- Николай, о чём задумался? - строго спросила Антонина Терентьевна, заметив, что ученик с начала урока смотрит в окно.
Некоторое время понадобилось мальчугану, чтобы понять, что обращаются к нему.
- Вы что-то спросили? - уточнил он, резким движением схватив ручку и начав писать.
- Спросила, - подтвердила учительница. - Мне показалось, тебя больше интересует, что происходит на улице, нежели в классе.
Антонина Терентьевна попыталась увидеть то, на что смотрел ученик, но кроме рыжей мохнатой собаки за окном никого не было. Пёс сидел напротив и скучающим взглядом смотрел на них. Вдруг он, словно понял, что говорят о нём, вскочил, завилял хвостом и закружился на одном месте. Сидящие на первом ряду ученики засмеялись, чем вызвали любопытство остальных. Ребята поднялись со своих мест и ринулись к окну. Скучавший до сих пор пёс, видя такой интерес к своей персоне, встал на задние лапы и сделал несколько шагов, затем покружился и закончил своё "выступление" громким лаем.
- Во даёт! Настоящий артист! - восхищались его талантом школьники.
- Сядьте все по местам! - строго приказала учительница.
Ребята нехотя вернулись за парты, но всё их внимание было направлено на пса. Урок был сорван. Кое-как дождавшись звонка на перемену, ученики выбежали на школьный двор, где их всё ещё ждал мохнатый артист. На календаре была середина ноября. Несмотря на солнечные дни, земля уже подмёрзла. Деревья почти сбросили свои пёстрые наряды, украсив ими всё вокруг. Примостившись на куче листвы, пёс старался согреться своим же теплом. Увидев среди толпы хозяина, он подбежал к нему и на радостях запрыгнул к нему на руки, измазав грязными лапами его куртку. Не обращая внимания на это, Колька потрепал любимца за ушами и чмокнул его в мокрый нос. Пёс в ответ облизал лицо хозяина. Наблюдавшим эту картину школьникам тоже хотелось "пообщаться" с собакой. Они дождались, когда Коля спустит с рук своего питомца, и принялись с ним играть. Лишь услышав звонок, возвещавший о начале следующего урока, ученики побежали в школу. Пёс, думая, что это всё ещё игра, устремился за толпой ребят. Сидевший у входа сторож Иван Петрович, в обязанности которого входило давать звонки во время уроков, не заметил пробежавшую мимо собаку. Лишь оказавшись в классе, ребята увидели, что Цыган увязался за ними, но выгонять его никто не решился. Услышав приближающийся звук шагов Антонины Терентьевны, Колька скомандовал:
- Цыган, ко мне!
Пёс послушно залез под парту и свернулся калачиком возле ног хозяина. Под монотонный рассказ учительницы он вскоре заснул. Школьники почти забыли о присутствии в классе "мохнатого ученика", как вдруг посреди урока Антонина Терентьевна уронила ручку. Цыган в ту же секунду вскочил и залаял. Попытки Коли успокоить пса не сразу увенчались успехом. Рассерженная учительница велела выгнать собаку, но пригревшийся Цыган никак не хотел уходить. Он бегал от Кольки по периметру класса, прячась от него за партами, и периодически издавал лай, словно переговаривался с хозяином. Дети со смехом наблюдали за происходящим. Наконец, после долгих усилий, Коле удалось вывести питомца из школы. Когда он вернулся в класс, прозвенел звонок с урока.
- Все свободны, - сообщила Антонина Терентьевна, раздосадованная срывом уроков, - а ты, Николай, останься!
Предчувствуя нагоняй, мальчик, склонив голову и потупив взгляд, подошёл к учительнице.
- Посмотри на себя! - сказала она. - На кого ты похож? Разве так должен выглядеть ученик? Куртка измазана, рубашка не заправлена, брюки измяты. Ты в таком виде вышел из дома?
Коля, не поднимая глаз, помотал головой.
- А собака, она твоя?
Мальчик молча кивнул.
- Зачем ты её привёл в школу?
- Я его не приводил, - попытался оправдаться Колька. - Он сам увязался за мной. Он ещё маленький, не понимает.
- Школа не место для маленьких домашних животных! - продолжала отчитывать ученика Антонина Терентьевна. - Надеюсь, твой пёс больше не появится здесь и не будет срывать нам уроки. Обещаешь?
- Обещаю, - ответил мальчик и всё так же, не поднимая головы, медленно вышел из класса.
Во дворе Кольку ждали ребята и Цыган. Завидев хозяина, пёс подбежал к нему, виляя хвостом. Мальчик присел на корточки и, потрепав питомца, с грустью в голосе сказал:
- Ну, вот чем ты помешал Антонине Терентьевне? Умный, смышлёный, добрый. Подумаешь, собака! Да ты умнее некоторых моих одноклассников!
Словно понимая, о чём говорит хозяин, пёс продолжал вилять хвостом и облизывать его руки.
- Видишь ли, нельзя приводить в школу маленьких животных! - ворчал Колька. - Ну, ничего! Мы ещё посмотрим, чья возьмёт? - сказал он и, поднявшись, скомандовал. - За мной!
Дружной гурьбой ребята наперегонки с Цыганом побежали домой. На следующее утро перед школой Саша зашёл за другом, но Колька ещё не собрался.
- Ты иди, я догоню, - пообещал он и спешно закрыл дверь.
Сашка пожал плечами и отправился в школу с другими ребятами. Они уже почти дошли, когда услышали позади крики и хрюканье. Обернувшись, ученики увидели несущегося за ними огромного борова. Он бежал быстрее обычного и громко хрюкала. Верхом на нём сидел Колька. Постукивая его по бокам ногами, он прикрикивал:
- Вперёд! Ну, Фёдор Иванович! Ну, миленький!
Ученики расступились, пропустив борова с наездником, и ускорили шаг. Всем хотелось посмотреть, куда так спешит эта парочка. В школьном дворе по обыкновению было много детворы. На крыльце стояла директриса и поторапливала опаздывающих. Заметив несущееся на неё животное, женщина замерла в испуге. Но, добежав до крыльца, боров встал, как вкопанный. От резкого движения наездник с грохотом свалился с него, чем вызвал шквал эмоций окружающих. Ребятня закатилась со смеху, а Клавдия Васильевна сердито спросила:
- Это ещё что за явление Христа народу?
Колька быстро вскочил и, отряхиваясь от опавшей листвы и потирая ушибленное место, пробормотал:
- Это не явление, это я.
- Про тебя всё понятно! - строго заметила директриса. - А он что здесь делает?
На необычный шум и оживлённое веселье во дворе из школы вышли учителя, среди которых была Антонина Терентьевна. Увидев своего ученика в компании борова, она напомнила:
- Николай, ты же обещал мне вчера!
Мальчик поднял глаза на учительницу и с искренним удивлением в глазах ответил:
- Но Вы же сказали, что в школу нельзя приводить маленьких домашних животных. Вот я и привёл Фёдора Ивановича. Он уже большой!
Новый взрыв смеха раздался в округе.
Другие Истории из цикла "Два друга".