Найти тему
Картлис Цховреба

Кавказос, дзурдзуки и их потомки.

Если внимательно читать Картлис Цховреба легенду о 8-ми сыновьях Таргомаса, то вы заметите один интересный фрагмент.

В источнике территория одного из братьев Кавказоса - это земли от реки Терек до Эльбруса. Причём там не написано, что это владения в горах, а равнина. Так как какой смысл народу, на огромных, никем не заселённых местах, добровольно ютиться в горах. Так как в горах они(дзурдзуки) и леки окажутся после нашествия хазар(каких назвал грузинский летописец), для удобства буду их называть скифами. Следовательно изначально дзурдзуки и леки жили на равнине.

Сегодня потомками Кавказоса считаются вайнахи. Но возникает некоторые несовпадения.

Земли от Терека до Эльбруса, считались уделом Кавказоса, а от Терека до Каспийского моря удел Лекоса, совершенно не совпадает с современной границей вайнахов, так как современные вайнахи живут восточнее Терека, то есть они скорее живут на землях Лекоса. Так как его территория описывается от Терека до Каспия.

Дальше читаем Картлис Цховреба.

Цитата:

«первый же свой поход хазарский царь перевалил горы Кавказа и полонил народы, о чем выше писано мною. Был у него сын по имени Уобос, которому дал пленников Сомхити и Картли. Дал ему часть страны Кавкаса, к западу от реки Ломека до западных пределов гор. И поселился Уобос. Потомками его являются овсы. Это и есть Овсети, что была частью [удела] Кавкаса. »

Современная Осетия. То есть пленных грузин и армян скифы переселили на равнинные земли Дзурдзука - от Северной Осетии до Эльбруса. А дзурдзуков самих загнали в горы. След-но там они обитали со времён скифов, где-то 6 век до.н.э.

Дальше читаем Картлис Цховреба. Новая цитата:
«Тогда же отдал хазарский царь своему двоюродному брату удел Лекана от моря Дарубандского, а на востоке до реки Ломека, к тому же дал ему пленников из рани и мовакани. И устроился он в уделе Лекана.»

Тут прямо говорится, что два народ из Южного Кавказа раны и моваканы, живших на территории современного Азербайджана, скифы переселили на Северный Кавказ и расселили на территориях равнинны от Каспия до Ломеки(Терек). А леков и возможно частично дзурдзуков загнали в горы.

Причём, повторюсь, современные вайнахи живут в уделе Лекоса, то есть от Терека до Каспия. Следовательно возникает вопрос причём тут они и дзурдзуки, становится вообще непонятно. Ведь удел Дзурдзука от Терека до Эльбруса, то есть западнее.

река Ломеки(Терек)
река Ломеки(Терек)

И Я СЧИТАЮ, ЧТО ЭТИ ПЛЕМЕНА С ЮЖНОГО КАВКАЗА (РАНЫ И МОЛОКАНЕ), КОТОРЫХ ПЕРЕСЕЛИЛИ СКИФЫ - БЫЛИ ВАЙНАХИ. А С КАВКАЗОСОМ СВЯЗАНЫ ИМЕННО КАРТВЕЛЫ.

Возникает вопрос, почему?

У самих вайнахов есть предания, что они переселились в нынешние места обитания с Южного Кавказа. Что идеально совпадает с написанным в «Картлис Цховреба» о переселении в удел Лекоса(от Терека до Каспийского моря) племён ранов и моваканов.

Сборник сведений о Терской области. Выпуск 1. 1878 год. «Заметки о Чечне и чеченцах».
«О происхождении и времени водворения чеченцев в горах от положительных сведений. Предания самого народа очень сбивчивы; однако в них есть кое-какие указания. Так предания их говорят, что предки чеченцев произошли от бацоев о ныне живущих, между пшаво-хевсурами, в Тионетском округе. Предки же бацоев жили когда-то за Грузиею и до времени нашествия арабов, оттеснены были в кавказские горы.»

Так же один чеченский историк Индарби Бызов на форуме «Родство.ру» писал, что вайнахи поздно поднялись в горы, и у них бедная горная лексику, то есть изначально жили на равнине.

