В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела (Дан. 7:1).
Даниил видит это видение в 553 г. до Р. Х., то есть со времени объяснения сна об истукане прошло около сорока лет. Навуходоносор уже умер, и одним из соправителей империи был Валтасар, внук Навуходоносора, сын Набоида. Хотя в Дан. 5:2 Навуходоносор назван его отцом, он был его дедом, а слово «отец» просто указывает на великого предка, основателя великого рода и великой империи.
Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море… (Дан. 7:2).
Обычно «великим морем» называли Средиземное море. Лингвисты говорят, что еврейское слово «ветер»можно перевести, как «дух» или даже «ангел». Таким образом, «четыре ветра», которые боролись, – это борение четырех духов, предваряющих борьбу четырех зверей, четырех великих мировых империй. Все это указывает на то, что за фасадом мировой истории и видимой борьбой людей за власть скрываются невидимые духи: «…и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого» (Дан. 7:3).
Четыре зверя – это четыре величайшие мировые империи, уже описанные 40 лет назад Даниилом в истолковании сна Навуходоносора и теперь еще раз представленные в этом видении.
Первый зверь
Первый – как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему (Дан. 7:4).
Стих 4 описывает первого зверя. Это лев, символизирующий мощь и силу Вавилонской сверхдержавы. Историки говорят, что лев и орел были символами Вавилона. Обратите внимание, что у этого льва были вырваны крылья. Это, вероятно, указывает на утрату прежней мощи и быстроты.
Он «…стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему». Если вы помните, Бог наказал Навуходоносора за его гордость, в результате чего он семь лет жил, как животное. Его разум был помрачен, и только через семь лет Бог вернул ему рассудок, и Навуходоносор стал прославлять Бога.
Второй зверь
И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: "встань, ешь мяса много!" (Дан. 7:5).
Стих 5 описывает второго зверя, медведя, который представляет собой Мидо-Персию, очень сильную империю. Три клыка во рту у него удивительным образом соотносятся с тремя народами, побежденными Мидо-Персией: Вавилоном, Мидией и Египтом. Приказ, звучащий к медведю, указывает на военную мощь этой империи, которая захватила Малую Азию и весь известный тогда Восток, включая Египет.
Третий зверь
Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему (Дан. 7:6).
Стих 6 описывает третьего зверя – это барс, который имеет четыре птичьих крыла, что указывает на быстрое расширение этой империи. Очевидно, что речь идет о Греции при Александре Македонском. Более чем за двести лет до воцарения Александра пророк Даниил предсказал молниеносность его военных походов.
Александр Македонский пришел к власти, когда ему было около двадцати лет и умер в тридцать три года, когда его военное, политическое и экономическое положение стало очень высоким. За это время он успел освободить Грецию от гнета персов, завоевать Тир, Палестину, Египет и совершить еще несколько военных походов на Восток. Он является основателем десятков городов, в том числе, и очень известного города Александрии, который назвал в свою честь. К тому же Александр Македонский добился определенного успеха в экономике и, как известно, ввел единую валюту и построил множество дорог.
…Четыре головы было у зверя сего... (Дан. 7:6).
Четыре головы зверя – это то, что произошло после смерти великого Александра. Могущественный полководец не оставил после себя наследника. В результате этого империю пришлось делить на четыре части между его четырьмя выдающимися военачальниками. Естественно, что распавшаяся на части империя стала терять свое влияние.
Четвертый зверь
После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него (Дан. 7:7).
В стихе 7 зверь, сильный и ужасный, представляет собой Римскую империю.
Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно (Дан. 7:8).
В этом стихе мы находим первое упоминание в Библии об антихристе. Дан. 7:24 говорит нам о том, что 10 рогов на голове зверя – это 10 царей. Одиннадцатый рог – это антихрист, он уничтожит трех царей. Он говорит гордо и богохульно, ведет брань со святыми и превозмогает их (Откр. 13:5–6).
Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги (Дан. 7:9–10).
В образе Ветхого днями представлен Бог Отец, и Он представлен как судья.
Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню. И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок (Дан. 7:11–12).
Бог Отец убивает антихриста и отнимает власть у его соратников.
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан. 7:13–14).
Бог Отец отнимает власть у антихриста и передает ее Сыну Человеческому (то есть Иисусу Христу). С этого момента наступит Тысячелетнее царство Христа, которое будет вечным и продолжится в Небесах.
Следующие стихи должны окончательно убедить нас в правильности нашей интерпретации.
Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые. Об этом он сказал: зверь четвертый – четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство – царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему. Здесь конец слова. Меня, Даниила, сильно смущали размышления мои, и лице мое изменилось на мне; но слово я сохранил в сердце моем (Дан. 7:21–28).