Найти тему
Лекторий Dостоевский

Взрослый гений для детских глаз

111 лет назад мир увидел первый российский мультипликационный фильм, который назывался "Прекрасная Люканида, или война усачей и рогачей". Это был немой фильм русского режиссера (и биолога) Владислава Старевича. То, что автор – еще и ученый, сыграло свою ключевую роль в создании этого образчика нового вида искусства.

Ведь в анимационной картине разыгрывалась ни много ни мало сердечная драма из средневековой жизни…насекомых. А именно любовная история царицы жуков-рогачей Люканиды и графа Героса из противоборствующего племени жуков-усачей. Это был действительно новый вид художественного произведения, и для того, чтобы зрители не растерялись, к фильму была написана подробная аннотация. Читали ее не сами зрители перед показом, как, например, в случае с балетными постановками, а вслух, перед демонстрацией и во время нее специально нанятыми декламаторами.

Процесс создания "Прекрасной Люканиды"
Процесс создания "Прекрасной Люканиды"

Мультфильм был снят способом покадровой съемки, впервые примененной Старевичем в 1910 году во время работы над созданием познавательного фильма "Битва жуков-рогачей". Кукольная анимация автора стала прорывом в мировом анимационном искусстве. Многие зрители были уверены, что смотрят уникальные натурные съемки и мастерство дрессировщика насекомых, а не рукотворные модели. По аналогичной технике Старевич снял мультфильмы "Месть кинематографического оператора", "Стрекоза и муравей", "Рождество у обитателей леса", "Веселые сценки из жизни животных", "Лилия Бельгии", "Ночь перед Рождеством".

День российской анимации был учрежден в столетнюю годовщину премьеры "Прекрасной Люканиды" – в 2012 году. Тогда же Госфильмофонд России отреставрировал и показал мультфильм широкой публике.

Вместе с тем, точкой отсчета развития отечественной мультипликации считают первый мультфильм, снятый в СССР, – "Советские игрушки" Дзиги Вертова (1924 год). В основе сюжета этой короткометражки – опубликованные в газете "Правда" политические шаржи художника Дени, высмеивающие врагов социалистического общества.

"Советские игрушки"
"Советские игрушки"

Другие мультфильмы, появляющиеся в это время, были также ориентированы на взрослую аудиторию – "Юморески" того же Дзиги Вертова, "Германские дела и делишки" Александра Бушкина, "Китай в огне" Ивана Иванова-Вано, Владимира Сутеева, Валентины и Зинаиды Брумберг, Ольги Ходатаевой. Новый жанр воспринимался как еще один способ сатирически отобразить нелицеприятные стороны идейных врагов, подчеркнуть и изобличить их пороки и недостатки. Шаржевость, карикатурность рисунка предполагала максимально утрированную, усиленную стилистику этой сатиры. И первые мультики были рассчитаны именно на взрослую аудиторию.

Первые мультфильмы для детей появились в 1927 году. Это были картины Юрия Желябужского – "Сенька Африканец" и "Каток". В последней рассказывается история про мальчишку, случайно победившего в соревнованиях конькобежцев. Он пытался наказать толстяка, который приставал к фигуристке. В том же году Юрий Желябужский снял первый кукольный мультфильм – "Приключения Болвашки". Это направление далее продолжит Мария Бендерская, выпустив фильмы "Мойдодыр" и "Приключения китайчат".

"Сенька-африканец"
"Сенька-африканец"

Еще одним важным мультфильмом стал "Самоедский мальчик", снятый Зинаидой и Валентиной Брумберг и Ольгой и Николаем Ходатаевыми в 1928 году. Это семиминутная история жизни идеального советского гражданина – мальчика Чу. Фильм интересен тем, что в нем были использованы образы самобытного изобразительного искусства северных народов.

Случилась Революция, затем и Гражданская война. Конечно, развитие отечественной мультипликации остановилось. Но в более спокойное советское время расцвело вновь.

