Ксения для меня моя прямая женская линия (Я-мама-бабушка Вера-прабабушка Валя-прапрабабушка Ксения) и в наших поисках это самая тупиковая ветка. Если поиск хоть как-то касается Ксении, то можно на 90% сказать что он заглохнет не начавшись или для получения результата нам надо будет пройти через тонну припонов.
В детстве я не знала ничего о своих праба, ну а прапрадеды в то время казались недосягаемыми динозаврами. Я знала бабушек, я знала дедушек и на этом все. От них я тоже не слышала ничего, у нас не было старых фото на стене, не было разговоров и только иногда в скольз мама говорила про своих дедушку и бабушку. Для Насти Ксения прабабушка и с ней она была немного знакома заочно, поэтому лучше нее я не расскажу точно:
Я знаю лицо этой женщины с рождения, её портрет висел над бабушкиной кроватью и никогда не вызывал у меня никаких эмоций. Став старше, я поняла откуда в нашей семье такой пронзительный взгляд, который зачастую пугает и отталкивает.
Что я знала о Ксении раньше? Да практически ничего. Бабушка говорила, что её мать звали Ксения или Оксана и, что она рано умерла.
Первое недоразумение настигло нас в самом начале поисков - внучки Ксении, мои тётки и Танина бабка, отказывались признавать, что мать Валентины и Нины звали Ксения. Мы выслушали порядка 5 вариантов, это и София, Анна и Серафима... Но я-то точно знала - Ксения! Помогла разобраться во всем тётка Нина подтвердив что бабушку звали Ксения, но дома звали Сима. Как мне казалось Таня продолжала сомневаться в моих словах и только, когда мы нашли в метрических книгах запись о рождении её прабабки она окончательно мне поверила. А недавно найденная карточка на выдачу паспорта Валентины внесла некую ясность - мать записана как Аскинья, вот вам и Оксана и Ксения в одном лице.
И вот собрав все воспоминания воедино нарисовалась такая картина: по семейным легендам Фёдор украл Ксению, когда она на речке стирала белье. Следом пришла её мать и просила отпустить дочь. Через три дня, согласно традиции, ей дали выбор - вернуться домой или выходить замуж. Она решила остаться.
Эту легенду мы обсуждали долго. В первую очередь нас интересовал вопрос у какой нации такая традиция? Ведь по слухам, в нашем роду были цыгане. Пришли единогласно к одному выводу, раз мать в короткий срок нашла, тех кто украл дочь, значит жили они или в одной деревне или очень близко. Традиция так и осталась без ответа. Пока.
Но это в нашей истории не самое загадачное. Вся соль заключается в вопросе откуда Ксения родом и какого она вообще года!?!
Имея на руках 2 справки из ЗАГСа, в которых указан возраст Ксении, и сведения из анкеты моей бабушки с работы, мы определили год рождения Ксении в 1891-1895-1898 годах.
Казалось бы всего ничего разброс в 7 лет, хотя если бы она была Дормидонтовна или Авксеньтьевна можно было бы смело листать метрические книги - найдешь свою, не ошибешься, но она Александровна и нет уверенности, что она родилась в Нижней Туре.
Так вот вычислив этот интервал, мы стали прикидывать, а в каком собственно возрасте она вышла замуж. Посчитали от первого ребенка, рождённого в 1911 году, и выходит, что Ксения родила Клавдию в 13, или в 16, или в 20. До революции можно легко найти ранние браки в 15 лет в этом нет ничего необычного, но это было не систематически и венчали только с разрешения, но не в 13 же лет!
Мы отсмотрели последовательно метрические книги с 1914 по 1907 годы, там брак не нашелся. В июне ГАСО неожиданно выложил на сайт 1905 и получается, что 1906 год остался неизученным в этом году Ксении было от 8 до 15 лет. Что тоже согласитесь такое себе. На 1906 мы возлагаем огромные надежды, но с июня месяца у нас ничего не двигается. Летом в ГАСО был плановый отпуск, потом они затеяли ремонт читального зала. В конце сентября мы уже отчаялись и решили запросить официальную справку, а как впоследствии выяснилось нужное нам дело ещё и числится ветхим и в читальный зал не выдается, доступ к делу есть только у архивистов ГАСО, так что мы могли сделать это раньше. Сегодня уже начался ноябрь, а мы до сих пор ждем ответ. Из-за ремонта количество генеалогических запросов зашкаливает и архив не справляется, а нам остаётся только ждать и надеяться....
Возвращаясь к семейной легенде о краже невесте, исходя из имеющихся документов мы узнали, что Фёдор был машинистом, и возможно он украл Ксению где-то по маршруту следования своего поезда. Но если их брак не найдется в 1906 году подтвердятся наши самые худшие опасения, что они венчались в чужом приходе. И тогда с мечтой раскрутить Танину прямую женскую линию придется проститься до глобальной цифровизации архивов. А ведь мы даже не знаем девичью фамилию Ксении...
