Найти в Дзене
Рабочий класс

ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ

ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ. — В борьбе против идеалистической теории познания, рассматривающей человеческую мысль как творца объективного материального мира, марксизм развил и обосновал единственно научную гносеологию, центральным пунктом которой является понимание сознания, мышления как отражения вне нас существующего внешнего мира. «Для Гегеля, — писал Маркс, — процесс мышления, который он под названием идей превращает даже в самостоятельный субъект, есть демиург (творец) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. Для меня, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Философский идеализм не признает мышления как отражения действительности, ибо это означало бы признание той исходной материалистической предпосылки, что материя, материальный мир первичны, а сознание, мысль вторичны.  В полном противоречии с наукой, неоспоримо установившей факт отражения в человеческой голове объективной реальности, су

ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ. — В борьбе против идеалистической теории познания, рассматривающей человеческую мысль как творца объективного материального мира, марксизм развил и обосновал единственно научную гносеологию, центральным пунктом которой является понимание сознания, мышления как отражения вне нас существующего внешнего мира. «Для Гегеля, — писал Маркс, — процесс мышления, который он под названием идей превращает даже в самостоятельный субъект, есть демиург (творец) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. Для меня, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Философский идеализм не признает мышления как отражения действительности, ибо это означало бы признание той исходной материалистической предпосылки, что материя, материальный мир первичны, а сознание, мысль вторичны. 

В полном противоречии с наукой, неоспоримо установившей факт отражения в человеческой голове объективной реальности, существующей независимо от сознания, идеалисты отстаивают свой ложный, реакционный тезис о том, что материальные предметы есть лишь комплекс ощущений, что помимо ощущений ничего нет и не может быть, что человеку не дано знать, есть ли что-либо за ощущениями, что наши понятия и представления — лишь символы, иероглифы, знаки, создаваемые человеком для «удобства» познания, и тому подобное. Особенно широкое распространение эти взгляды, выдвинутые ещё в первой половине XVIII века епископом Беркли, получили в конце XIX и начале XX века (махизм, эмпириомонизм и тому подобное). Эти взгляды господствуют в современной буржуазной философии (прагматизм, позитивизм, логический эмпиризм и так далее). В «Материализме и эмпириокритицизме» Ленин подверг глубокой и исчерпывающей критике новейшую идеалистическую гносеологию и творчески, всесторонне развил марксистскую теорию отражения. «… в основе теории познания диалектического материализма, — указывает Ленин, — лежит признание внешнего мира и отражения его в человеческой головн…» Ленин беспощадно клеймит всякую малейшую уступку идеализму и агностицизму в этом вопросе. Плеханова Ленин резко раскритиковал за допущенную им ошибку при изложении материализма, за утверждение, что человеческие ощущения, понятия являются иероглифами. Ленин показал, что путаница по такому принципиальному вопросу неизбежно ведёт к агностицизму и идеализму. 

Критикуя теорию символов, Ленин пищит: «Если ощущения не суть образы вещей, а только знаки или символы, не имеющие «никакого сходства» с ними, то… подвергается некоторому сомнению существование внешних предметов, ибо знаки или символы вполне возможны по отношению к мнимым предметам, и всякий знает примеры таких знаков или символов». В ощущениях и понятиях человека, указывает Ленин, надо видеть «копии действительных вещей и процессов природы», «изображения», «снимки», «зеркальные отображения вещей», «образы предметов» и так далее. На примере глубочайшего кризиса в физике Ленин показал, что наука не может двигаться вперед, отступая от материалистического понимания познания как отражения объективной природы. В отступлении от этого материалистического учения Ленин и видел суть кризиса. «Следовательно, — указывает Ленин, — в философском отношении суть «кризиса современной физики» состоит в том, что старая физика видела в своих теориях «реальное познание материального мира», то есть отражение объективной реальности. Новое течение в физике (то есть «физический» идеализм) видит в теории только символы, знаки, отметки для практики, то есть отрицает существование объективной реальности, независимой от нашего сознания и отражаемой им». Эти слова Ленина актуальны и для нынешнего этапа развития науки и борьбы против идеализма.

