Должностная инструкция специалиста по кадрам
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция специалиста по кадрам разработана в соответствии
с Профессиональным стандартом: 07.003 «Специалист по управлению персоналом»,
утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
№691н от 6 октября 2015 года; с учетом Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012г «Об
образовании в Российской Федерации» в редакции от 2 июля 2021 года; СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», в соответствии с Трудовым кодексом
Российской Федерации, Уставом и другими нормативными актами, регулирующими
трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная инструкция определяет перечень трудовых функций и обязанностей
специалиста по кадрам в школе, а также его права, ответственность и взаимоотношения по
должности в коллективе образовательной организации.
1.3. Специалист по кадрам назначается и освобождается от должности приказом директора
общеобразовательной организации в порядке, установленном Трудовым кодексом
Российской Федерации и трудовым договором (контрактом) с работником.
1.4. На время отпуска и временной нетрудоспособности специалиста по кадрам его
обязанности могут быть возложены на делопроизводителя или другого сотрудника
общеобразовательной организации. Временное исполнение обязанностей в данных случаях
осуществляется согласно приказу директора, изданного с соблюдением требований
Трудового кодекса Российской Федерации.
1.5. На должность специалиста по кадрам принимается лицо:
имеющее среднее профессиональное образование - программа подготовки
специалистов среднего звена, дополнительное профессиональное образование -
программы профессиональной переподготовки, программы повышения
квалификации;
без предъявления требований к опыту работы;
соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного
(при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров,
внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного
психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной
гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1
раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с
результатами медицинских обследований и лабораторных исследований,
сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о
прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с
допуском к работе;
не имеющее ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере
образования, изложенных в статье 351.1 «Ограничения на занятие трудовой
деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних,
организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной
защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта,
культуры и искусства с участием несовершеннолетних» Трудового кодекса
Российской Федерации.
1.6. Специалист по кадрам подчиняется непосредственно директору общеобразовательной
организации.
1.7. В своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Российской
Федерации, указами Президента, решениями Правительства Российской Федерации и
органов управления образования всех уровней по вопросам, касающимся его трудовой
деятельности, трудовым договором между работником и руководителем. Также, специалист
по кадрам руководствуется:
административным, трудовым и хозяйственным законодательством
Российской Федерации;
Федеральным Законом №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Уставом и локальными актами, в том числе Правилами внутреннего трудового
распорядка, приказами и распоряжениями директора школы;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
постановлениями, распоряжениями, приказами и иными руководящими и
нормативными документами, относящимися к ведению кадрового
делопроизводства;
стандартами унифицированной системы кадровой документации;
трудовым законодательством;
правилами работы на компьютере и иной оргтехники;
правилами и нормами охраны труда, производственной санитарии и пожарной
безопасности;
Конвенцией о правах ребенка.
1.8. Специалист по кадрам в школе должен знать:
порядок оформления, ведения и хранения документов по персоналу;
порядок учета движения кадров и составления установленной отчетности;
основы документооборота и документационного обеспечения;
технологии, методы и методики проведения анализа и систематизации
документов и информации;
порядок расчета стажа, льгот, компенсаций, оформления пенсий работникам;
структуру общеобразовательной организации;
трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права;
основы архивного законодательства и нормативные правовые акты
Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу;
законодательство Российской Федерации о персональных данных;
локальные нормативные акты школы, регулирующие порядок оформления
распорядительных и организационных документов по персоналу;
нормы этики и делового общения;
базовые основы информатики, структурное построение информационных
систем и особенности работы с ними;
нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие права и
обязанности государственных органов, профессиональных союзов и других
представительных органов работников по предоставлению учетной документации;
локальные нормативные акты школы, регулирующие порядок ведения
документации по учету и движению персонала.
1.9. Специалист по кадрам должен уметь:
разрабатывать проекты организационных и распорядительных документов по
персоналу;
оформлять документы в соответствии с требованиями трудового
законодательства Российской Федерации и локальными нормативными актами
образовательного учреждения;
вести учет и регистрацию документов в информационных системах и на
материальных носителях;
организовывать хранение документов в соответствии с требованиями
архивного законодательства Российской Федерации и локальными нормативными
актами образовательной организации;
анализировать документы и переносить информацию в базы данных и отчеты;
выявлять ошибки, неточности, исправления и недостоверную информацию в
документах, определять легитимность документов;
работать с информационными системами и базами данных по ведению учета,
движению персонала;
разрабатывать проекты кадровых документов;
оформлять кадровые документы в соответствии с требованиями трудового
законодательства Российской Федерации и локальными нормативными актами
образовательной организации;
вести учет и регистрацию кадровых документов в информационных системах
и на материальных носителях;
анализировать кадровые документы и переносить информацию в базы данных
и отчеты;
работать со специализированными информационными системами и базами
данных по ведению учета и движению персонала школы;
разрабатывать план корректировок установленного порядка оформления
документов по персоналу и реализовывать принятые изменения;
контролировать присутствие работников в общеобразовательной организации;
оформлять учетные документы, предоставляемые в государственные органы,
профессиональные союзы и другие представительные органы работников;
организовывать хранение документов в соответствии с требованиями
трудового законодательства Российской Федерации и локальными нормативными
актами школы;
работать с информационными системами и базами данных по ведению учета и
движению персонала;
работать с информационными системами и базами данных по ведению
статистической и отчетной информации по персоналу;
анализировать правила, процедуры и порядок, регулирующие права и
обязанности государственных органов и организации по вопросам обмена
документацией по персоналу;
вести деловую переписку;
соблюдать нормы этики делового общения.
