Найти тему
Личный опыт

Что утрачивает человек, когда раскалывает свою душу при создании крестража

Оглавление
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Помимо непростительных проклятий, которые запрещены к использованию на любом живом существе под страхом вечного заключения в колдовской тюрьме Азкабан, есть в "Гарри Поттере" вещь и пострашнее. Настолько, что первые упоминания об ней встречаются лишь в последних двух книгах. А сами герои не обладали какой-либо информацией о ней, потому что любые упоминания о столь ужасающем предмете были стерты отовсюду, и лишь в книге "Волхование всех презлейшее" можно было найти пару таких строк:

"Что до крестража, наипорочнейшего из всех волховских измышлений, мы о нем ни говорить не станем, ни указаний никаких не дадим..."

Крестраж (англ. Horcrux) — волшебный артефакт, созданный с помощью тёмной магии. Английское слово Horcrux образовано из двух частей: лат. "Crux" — крест; а первая часть слова, видимо, имеет значение «страх, ужас»: от англ. "horror" («ужас») или лат. «horrendus» («устрашающий, адский»).

В чем идея? При помощи некого темного заклинания можно расколоть (разорвать) свою душу, поместив ее часть в специально подготовленный предмет - крестраж, который может быть как одушевленным, так и неодушевленным. Однако сделать это можно лишь после совершения преднамеренного убийства - деяния, наиболее противного человеческой природе.

Предназначением крестража является сохранение кусочка души его владельца, что косвенно дает ему шанс если не на бессмертие, то на продление жизни, поскольку тот сможет существовать до тех пор, пока где-то хранится этот крестраж. Вот какой информацией делится Дамбльдор с Гарри, посвящая его в эту темную тему:

— Так вы думаете, что это ему удалось, сэр? — спросил Гарри. — Что он создал крестраж? Что потому и не погиб, когда напал на меня? Потому, что у него где-то надежно спрятан крестраж, кусочек его души?
— Кусочек, и может быть, не один, — ответил Дамблдор. — Ты же слышал Волан-де-Морта: его особенно интересовало мнение Горация о том, что происходит с волшебником, который создает больше одного крестража, с волшебником, которому так хочется избежать смерти, что он готов убивать множество раз, рвать и рвать свою душу, лишь бы сохранить ее во многих спрятанных по отдельности крестражах. Этих сведений он ни из каких книг почерпнуть не смог бы. Насколько мне известно — насколько, я в этом уверен, известно и Волан-де-Морту — ни один волшебник ни разу еще не разрывал свою душу более чем на два куска.

Логично, что будущий Волан-де-Морт заинтересовался темой крестражей, ведь его ведущими устремлениями были - бессмертие, абсолютная власть и всемогущество. Но все, к чему мы стремимся, имеет и свою оборотную сторону. Например:

  • можно сказать "он стремился к бессмертию", а можно передать тот же смысл и другими словами - "он стремился избежать смерти";
  • "он стремился к абсолютной власти" тождественно по смыслу "он хотел избежать беспомощности";
  • "он стремился к всемогуществу" легко переделывается в "он боялся оказаться абсолютно бессильным".

Три вещи - собственная смертность, беспомощность и бессилие - заставляли темного лорда искать способы избежать их, и в основе каждой лежит страх оказаться в ситуации столкновения с ними, необходимости их проживания.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Но страх перед этими тремя вещами присущ абсолютно всем людям, это наше естественное свойство - бояться и избегать смерти, бессилия и беспомощности. И очень интересно получается, что именно эти чувства проживали жертвы Волан-де-Морта в момент, когда он убивал их, выполняя предписание заклинания - совершить убийство перед тем, как ему будет дарована возможность отколоть кусок своей души для дальнейшего помещения в крестраж. Получается двойное комбо - Волан-де-Морт со своими животными, глубинными на уровне инстинкта страхами смерти, бессилия и беспомощности совершает убийство, глядя в глаза человеку, который тоже в этот момент испытывает ужас перед неуклонной гибелью, свое бессилие и абсолютную беспомощность предотвратить это. Видимо, для того чтобы заклинание сработало, и нужен был этот взрывной эффект - ведь в обычных условиях отколоть кусок души не получится, нужна квинтэссенция переживаний, замешанных на глубоком, заложенном в нас на уровне инстинкта, страхе.