В 1920-е годы мультипликация начинает активно заимствовать литературные образы и идеи. На экраны выходят мультфильмы, созданные по произведениям классических авторов ("Похождения Мюнхгаузена" Даниила Черкеса, Ивана Иванова-Вано и Владимира Сутеева по мотивам Распе), современных детских писателей ("Тараканище" Александра Иванова по стихотворению Чуковского). А первым звуковым анимационным фильмом стала "Почта" Михаила Цехановского – экранизация одноименной книжки Самуила Маршака.

Со временем, с мультипликационным кино на постоянно основе сотрудничают писатели и поэты, среди которых и уже упомянутый Самуил Маршак, и Корней Чуковский, и Евгений Шварц, и Сергей Михалков, и Валентин Катаев, и Юрий Олеша.

За несколько лет до Великой Отечественной войны, 10 июня 1936 года была основана киностудия "Союзмультфильм", ставшая любимой и знаковой для всех жителей нашей страны. В военное время располагавшаяся в столице студия не работала, но сразу же после Победы "Союзмультфильм" снял целую серию мультфильмов, отличавшихся высочайшим мастерством. Именно тогда были созданы любимые несколькими поколениями мультики "Непослушный котенок", "Каштанка", "Пропавшая грамота", "Снежная королева".

"Снежная королева"
"Снежная королева"

В начале 1950-х годов начинается новый с этап развития отечественной мультипликации. "Аленький цветочек", "Снегурочка" и "Двенадцать месяцев" стали первыми мультфильмами, открывшими дорогу будущим поколениям наших мультипликаторов.

"Двенадцать месяцев"
"Двенадцать месяцев"

Каждая анимационная картина становилась не просто результатом огромного труда целой плеяды мастеров. Это были поистине шедевры, настоящие живописные полотна в действии. Мы не знаем полумер, за что беремся, делаем упорно и до конца, по максимуму. Так было с изначально "чужим" для нас балетом, впоследствии ставшим визитной карточкой страны. Так стало и с мультипликацией. В ней работали и работают выдающиеся мастера, чьи работы вошли в золотой фонд мировой мультипликации и сегодня продолжают радовать зрителей.

"Нильс и гуси"
"Нильс и гуси"
"Серая шейка"
"Серая шейка"
"Золотая антилопа"
"Золотая антилопа"

Среди величайших отечественных аниматоров стоит вспомнить и автора "Лучшего мультфильма всех времен и народов" Юрия Норштейна ("Ежик в тумане"), и оскароносца Александра Петрова ("Старик и море", "Моя любовь"), и десятки других имен. Одухотворенные, милые, нежные черно-белые мультики Ивана Максимова ("Дождь сверху вниз", "Справа налево", "Болеро") оценят любители медитативных, ироничных, странноватых сюжетов и персонажей. Ностальгирующих по 80-м и 90-м порадуют любимые герои мультиков Бардина, Хитрука, сестер Брумберг ("Кентервильское привидение") и Котеночкина ("Ну, погоди!", "Кот Леопольд"). Юмор и динамика мультфильмов Бронзита ("Алеша Попович и Тугарин змей") найдут отклик у современных юных зрителей.

Александр Петров. "Старик и море"
Александр Петров. "Старик и море"
Иван Максимов "Ветер вдоль берега"
Иван Максимов "Ветер вдоль берега"

На добрых картинах "Союзмультфильма" выросло не одно поколение детей. "Чебурашка", "Домовенок Кузя", "Приключения поросенка Фунтика", "Бременские музыканты", "Крокодил Гена", "Котенок Гав", "Простоквашино", "Маугли", "Винни Пух", "Самый маленький Гном", "Бегемот и Солнышко", "Буренка из Масленкино", "Волк и Семеро козлят", "Козленок, который считал до десяти", "Малыш и Карлсон", "Умка", "Ну, погоди!",– все они стали для российских зрителей классикой. Вполне логично, что и сегодня сюжеты большинства из них ложатся в основу и мюзиклов, и кино, и мультипликационных ремейков.

Российская литература
0