Как мы предполагаем после свадьбы наши молодые жили в родной деревне Фёдора - Косой речке, здесь у них родились Клавдия, Валентина, Виктор и Сергей. В 1919 году, как указала Валентина в своей анкете, они переехали в Нижнюю Туру, где родились Нина, Геннадий и Маргарита.
Возможно у них были ещё дети, но мы их пока не нашли. Сегодня из 6 детей только у Валентины, Нины и Геннадия остались потомки. У каждого из них была большая семья, от 4 до 5 детей, но жизнь распорядилась так, что семейные узы ослабли. А нам с Таней, видимо, выпала участь их возродить. Связь с детьми Геннадия долгое время была потеряна, никто даже не мог назвать имена его детей, а уж где их искать и подавно. Но в этом году после Таниных долгих безрезультатных поисков все сдвинулось с места благодаря старой фотографии. Начало тут
Продолжение тут
Как и все женщины того времени Ксения не работала. Летом ходила в лес и собирала бруснику, а потом мочила ее. Но также Ксения занималась поденными работами
стирала белье и занималась уборкой в чужих домах.
К подёнщикам относились наёмные работники с низким социальным статусом, не владевшие определённой профессией, чаще без всякого образования, выполнявшие неквалифицированную тяжёлую работу и получавшие плату за труд по количеству отработанных дней, а не часов, при этом оплачивался проработанный день, а не выполненная работа.
К подёнщикам относились все виды чернорабочих, нанимаемых помещичьими хозяйствами на время жатвы и молотьбы при сборе урожая, подсобные рабочие в каменоломнях, при прокладке, строительстве дорог и укладке мостовых, дроворубы на лесоразработках, подносчики на стройках, землекопы, мусорщики, уборщики и прочие. Местами подёнщиной называли барщину.
По рассказу тетки Нины Ксения умела ворожить: «Зимой у людей украли корову и следы копыт обрывались у дома Ташлаковых. Разгневанные хозяева животного затарабанили в двери, кричали и требовали вернуть животину. Их пустили во двор и они увидели, что там нет и никогда не было коровы. Видя отчаяние людей, Ксения раскинула бобы и точно указала, где искать животное. Прибыв на указанное место, хозяева коровы обнаружили, что воры уже разделали тушу»
Услышав эту историю, мы задумались: а может цыганкой была Ксения, а не Фёдор?
Часто обсуждая своих предков мы пришли к выводу, что Ташлаковы все таки были дружной семьёй. В пользу этого тезиса большая семейная фотография, благодаря которой мы знаем как выглядели наши прапра. Фёдор со средним братом Александром жили по соседству на одной улице. И именно жена Александра - Александра помогла в свое время сбежать Валентине от родителей и она же приютила Сергея после ссоры с отцом.
А вот поступки Валентины и Сергея как раз таки наводят меня на мысли, что они поступили ровно как их мать Ксения - сбегали из дома. Здесь у нас с Таней имеются разногласия, я все-таки считаю, что Ксению никто не крал, а она сама сбежала с Фёдором. Пусть недалеко, раз мать её быстро нашла, но сама.
Младший брат Фёдора - Иосиф перед смертью просил не бросать его детей и когда он умер Ксения пошла их забирать. Шли они порядка 15 километров под дождем, босые и раздетые. И чтобы как-то согреть детей Ксения сняла с себя юбку и платок и, конечно же, заболела, а через год умерла от чахотки.
А дальше появилась вторая версия, что жена у Федора умерла рано в 53-54 года, потому что он ее избил (а Фёдор был знатным гулякой, ходил по цыганам и кабакам), после этого она 2 месяца болела. Перед смертью Ксения собрала детей, а Федор рыдал и просил прощения на коленях.
Что из этого правда, а что ложь давайте разбираться. Согласно справке о смерти Ксения умерла в 1937 году в возрасте 45 лет от чахотки, что подтверждает первый рассказ, но! Все единогласно рассказывают нам, что Фёдор был очень жесток, у него на стенах висели нагайки и плетки, он бил и детей, и жену. Поэтому вторая версия тоже имеет право на жизнь. Скорее всего Ксения действительно сильно простудилась, но и от Фёдора ей прилетало, ведь она всегда подставляла свою спину, чтобы он не бил детей.
К сожалению, ее могила не сохранилась. Ксения была похоронена на кладбище Нижней Туры, которое разрушили во время строительства Свердловска-45. Если интересно об этом можно почитать тут
У бабушки были фотографии с похорон Ксении, длинная лента, я видела её в детстве, но мы до сих пор их не нашли.
Сразу после смерти Ксения Федор привел в дом новую жену, которая повесила белые кружевные занавески на окна, открыла двери и выметала «дух Ксении из дому». Новая жена невзлюбила детей и толком их не кормила, когда Фёдор об этом узнал, он выгнал ее из дома.
Вот такой получился рассказ про Ксению с недомолвками, нестыковками и покрытый тайнами, которые я надеюсь мы сможем приоткрыть.