1.10. Специалист по кадрам должен знать установленные правила и требования охраны
труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены и гигиены труда в
образовательном учреждении.
1.11. Специалист по кадрам должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой
помощи пострадавшим, соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка, знать порядок
действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации.
2. Трудовые функции
Основными трудовыми функциями специалиста по кадрам в школе являются:
2.1. Документационное обеспечение работы с персоналом:
2.1.1. Ведение организационной и распорядительной документации по персоналу
общеобразовательной организации.
2.1.2. Ведение документации по учету и движению кадров.
2.1.3. Администрирование процессов и документооборота по учету и движению кадров,
представлению документов по персоналу образовательной организации в государственные
органы.
3. Должностные обязанности специалиста по кадрам в школе
3.1. В рамках трудовой функции ведения организационной и распорядительной
документации по персоналу:
обрабатывает и анализирует поступающую в общеобразовательную организацию
документацию по персоналу;
разрабатывает и оформляет документацию по персоналу (первичную, учетную,
плановую, по социальному обеспечению, организационную, распорядительную);
осуществляет регистрацию, учет и текущее хранение организационной и
распорядительной документации по персоналу.
3.2. В рамках трудовой функции ведения документации по учету и движению кадров:
осуществляет подготовку проектов документов по процедурам управления
коллективом общеобразовательной организации, учету и движению персонала;
организует системы движения документов по педагогическому, учебно-
вспомогательному и обслуживающему персоналу;
собирает и проверяет личные документы сотрудников общеобразовательной
организации; Источник: https://ohrana-tryda.com/node/3947
осуществляет подготовку и оформление по запросу работников и должностных лиц
копий, выписок из кадровых документов, справок, информации о стаже, льготах,
гарантиях, компенсациях и иных сведений о работниках школы;
выдает работнику кадровые документы о его трудовой деятельности;
доводит до сведения работников образовательной организации организационные,
распорядительные и кадровые документы организации;
ведет учет рабочего времени работников;
осуществляет регистрацию, учет, оперативное хранение документов по кадрам,
подготовку к сдаче их в архив.
3.3. В рамках трудовой функции администрирования процессов и документооборота по
учету и движению кадров, представлению документов по персоналу в государственные
органы:
организовывает документооборот по учету и движению кадров;
организовывает документооборот по представлению документов по работникам в
государственные органы;
подготавливает по запросу государственных органов, профессиональных союзов и
других представительных органов работников оригиналы, выписки, копии
документов;
подготавливает уведомления, отчетную и статистическую информацию по кадрам;
осуществляет подготовку информации о заключении трудового или гражданско-
правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином,
замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень
которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.4. Выполняет работу по комплектованию общеобразовательной организации кадрами
требуемых профессий, специальностей и квалификации.
3.5. Принимает участие в работе по подбору, отбору, расстановке кадров в образовательной
организации.
3.6. Проводит изучение и анализ должностной и профессионально-квалификационной
структуры работников школы, установленной документации по учету кадров, связанной с
приемом, переводом, трудовой деятельностью и увольнением работников, результатов
аттестации работников и оценки их деловых качеств с целью определения текущей и
перспективной потребности в кадрах, подготовки предложений по замещению вакантных
должностей и созданию резерва на выдвижение.
3.7. Участвует в подготовке предложений по аттестации, обучению и повышению
квалификации работников общеобразовательной организации.
3.8. Принимает участие в организации работы, методическом и информационном
обеспечении квалификационных, аттестационных комиссий, оформлении их решений.
3.9. Анализирует состояние трудовой дисциплины и выполнение сотрудниками школы
правил внутреннего трудового распорядка, движение кадров, участвует в разработке
мероприятий по снижению текучести и улучшению трудовой дисциплины.