«Первое, что бросается в глаза, в нахских языках очень бедно представлена горная лексика. По всей видимости, наши предки зашли в горы не так давно. Зато в изобилии сельскохозяйственная лексика. Если посмотрим на карту чеченской топонимики, то увидим, что ближайшая к равнине топонимика не имеет нахских этимологий - Нашха, Пешха, Варанда, Вашандара и т.д. И только в самом высокогорье она нахская - Маьлхиста, М1айста, Т1ерла и др. Т.е., чеченцы поздно забрались в горы
«Каждое из Ичкеринских сел говорит об изгнании местных жителей и заселении этого места выходцами из Западной Чечни. Это не геноцид. Просто чеченцы, теснее общаясь с Ордой, имели один козырь - арбалет. Предания так и говорят, что арбалет стал ведущим оружием той эпохи. В чеченском для него есть даже слово - СЕКХА-IАД. Есть предания об изгнании людей, живших на месте Гермчига, Оьлмакх и др. Чечня 14-15 веков переживала кризис - перенаселенность. Это давало свои стимулы.»
«наши кавказские илюстраторы рисуют древних горцев в черкесках, хотя данный вид одежды имеет позднее происхождение, а в средние века горцы Сев. Кавказа носили одежду типа узбекского полосатого халата на вате, привозимые из Ср.Азии. Бустамаш на груди стали пришивать только в начале 19 века, а до того носили на поясе. В Чечне в ходу была немецкая серебряная монета, значит не жили мы как медведи в горных берлогах. И плавали в Персию, Иран за товаром, о чем есть выписки посольского приказа в архивах Москвы - торг шел через Астрахань тогда. Не знают многие, что чеченцы носили свирель, и у нас существовал специальный язык на этом инструменте для подачи сигнала. У нас существовала 11-летняя система отсчета, вроде 12-летней восточной.»

След-но они не могут быть потомками Дзурдзука, которого издревле в горы загнали - ведь дзурдзуки древние горцы. И то что они(нахи) поднялись в горы, жили на равнине и ассимилировали местных горцев, с их преданиями от переселении с Южного Кавказа идеально совпадает с переселением Ранов(Эров) и Моваканов в Картлис Цховреба.

А теперь вернёмся к нашествию скифов.

Дзурдзуки живут от Терека до Эльбруса, Леки восточнее Терека до Каспийского моря.

Скифы как неостановимая стихия приходят, нападают и громят людей племени леков и дзурдзуков, идут на Южных Кавказ и громят там всех кроме потомков Эгроса и Горных Картлийцев, только им удалось выстоять.

Картлис Цховреба - Жизнь Картлийских Царей
«Не в силах оказались Таргамосианы противостоять хазарам, ибо было их бесчисленное множество. Полонили они страну Таргамосианов, сокрушили все города Арарата, Масиса и Севера. Остались за ними [Таргамосианами] города-крепости Тухариси, Самшвилде и Мтверская крепость (которая есть Хунани), Внутренняя Картли и Эгриси.»

Дальше читаем в Картлис Цховреба.

Цитата:

«первый же свой поход хазарский царь перевалил горы Кавказа и полонил народы, о чем выше писано мною. Был у него сын по имени Уобос, которому дал пленников Сомхити и Картли. Дал ему часть страны Кавкаса, к западу от реки Ломека до западных пределов гор. И поселился Уобос. Потомками его являются овсы. Это и есть Овсети, что была частью [удела] Кавкаса. »

Переселяют захваченных пленных картлийцев и армян на земли Дзурдзука и над ними главным ставят Уобоса - ираноязычного сына царя скифов, потом они станут известны как ОВСЫ. Значит сами Дзурдзуки загнаны в горы Северной Осетии и соседних мест. Это запомним!!!

Дальше читаем Картлис Цховреба. Новая цитата:
«Тогда же отдал хазарский царь своему двоюродному брату удел Лекана от моря Дарубандского, а на востоке до реки Ломека, к тому же дал ему пленников из рани и мовакани. И устроился он в уделе Лекана.»

Параллельно, захваченные в плен Раны и Мовоканы, теми же скифами, переселяются в удел Лекоса - от Терека до Каспия. И над этими двумя народами главным ставится двоюродный брат царя скифов. А Леки загнаны в горы.

Потом эти Раны и Мовоканы живут на равнине, осваивают её, потом их самих, то есть племена Ранов(Эров) и Мовоканов, загоняют в горы и они начинают теснить тех, кого загнали в горы до них - леков и дзурдзуков, попутно их ассимилируя. Отсюда и поздний приход нахов в горы и свежие/недавние топонимы в горах, пока ещё хорошо сохранившиеся. И отсюда же предания у нахов о народе, жившем до них в горах. Об этом будет чуть позже.