Что теряет навсегда человек при создании крестражей

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В результате воздействия сильных переживаний (смерти, беспомощности, бессилия), превышающих человеческий порог переносимости, душа как бы «раскалывается». Далее, с помощью некоего магического ритуала, отколотый кусок помещается в другой объект или субъект. Но то же самое делает и обычный человек, когда сталкивается с невыносимыми переживаниями. И совсем не обязательно именно переживаниями смерти, бессилия и беспомощности. «Отколовшаяся» часть души как бы изолируется в относительно безопасном объекте, а порой и просто в глубине нашей психики, на уровне бессознательного. Эти отделенные куски души человек уже не сможет использовать, связь с ними утрачена навсегда. Вот какие потери понес Волан-де-Морт в результате создания своих семи крестражей:

  • сострадание - дневник будущего темного лорда стал крестражем после убийства плаксы Миртл, которая была толстой, носила очки и терпела насмешки от одноклассников;
  • принятие - крестраж кольцо Марволо Мракса – после убийства собственного отца, который не принял его мать и его самого;
  • способность быть незаметным и неизвестным - крестраж медальон Слизерина – после убийства неизвестного бродяги;
  • любовь - крестраж чаша Пенелопы Пуффендуй – после ее убийства, а она имела к Тому Реддлу чувства;
  • трудолюбие, простоту - крестраж диадема Кандиды Когтевран – после убийства некоего «албанского крестьянина»;
  • наивность, доверчивость - крестраж змея Нагайна – после убийства Берты Джоркинс, которую заманили в ловушку по ее наивности и доверчивости;
  • принятие собственной смертности, жертвенность – крестраж Гарри Поттер - после убийства Лили Поттер,матери Гарри Поттера, которая приняла неизбежность собственной смерти и пожертвовала своей жизнью.

То есть практически все, что делает нас человечными, дарит остроту проживания жизни, наполняет ее радостью и смыслами - Волан-де-Морт распихивает по крестражам, отчуждая от себя навсегда. При этом три базовых страха перед смертью, беспомощностью и бессилием никуда не делись, нет такого механизма, способного их искоренить в живом существе. Жить долго, но бессмысленно и безрадостно - такой выбор он совершил. Единственный, кто бы его понял - это Кощей, со своей идеей бессмертия, спрятанной в образе иглы в яйце, упакованном в кучу разных предметов (прообразы крестражей). Тот тоже вел жизнь, далекую от человеческих радостей, эмоций и счастья.

Крестражи в реальной жизни

Фото из реальных источников))
Фото из реальных источников))

Для создания крестражей не обязательно прибегать к магии и заклинаниям, в реальной жизни наша психика успешно использует такие механизмы, как замещение и вытеснение. Когда боль и переживание от события невыносима для проживания, человек как бы "отрицает реальность" и помещает свое переживание в относительно безопасную среду. Например, столкнувшись с предательством и испытав сильную горечь от этого, человек может сделать вывод, что доверие и честность - это качества, от которых не стоит ждать добра, и вытеснить их, заменив хитростью, лукавством и беспринципностью. А чтобы совесть не мучила, память услужливо предложит какой-то крестраж (в виде образа или предмета), роль которого утвердить владельца в собственной правоте.

Вера в приметы и талисманы - это тоже своеобразный механизм создания крестражей. Если я верю, что черная кошка не к добру, я переношу в нее часть своей ответственности за неприятные события, которые могут сегодня случиться. Так же и с талисманом - в нем мы размещаем свои ожидания благоприятных событий, частично передавая ему управление своей жизнью.

Мои разборы магии из "Гарри Поттера" с точки зрения реальной жизни тут:

Непростительные проклятия из "Гарри Поттера" опасны по-настоящему. "Я убиваю словом"

Непростительные проклятия из "Гарри Поттера" реальны. Империо - "Я управляю"