Современные «клоуны буржуазной науки», как называл Ленин буржуазных профессоров философии, приспособляющих результаты науки к интересам защиты фидеизма и поповщины, пытаются дискредитировать материалистическую теорию отражения, навязать естествоиспытателям мнение, что положения и формулы науки не могут быть отражением объективной внешней природы, что это лишь произвольная конструкция ума. 

И ныне буржуазное естествознание, отражая углубление общего кризиса капитализма, находится в состоянии глубокого кризиса. В основе этого кризиса лежит нежелание многих буржуазных естествоиспытателей встать на позиции материалистической теории отражения, их борьбы против материализма. Отсюда такие глубоко враждебные науке явления, как вейсманизм-морганизм в биологии, многочисленные разновидности современного «физического» идеализма и так далее. Марксистско-ленинская теория отражения есть не просто философская гипотеза; она обоснована великими открытиями науки, в первую очередь открытиями корифеев русской науки Сеченова и Павлова. Сеченов и Павлов раскрыли физиологический механизм психических процессов, открыли законы высшей нервной деятельности и неопровержимо доказали, что психическая деятельность возможна лишь как отражение внешнего мира, как результат воздействия объективной реальности на органы чувств, на мозг животных (и человека). Марксизм разработал вопрос о том, как совершается в человеческой голове процесс отражения объективной действительности. В отличие от метафизической теории отражения старых, домарксовских материалистов, понимавших «отражение» как пассивное, мертвое отображение в сознании предметов и явлений внешнего мира, марксистско-ленинская, диалектико-материалистическая теория отражения понимает процесс познания, процесс отображения внешнего мира в человеческом сознании как диалектически развивающийся, внутренне противоречивый процесс. 

«Отражение природы в мысли человека надо понимать не ,,мертво”, не ,,абстрактно”, не без движения, не без противоречий, а в вечном процессе движения, возникновения противоречий и разрешения их» (Ленин). Ленин дал замечательно глубокую формулу, выражающую сущность этого процесса, его стадии, ступени, показал те формы, в которых совершается отражение действительности на каждой ступени диалектического процесса познания объективной истины. «От живого созерцания, — говорит Ленин, — к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности». Ощущения, восприятия, представления, короче говоря, живое созерцание действительности есть исходный пункт всякого познания. Ощущения суть те каналы, через которые внешний мир доходит до сознания человека. «Ощущение есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания» (Ленин). Но этой первой ступени процесса познания сознание отражает преимущественно внешнюю сторону явлений, дает образы единичных предметов. Ощущения, восприятия, представления неспособны сами по себе отразить внутреннюю, существенную связь явлений, открыть законы объективного мира. Это достигается лишь на второй ступени, при помощи абстрактного мышления. 

Обобщая данные ощущений и восприятий, абстрактное мышление отвлекается от всего несущественного, случайного в предметах и явлениях и проникает в их сущность. Результаты обобщения резюмируются, выражаются в создаваемых научным познанием понятиях, категориях, законах. Таковы, например, понятия материи, движения, класса, способа производства и так далее или закон стоимости, законы классовой борьбы, закон народнохозяйственного планирования и так далее. Обе эти ступени процесса познания — живого созерцания и абстрактного мышления — находятся в единстве, переходят одна в другую, они суть ступени единого диалектического процесса отражения действительности. Основой всего процесса познания и каждой его ступени, высшим критерием истинности добытых знаний является практика. Человек познает окружающий его мир в процессе своей практической деятельности, своего активного воздействия на природу.

«Вне нас существуют вещи. Наши восприятия и представления — образы их. Проверка этих образов, отделение истинных от ложных дается практикой» (Ленин). Практическая проверка наших знаний есть высшая ступень процесса познания, отражение в человеческой голове законов объективного мира. Отражение общественной жизни в сознании людей в классовом обществе носит классовый характер. Источник происхождения общественных идей, общественных теорий, политических взглядов нужно искать в условиях материальной жизни общества, в общественном бытии, отражением которого являются идеи, теории, взгляды.