Тоже самое происходит и с овсами. Картлийцы и армяне - пленники, переселённые в удел Дзурдзука, из-за сильного влияния кочевников переходят на скифскую речь, живут на равнине от Терека до Эльбруса, потом их самих загоняют в горы, где уже жили загнанные туда до них дзурдзуки. А теперь интересное. По преданиям осетин до них в горах жили некие племена - АРГИ, ЦАРЦИАТЫ И ТУАЛЫ. Древнее горное население, жившее на возвышенности и теснинах, до прихода осетин и нахов.

Значит эти три племени, жившие в горах во времена подъема осетин в горы и есть потомки загнанных туда ДЗУРДЗУКОВ. А они по названиям сильно напоминают картвельские племена.

1) Арги - это название племени, жившего в горах Северной Осетии до осетин, невероятно похож на корень самоназвания мегрелов АРГ - мАРГал. Так же область на востоке Колхиды, ныне это восточная Имеретия или верхняя Имеретия называется - Аргвети, раньше называлась - Маргви, и в первом и во втором случаи Аргвети и Маргви корень - АРГ. Что очередной раз подтверждает, что население там было мегрело-язычное, так как АРГ - это крень именно колхидских, то есть мегрело-лазских племён, которые раньше заселяли всю Западную Грузию от Абхазии включительно до Батуми и от берегов Чёрного моря до современной Южной Осетии.

Так же. Например, Гамрекели в своём исследовании считал, что те же племена двалов, обитавшие в горах у Дарьла, были мегрело-язычными.

Шанидзе считал, что раньше в горах северо-востока Грузии и Самачабло(так называемая Южная Осетия) жило население говорившее толи на языке близком к мегрельскому, толи на переходном мегрело-картлийском и имело суффикс множественного числа «Ви».

В Восточной Грузии и правда много топонимов с окончанием «Ви» - Телави, Манави, Занави, Эредви, Дзегви, Кехви, Авневи, Арцеви, Тквиави, Переви, последний правда в Западной Грузии, но он у границы с Восточной. Но и это ещё не всё, так же горные реки Арагви, что идеально этимологизируется с мегрельского языка, река Лиахви.

Двалети и Цьанарети(Хеви)
Двалети и Цьанарети(Хеви)

2) Царциат. Царциаты в легендах осетин, одно из племён жившее до них в горах, идеально совпадают с грузинским племенем Цьанаров/Тцанаров. Места и захоронения, которые осетины именуют Царциатскими, у грузин эти места и могильники называются Цьанарскими, как и само племя в грузинских источниках считается исключительно грузинскими, без намека на их чужеродность. Идеальное совпадение во всем. Любому понятно, что речь идёт об одном и том же племени. Как и совпадение в названии Царциат, Цьанар.

То есть Царциат=Цьанар. Опять мы видим корень Цьан/Цан - племенное название мегрелов в древних источниках. Так как мегрело-лазские племена Колхиды древние авторы именовали как - Зан, Цан, Чан, Сан. Как видим это немного видоизменённые версии одного слова/названия. Например те же сваны сегодня мегрелов называют МыЗан, корень Зан. Так же область в мегрелии Цьаленджиха, происходит от старого «ЦьанДжиха», где «Джиха» - Крепость. То есть ЦьанДжиха - Крепость племени Цьанов.

Цьалнджиха/Цьан Джиха - Крепость племени Цьанов
Цьалнджиха/Цьан Джиха - Крепость племени Цьанов

3) Туалы. Сегодня ни для кого не секрет, что Туалы, которое осетины ассимилировали - это Двалы. Тоже по мнению Гамрекели Двалы были мегрело-язычные. В грузинских источник множество источников о выходцах из Двалетии, о переселении двалов в другие области Грузии(Имеретия, Картли, Кахети, Рача) после того как их начали теснить осетины. Что любопытно, Двалетия практически опустела от коренных жителей Двалов, так как большая часть 2/3 их исчезла тех мест из-за воин или переселений на равнину. Лишь небольшая часть была ассимилирована осетинами.

Так же вспоминаем кучу топонимов в горах, которые этимологизируются с мегрельского - Арагви, Аргуни, Мтквари, Кура.

