Фигура татарского писателя Гаяза Исхаки (1878-1954) является весьма крупной и значимой для всего тюркского мира. Прозаик, драматург, журналист, общественный деятель, политик. В годы СССР имя и творческое наследие этой личности было скрыто под семью печатями. Его не изучали в школе, не публиковали в периодике, его повести и рассказы не издавались отдельными книгами.
После распада Советского Союза интерес к нему превзошёл все ожидания тех, кто пропагандировал его в массы. По его творчеству защищено десятки диссертаций, защита которых почти всегда происходила в полном составе Учёного Совета, что, вообще-то, в мире учёных случается довольно редко. Книги, сборники сочинений художественных произведений и публицистики выходили крупными тиражами.
Но за пределами Татарстана к нему и его наследию относились весьма сдержанно, порой, даже враждебно. Интересно, с чем это связано?
Как я пришла к Г.Исхаки
Я родилась и выросла в городских условиях, где, практически, не было татарской среды. Училась, естественно, в русской школе, сведения о татарской литературе у меня были весьма скудные, хотя любила читать переводы с башкирского, иногда татарского языка, которые не очень легко было обнаружить в библиотеках Башкортостана.
В семье, где я росла, не было деления народа на татар и башкир. Мои родители воспринимали их, как одно целое. Но однажды, я наткнулась, наверное, неслучайно, на сборник произведений Г.Исхаки «Зиндан» (Острог/ Тюрьма). Я зачиталась его произведениями, хотя сначала читала со словарём, татарским языком на то время владела только на бытовом уровне.
С этого момента зародилась моя любовь к татарской литературе, которая впоследствии привела меня к исследовательской работе по его творчеству в совокупности с другой моей любовью, более ранней, к творчеству М.Горького.
Что представляет из себя творческое наследие татарского писателя?
Г.Исхаки известен миру, как бытописец. Он любил вскрывать скрытые чиряки в семейных отношениях в среде родного народа. Так же с упоением анализировал духовные искания представителей своего народа, постоянно сравнивая их семейный быт и личностный рост, с аналогичным процессом у представителей других народов.
Г.Исхаки – политик
Но, в первую очередь, это был крупный политик, радетель за реальные реформы внутри страны. Он открыто выражал своё негативное отношение к царской политике, что, в конце концов, полностью сломало его судьбу, исковеркало личную жизнь.
Он мечтал о том, что когда-нибудь все тюрко-татары, говорящие на многочисленных тюркских языках, объединятся в одно целое, станут единым государством с единым языком и культурой.
При содействии депутата Государственной Думы Садри Максуди, учёного Юсуф Акчура, идеолога Заки Валиди и, разумеется, других крупных учёных, политиков и джадидистских представителей мусульманского духовенства на территории, называемой Волго-Уральским регионом, в 1918 году такое государство было создано . Оно просуществовало всего 56 дней, обстоятельства сложились таким образом, что его устроители были вынуждены спешно покинуть Россию.
В чём суть сгенерированных Гаязом Исхаки идей?
Его идеи, доводы, подтверждённые неоспоримыми фактами статистики по убыли, на территории России, народов тюркского происхождения, были сформированы в очерк «Идел-Урал». Там он обосновывает лживость российской политики и её несправедливость по отношению к народам тюркского происхождения.
Убыль тюркского населения он связывает с искусственным делением народов на этнические группы и подгруппы. И это имеет место быть. Татары бывают казанские, которых Г.Исхаки называет булгарами (это отдельный разговор), а также крымские, сибирские, астраханские, нугаи. Все они говорят на одном языке, который, отчасти, отличается только некоторыми лексемами, характерными для мест их проживания, иногда фонетическими, и очень редко, незначительными отличиями в грамматическом строе речи.
Говорящий по-татарски также способен понимать речь представителей других тюркских народов: казахи, киргизы, узбеки, туркмены, каракалпаки, балкары, и других народов.
Итак, его волновали вопросы ассимиляции народов, и особенно, родного татарского. В подтверждение этого можно привести его повесть «Ике йөз елдан соң инкыйраз» (Полная ассимиляция через двести лет), которую оценили, как антиутопия. В ней на примере одной (болгарской семьи) Ягъфар и Сюембикэ раскручивается процесс полного исчезновения представителей татар. Погибают сами и зародыш вместе с матерью в утробе.
Он достоин уважения
Моё отношение к нему на протяжении последних десятков лет постоянно менялось. Несомненно, он достоин очень глубокого уважения к себе, заслуженного бескомпромиссным патриотизмом и всей его жизнедеятельностью.
Взгляд через призму современности
Но теперь, когда мироустройство и законы мироздания раскрываются перед нами совсем с другой стороны, приходит осознание, что его способ борьбы был изначально малоэффективен.
Борьба, предлагаемая им, не могла принести позитивных изменений уже потому, что во главу ставилась открытая борьба, противостояние, прямое заявление.
А главное, в то время ещё не знали, что тот или иной народ деградирует в тех или иных областях жизни, по сути, не повинен никто, кроме представителей того народа, на которых была возложена ответственность в силу их положения и уровня развития. И даже они повинны только косвенно, опосредовано.
Но с другой стороны, его творчество, пример его бескомпромиссности в борьбе, были необходимы на тот период нашей истории. Он, как и все остальные, получал опыт земной жизни, и сделал всё, что в его силах, всё, что ему было доступно в его условиях в годы его жизни.
Тёмные силы долгое время продолжали страшиться прямых заявлений, исходящих из-под его пера, публицистики, раскрывающей множество тёмных тайников в сфере национальной и социальной политики. Гаяз Исхаки – непревзойдённый просветитель, вскрывающий застарелые гнойники общества и отдельной личности с точки зрения социальных отношений.
Творчество Гаяза Исхаки примечательно ещё и тем, что ему не пришлось адаптировать тексты своих произведений под категории соцреализма. Его произведениям можно верить.