3.10. Контролирует своевременное оформление приема, перевода и увольнения работников,
выдачу справок об их настоящей и прошлой трудовой деятельности, соблюдение правил
хранения и заполнения трудовых книжек, подготовку документов для установления льгот и
компенсаций, оформления пенсий работникам и другой установленной документации по
кадрам, а также внесение соответствующей информации в банк данных о персонале
образовательной организации. Источник: https://ohrana-tryda.com/node/3947
3.11. Составляет установленную отчетность.
3.12. Выполняет различные операции с использованием компьютерной техники по
программам, предназначенным для сбора, обработки и предоставления информации.
3.13. Обеспечивает защиту прав и свобод учащихся, родителей (законных представителей),
работников школы при обработке персональных данных.
3.14. Строго соблюдает конфиденциальность персональных данных и требования по защите
и безопасности персональных данных при их обработке, недопущение их распространения
без согласия субъекта персональных данных или наличия другого законного основания.
3.15. Соблюдает культуру и этику общения с персоналом образовательного учреждения,
обучающимися и родителями (законными представителями), посетителями.
3.16. Строго соблюдает права и свободы детей, содержащиеся в Федеральном законе «Об
образовании в Российской Федерации» и Конвенции ООН о правах ребенка, является
примером для школьников.
3.17. Обеспечивает соблюдение чистоты и порядка на своем рабочем месте.
3.18. Специалист по кадрам соблюдает Устав и Правила внутреннего трудового распорядка
школы, Коллективный и трудовой договор, а также локальные акты и приказы директора
образовательной организации.
3.19. Проходит в установленном законодательством Российской Федерации порядке
обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, инструктажи по охране
труда и пожарной безопасности.
3.20. Специалисту по кадрам запрещается использовать неисправную мебель,
электрооборудование, электроприборы, компьютерную и иную оргтехнику или
оборудование и мебель с явными признаками повреждения, курить в помещениях и на
территории общеобразовательной организации.
3.21. Соблюдает правила использования сети Интернет.
3.22. Соблюдает правила охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарно-
гигиенические нормы и требования, трудовую дисциплину на рабочем месте и режим
работы, установленный в общеобразовательной организации.
3.23.Периодически проходит бесплатные медицинские обследования, повышает свою
профессиональную компетенцию.
3.24. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне.
4. Права
Специалист по кадрам имеет право:
4.1. Получать информацию, в том числе и конфиденциальную, в объеме, необходимом для
решения поставленных задач.
4.2. Запрашивать лично или по поручению директора от работников общеобразовательной
организации информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных
обязанностей.
4.3. Требовать от администрации школы создания оптимальных условий для выполнения
служебных обязанностей и сохранности всех документов, образующихся в результате
деятельности специалиста по кадрам.
4.4. Принимать решения в пределах своей компетенции.
4.5. На материально-технические условия, требуемые для выполнения должностных
обязанностей специалиста по кадрам, на обеспечение рабочего места, соответствующего
государственным нормативным требованиям охраны труда и пожарной безопасности, а
также условиям, предусмотренным Коллективным договором.
4.6. Знакомиться с проектами решений директора, относящихся к его профессиональной
деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать
по ним объяснения.
4.7. Предоставлять директору на рассмотрение предложения по улучшению деятельности
образовательной организации и усовершенствованию способов работы по вопросам,
относящимся к компетенции специалиста по кадрам.
4.8. Участвовать в работе органов самоуправления общеобразовательной организации, в
работе общего собрания работников, в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых
специалистом по кадрам должностных обязанностей.
4.9. На моральное и материальное поощрение, награждения по результатам
профессиональной деятельности, на социальные гарантии, предусмотренные
законодательством Российской Федерации.
4.10. На защиту своей профессиональной чести и достоинства. На конфиденциальность
служебного расследования, кроме случаев, предусмотренных законодательством
Российской Федерации.
4.11. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе
адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с
нарушением специалистом по кадрам норм профессиональной этики.
4.12. Специалист по кадрам в школе имеет иные права, предусмотренные Трудовым
Кодексом Российской Федерации, Уставом, Коллективным договором, Правилами
внутреннего трудового распорядка общеобразовательной организации.
5. Ответственность
5.1. В предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке специалист по
кадрам несет ответственность:
за неправомерное использование предоставленных должностной инструкцией
прав и полномочий, а также использование их в личных целях;
за разглашение конфиденциальной информации, полученной в результате
выполнения должностных обязанностей, персональных данных сотрудников,
обучающихся и их родителей (законных представителей);
за достоверность предоставляемой информации директору, ее своевременную
подготовку;
за неоказание или несвоевременное оказание первой помощи пострадавшему,
не своевременное извещение или скрытие от директора школы несчастного случая;
за несоблюдение инструкций по охране труда и пожарной безопасности;
за нарушение порядка действий в случае возникновения чрезвычайной
ситуации и эвакуации в общеобразовательной организации.