Следовательно, мы можем предположить, что племена, жившие в горах до подъёма предков осетин, были потомками Кавказоса и Дзурдзука, загнанными в горы скифами и были картвельскими, а именно мегрело-язычными, говорившими на языке похожем на мегрельском.

А теперь, уважаемы читатели, давайте вернёмся к вайнахам. Вспомним, что я писал ранее, а именно, что у нахов, так же как и у осетин, есть предания, что до них кто-то жил в горах. И как я находил в источнике до них в горах жило некое племя, которое они(нахи) именовали «Мида» или «Тинды»

Сборник сведений о Терской области. Выпуск 1. 1878 год. «Заметки о Чечне и чеченцах».

«В горной части Северного Кавказа произведено вообще зло археологических изысканий, местности же занятой горными чеченцами едва ли они вовсе и коснулись. Между тем местность эта может представить весьма немало интересных остатков древности.

На занимаемых чеченцами местах встречается не мало разнообразных каменных зданий, поскольку которых нельзя приписать чеченцам, так как подобные предприятия были не по средствам и умению их. Таковы, каменные башни в 4-5 этажей, каменные склепы и пр. Гладкие толстые тесанные камни, имеющие в квадрате аршин и более, из которых строены эти здания, перемешаны иногда с большими кое-как отесанным камнями, и сложены на очень крепком известковом цементе. Башни имеют для пропуска света круглые отверстия, служащие вероятно, также и бойницами. Кроме того в горах Чечни попадаются камни, обделанные как вышеупомянутые, но гораздо больших размеров, которые, по словам стариков, суть остатки каких-то построек неизвестного народа «Мида».»
«В нижнем Галгае и в верховьях Бумутского ущелья в покрытых кустарником местах попадаются склепы под землею, значительных размеров, сложенные из грубо обделанных каменных плит. Для входа сделаны в них отверстия, в которые может пролезть человек. В склепах этих, называемых туземцами: Тинды-амриж (могилы Тиндов), по рассказам туземцев же, не находили никаких вещей, но только человеческие кости. По сказанию стариков, Тинды были очень древний народ, живший на землях Галгаевцев и переселившийся потом неизвестно куда и когда.»

Как видим точно такие же легенды как и у осетин, что до них в горах жил некий народ, который исчез. Тут несколько вариантов, либо он и правда куда-то переселился, либо же был ассимилирован новоприбывшим населением как это случилось с грузинскими племенем Двалов(Туала), которых ассимилировали осетины.

Сборник сведений о Терской области. Выпуск 1. 1878 год. «Заметки о Чечне и чеченцах».
«В разное время в горной Чечне, преимущественно же в Шатоевском обществе, находили по нескольку десятков статуэток, из красной меди, весьма грубой отливки, уложенных тщательно не в могиле, а особо в земле. Статуэтки изображают баранов, козлов, оленей и голых людей. Из этих последних одни изображены в круглых шапочках, похожих на войлочные шапочки пшаво-хевсуров; у других на голове шлем с петушьим плоским гребешком; у третьих тоненькая изогнутая палочка в руках. Между статуэтками попадаются изредка плоские полукруги, в виде колец, из желтой меди, величиною с монету серебрянную; к одной оконечности их приделано ушко, другая оканчивается орлиным клювом и обе не сходятся между собой на палец расстояния. К бокам каждого полукруга приделаны по три плоских шарика. Нет сомнения, что статуэтки эти суть пенаты какого-либо народа, но какого именно? Покинуты ли они древними народами: Мидами, или Тиндами, жившими на этих местах, по преданию чеченцев, еще до прихода предков последних и оставивших кроме того по себе развалины башен и каменные склепы?»
«Башни же, по преданию Галгаевцев, построены Джилатами или Джилиами (греками). Башни эти имеют большое сходство, по постройке и по материалу на них употребленному, с башнями, встречающимися кое-где в Горной Осетии. В Тагаурии встречаются конусообразные из цельного камня памятники над «за..цами» или могилами, почерневшие от времени и покрытые мхом; сходные с ними попадаются и в местности, занимаемой горными чеченцами."

