YouTube затронул пользователей, которые заходят на веб-сайт через Chrome на ноутбуках и настольных компьютерах, по словам разработчиков блокировщиков рекламы. Это не влияет на людей, использующих мобильные или телевизионные приложения YouTube, использующих мобильный сайт YouTube или смотрящих видео YouTube, встроенные на другие сайты. Лоутон из YouTube говорит, что предупреждения появляются независимо от того, вошли ли пользователи в сервис или используют режим инкогнито.
YouTube обнаруживает некоторые общедоступные правила фильтрации, которые многие блокировщики рекламы используют для определения рекламы, а не конкретные расширения. Технология, используемая YouTube, аналогична коду, разработанному Google в 2017 году для программы Funding Choices, которая позволяет новостным и другим сайтам обнаруживать блокировщики рекламы.
Разработчики блокировщиков рекламы и инженеры, специализирующиеся на блокировке рекламы, работают над способами обхода блокировки блокировщиков YouTube в приватных группах Slack и обсуждениях на GitHub. Однако прогресс затруднен, поскольку YouTube не ловит всех пользователей в свою сеть. Относительно немногие разработчики смогли сами вызвать предупреждение — возможно, это единственные в мире пользователи блокировщиков рекламы, которые радуются, когда YouTube наконец-то ловит их.
У Google сложные отношения с индустрией блокировки рекламы. Магазин мобильных приложений Google Play, в отличие от App Store от Apple, уже около десяти лет запрещает блокировщики рекламы. Однако Chrome, который, по словам Google, служит для поддержки открытого интернета, где пользователи могут быть в безопасности и конфиденциальности, предоставил им довольно широкую свободу действий. Помимо фильтрации рекламы, многие инструменты блокировки рекламы обладают функциями, которые предотвращают отслеживание пользователей в Интернете. Разработчики блокировщиков рекламы говорят, что раздражение YouTube долгое время было основным драйвером загрузок их инструментов.
После столкновения с требованиями YouTube отключить блокировщики рекламы пользователи в прошлом месяце повернулись во все стороны. Обсуждения в Интернете показывают, что некоторые рекомендуют такие сервисы, как Newpipe.net, открытый аналог YouTube, который использует обходные пути для запуска видео с сервиса без рекламы. Newpipe не собирает данные об использовании, как говорится на его веб-сайте.
Некоторые блокировщики рекламы уже адаптируются. Hankuper, словацкая компания, стоящая за менее известным блокировщиком AdLock, на этой неделе выпустила новую версию для Windows, которая, по ее мнению, не замечается YouTube. Если пользователи обнаружат, что это правда, она выпустит исправление для версий для macOS, Android и iOS, говорит Костянтин Шебанов, руководитель отдела продуктов и менеджер по развитию бизнеса Hankuper.
Модрас из Ghostery беспокоится о последствиях эскалации Google войны с блокировщиками. Пользователи, теряющие функции защиты от отслеживания при отключении инструментов, могут стать жертвами онлайн-опасностей, а более сложные методы блокировки, к которым вынуждены прибегать такие компании, как его, могут привести к непреднамеренным уязвимостям безопасности. «Чем более мощными они должны становиться для решения проблем, тем больше рисков», — говорит он.
Также могут быть правовые последствия. Модрас говорит, что когда издатель принимает меры для блокировки блокировщика рекламы, разработчикам в Европе незаконно пытаться обойти эти меры. Но он считает, что блокировать рекламу допустимо, если блокировщик делает это до появления предупреждения.
Перемирие в ближайшем будущем кажется маловероятным, хотя блокировщики рекламы, издатели и рекламодатели пытались найти компромисс в отношении менее навязчивых форматов рекламы, которые блокировщики рекламы пропускали бы. Однако разные интерпретации того, что хотят пользователи, и противоречащие друг другу бизнес-императивы привели к появлению разрозненных рекламных впечатлений. Eyeo поддерживает Комитет по приемлемой рекламе, Google входит в состав Коалиции за лучшую рекламу и регулирует работу YouTube в соответствии с ее стандартами.
Майер из Eyeo говорит, что он надеется, что YouTube в конечном итоге присоединится к другим веб-сайтам, которые согласились показывать только «допустимую рекламу», которую блокировщики от Eyeo и браузеров, таких как Opera, не фильтруют для своих примерно 300 миллионов пользователей, согласно данным Комитета по приемлемой рекламе.
Мешков из AdGuard не ожидает прекращения военных действий в ближайшее время. «Я вряд ли могу представить, что они будут готовы делать какую-либо рекламу, которую можно было бы считать приемлемой», — говорит он. «С каждым обновлением они делают свою рекламу все более и более навязчивой».
Каждый раз, когда это происходит, индустрия блокировщиков рекламы адаптируется, что делает кампании, подобные кампаниям Google, дорогостоящими. Разработчики говорят, что Facebook, похоже, сдался после своего натиска в 2016 году, потому что попытки не отставать от блокировщиков забирали слишком много внутренних ресурсов. Meta не ответила на запрос о комментарии.
Тактика YouTube по обнаружению блокировщиков и перекладыванию на пользователей обязанности отключать их вместо того, чтобы развертывать код для этого, облегчает инженерную нагрузку на платформу, но она остается значительной, говорит Мешков.
«Эта игра будет продолжаться, и будут моменты, когда люди смогут пользоваться YouTube без каких-либо раздражающих вещей, может быть, даже большую часть времени», — говорит он. «Но даже если вы видите рекламу 20% времени, это будет не очень хороший опыт». В худшем случае на отраслевой конференции в следующем году блокировщики рекламы могут уступить Google.