Что отсюда мы с вами видим? Что есть племена, которые по источнику «Картлис Цховреба», на который так любят ссылаться кавказцы, переселили с Южного Кавказа на равнину Северного, а местное население загнали в горы. Так же видим, что есть два народа, которые предположительно поздно начали подниматься в горы и у которых есть предания/мифы/народная память, что до них в горах жил какой-то народ/племя, которое оставило после себя материальную культуру и постройки. Видим, что древняя материальная культура, оставленная на территориях от Осети до Чечни-Ингушетии, каким-то исчезнувшим народом - похожа. Отсюда, следуя логической цепочку, мы можем предположить, что эти пропавшие племена в преданиях осетин и вайнахов, жившие в горах до них, были родственны друг другу, поэтому и оставли после себя похожую культуру и постройки. Вспомним нашу версию выше, что племена в горах в осетинских легендах - это картвельские племена Аргвов, Царциатов и Туалов, родственные мегрелам и лазам, следовательно возможно и эти племен в легендах у нахов тоже могли быть ими же. Например, в той же Хевсуретии или в других местах северо-востока Грузии, которые рядом с Чечено-Ингушетией, не мало гидронимов с мегрельскими топонимами или племенными названиями: Арагви, Аргуни, Алазани, Занави. Так же вспомним Шанидзе, который считал, что раньше в горах рядом с Дарьялом(Самачабло/Южная Осетия) и северо-востоке Грузии жило население, говорившее на языке похожем на мегрельский или переходный мегрело-картлийский, но позже было ассимилировано и перешло на другой язык.

Но, есть и вторая версия, что племена в преданиях осетин и вайнахов это два разных племени. У осетин древние племена в горах - это картвельские племена, родственные мегрелам, потомка Кавказоса и Дзурдзука. А у вайнахов древние племена «Мида» или «Тинды» - это дагестано-язычные племена, так как земли от реки Терек до Каспийского моря(где собственно сегодня живут вайнахи) принадлежали Лекосу, которого в итоге загнали в горы. И сегодня в Дагестане живёт племя с очень похожим название - Тиндинцы.

Поэтому я считаю, что вайнахи не имеют отношения к потомкам Кавказоса и Дзурдзука, а являются переселенцами из Рана(Эрети) и Мовакана- Западный Азербайджан, да и в целом существенная территория Азербайджана. Это объясняло бы почему у вайнахов, так много параллелей с культурами и божествами Ближнего Востока и так много слов/заимствований их хурритского языка. Хотя сегодня они живут довольно далеко, по другую сторону гор и их отделяет от множество народов. Так всё просто, раньше они непосредственно соседствовали с ними.

Почему картвелы, а точнее мегрело-язычные люди проникли на Северный Кавказ?

Земли Кавказоса и расселение этих мифических племён у осетин и вайнахов почти идеально совпадают с Кобанской культурой. И вот тут связь с Колхидой, то есть мегрелами.

Кобанская культура невероятно похожа на Колхидскую, только менее развитая и её считают продолжением Колхидской. В горах Самачабло/Южной Осетии, Северной Осетии и других местах найдено приличное число останков материальной культуры топоров, кувшинов, украшений, священный символ оленя и горного тура один в один похожих на колхидские. То есть в древние времена было переселение мегрело-язычных в территории Самачабло/Южная Осетия(её считают местом зарождения и эпицентром Кобанской культуры), а оттуда в Северную Осетию, Балкарию и Карачай. Где они распространили наследие и культуру колхов и своё само название АРГ. Где в итоге современные народы оставили предания, что жили некие АРГИ до них. Но при это из-за взаимодействия в кочевыми племенами, они стали немного меняться, соединяя свою и позаимствованную культуру и из-за изоляции начали происходить разные процессы трансформации.

Так же ещё одна интересная особенность объединяющая Колхидскую культуру и земли где была Кобанская культура - это башни. Дело в том, что самые первые башни на Кавказе зафиксированы в Колхиде, на равнинах, лесах и болотах непроходимой Колхидской низменности. В местах где существовала Кобанская культура уж позже начала распространяться башенная культура, причем очень похожая по форме на те, которые описывают древние греки на равнине Колхиды.

Древняя колхидская башня у берегов Черного Моря
Древняя колхидская башня у берегов Черного Моря

Описание колхидского жилого дома дано Витрувием:

«...у колхов на Понте(Чёрное Море), благодаря обилию лесов, кладут лежмя на землю цельные деревья справа и слева на таком расстоянии друг от друга, какое допускает длина деревьев, а на концы их помещают другие, поперечные, замыкающие внутреннее пространство жилища. Затем скрепляют по четырем сторонам углы положенными друг на друга бревнами и, таким образом выводя бревенчатые стены по отвесу к нижним бревнам, они возводят кверху башни, а промежутки, оставшиеся из-за толщины леса, затыкают щепками и глиной. Так же они делают и крыши: обрубая концы поперечных балок, они перекрещивают их, постепенно суживая, и таким образом с четырех сторон выводят их кверху в виде пирамид, покрывая их листвой и глиной, и варварским способом строят на башнях шатровые крыши»

Большинство исследователей сходятся в том, что Витрувием описан древнейший тип колхидского жилища — башенный дом с центричным, ступенчатым — венцеобразным перекрытием. Это почти квадратное в плане жилище с бревенчатыми стенами, постепенно суживающимися конусообразным перекрытием — крышей (в которой, возможно, было устроено свето-дымовое отверстие).

Сведения Витрувия подтверждаются археологическими находками остатков деревянных строений, в частности бревенчатых конструкций и др. отдельных деталей.

О высоком уровне деревянного строительства (обусловленного климатическими условиями и обилием лесов), берущего начало еще в эпоху бронз, свидетельствуют раскопки древнеколхского поселения второй половины VI в, до н. э. на левой террасе р. Риони, на холме Симагре (в 20 км к востоку от современного портового города Поти, т. е. в непосредственной близости от предполагаемого местонахождения древнего Фасиса). Довольно обширный архитектурный комплекс, представляющий собой часть богатой усадьбы, состоял из срубных жилых и хозяйственных помещений, неоднократно перестраиваемых. В болотистой почве прекрасно сохранилась кладка стен, сложенных из деревянных брусьев, полы из плетеных прутьев и досок, плетеная изгородь, деревянные колоды культового назначения и др.

Наличие подобных специфических укреплений на территории Колхети подробно описано греческим историком Ксенофонтом , который видел их, проезжая через южную Колхетию. Согласно «Анабаси» , крепость Колхов выглядела так: по всему периметру окружал широкий земляной ров, наполненный водой. После раскопок был насыпан высокий земляной вал, на котором возвели забор из деревянных столбов, а за самим забором поставили деревянную башню. Одна из этих крепостей была так хорошо защищена колхами, что греки не смогли ее взять и оставили на поле боя много убитых и раненых.

Башенная архитектура раньше была распространена по всей Колхиде у всех западных грузин как в низменностях, так и в горах. Но с течением времени и развитием военных технологий башни на низинах утратили своё значение и заменились на замки и крепости, и сохранились в изолированных от крупных империй горах. Возникает вопрос, а почему?

На равнине, от неё нет толку, когда воюешь с могучей Византией, Ираном и османами, у которых огромные многотысячные силы с осадным оборудованием.

Она полезна больше в горах, если надо защититься, например, где рельеф изрезан, следовательно идеальна служит природной защитой и где нет битва армий в тысячи или десятки тысяч человек.

Но на равнине нет, башня много народа в себе не защитит, много народа её оборонять не сможет, тем более на равнинной местности, где воевать куда сложнее, защититься сложнее(нет природной защиты как горах) против империй и её брать куда легче огромной армии с катапультами, баллистами и прочим осадным оборудованием, чем полноценную крепость или замок с ровом, несколькими уровнями стен, башнями, которые встроены в стены, который может вместить больше людей для защиты. И башню в низменности куда легче окружить огромной армии.

Поэтому башни отдельные сами по себе перестали строить на равнине.

Вывод: мы можем предположить о переселении колхов на земли северо-востока Грузии, где они принесли с собой свою материальную культуру и традицию строительства башен и образовали Кобанскую культуру, по итогу оказались зажатыми в горах и что древние грузинские хронисты стали их называть Кавазосом и Дзурдзуками.

Уважаемые читали, написанное не является правдой в последней инстанции, а только теорией автора, основанной на приведённой информации. Но почему бы и нет. Ведь всё начинается с теории и может, когда-нибудь позже моя теория подтвердится.

Таргамос и его сыновья Гаос, Картлос, Эгрос, Кавказос, Лекос, Бардос, Эрос, Мовакан.
Таргамос и его сыновья Гаос, Картлос, Эгрос, Кавказос, Лекос, Бардос, Эрос, Мовакан.