5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин обязанностей,
установленных должностной инструкцией специалиста по кадрам в школе по
профстандарту, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных
распоряжений директора и иных локальных нормативных актов, работник подвергается
дисциплинарному взысканию согласно статье 192 Трудового Кодекса Российской
Федерации. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного
наказания может быть применено увольнение.
5.3. За использование, в том числе однократно, методов воспитания, включающих
физическое и (или) психологическое насилие над личностью обучающегося, а также за
совершение иного аморального проступка специалист по кадрам может быть освобожден от
занимаемой должности согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации. Увольнение за
данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За несоблюдение правил и требований охраны труда и пожарной безопасности,
санитарно-гигиенических правил и норм специалист по кадрам привлекается к
административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных
административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления трудовых функций несет
ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским
законодательством Российской Федерации.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Специалист по кадрам выполняет работу согласно графику, составленному с учетом 40-
часовой рабочей недели, и утвержденному директором общеобразовательной организации.
6.2. Специалист по кадрам в общеобразовательной организации самостоятельно планирует
свою деятельность. План работы кадрового специалиста согласовывается непосредственно с
директором.
6.3. Получает от директора общеобразовательной организации информацию нормативно-
правового характера.
6.4. Обменивается информацией по вопросам, относящимся к его деятельности, с
администрацией, педагогическим, учебно-вспомогательным и обслуживающим персоналом
общеобразовательной организации, информирует их о решениях директора по кадровым
вопросам.
6.5. Сообщает директору и его заместителям информацию, полученную на совещаниях,
семинарах, непосредственно после ее получения.
6.6. Информирует директора образовательной организации о возникших трудностях и
проблемах в работе, о недостатках в обеспечении требований охраны труда и пожарной
безопасности. Вносит предложения по устранению недостатков, по оптимизации своей
деятельности.
6.7. О факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний,
аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения,
водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных
заболеваний и отравлений, специалист по кадрам информирует директора школы (при
отсутствии – иное должностное лицо).
6.8. Информирует заместителя директора по административно-хозяйственной части о
недостатках в канцелярских принадлежностях, бумаге и иных расходных материалах, о
поломках мебели и оргтехники, в электрооборудовании, водопроводной и отопительной
системах. Источник: https://ohrana-tryda.com/node/3947
6.9. Во время отсутствия специалиста по кадрам его обязанности выполняет сотрудник,
имеющий все требующиеся профессиональные знания, умения и навыки, назначенный
приказом директора. Данный сотрудник приобретает соответствующие права и несет
полную ответственность за качественное выполнение возложенных на него обязанностей.
7. Заключительные положения
7.1. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при
приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у директора школы, второй – у
сотрудника.
7.3. Факт ознакомления с настоящей инструкцией подтверждается подписью в экземпляре
инструкции, хранящемся у директора образовательной организации, а также в журнале
ознакомления с должностными инструкциями.
Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/
С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки.
«___»_________202___г. _____________ /_______________________/Должностная инструкция
старшего методиста дополнительного образования
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Профессиональным
стандартом: 01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 5 мая 2018 года № 298н; Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012г «Об
образовании в Российской Федерации» в редакции от 2 июля 2021 года; с учетом СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а также в соответствии с Трудовым
кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими
трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная инструкция определяет перечень трудовых функций и обязанностей старшего
методиста дополнительного образования в учреждении, а также его права, ответственность
и взаимоотношения по должности в коллективе образовательной организации.
1.3. Старший методист назначается и освобождается от должности приказом директора. На
время отпуска и временной нетрудоспособности старшего методиста его обязанности
исполняет лицо, назначенное приказом директора, изданного с соблюдением требований
Трудового кодекса Российской Федерации. Данное лицо приобретает соответствующие
права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных
на него обязанностей.
1.4. Старший методист дополнительного образования относится к категории специалистов,
непосредственно подчиняется директору.
1.5. На должность старшего методиста принимается лицо:
имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в
рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования "Образование и
педагогические науки"; высшее образование либо среднее профессиональное
образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования при условии его
соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным
предпрофессиональным программам, реализуемым организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости
после трудоустройства дополнительного профессионального образования по
направлению подготовки "Образование и педагогические науки";
имеющее стаж работы не менее двух лет в должности методиста или в
должности педагога дополнительного образования, иной должности
педагогического работника;
соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного
(при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров,
внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного
психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной
гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1
раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с
результатами медицинских обследований и лабораторных исследований,
сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о
прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с
допуском к работе;
не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью,
изложенных в статье 331 "Право на занятие педагогической деятельностью"
Трудового кодекса Российской Федерации.
1.6. В своей деятельности старший методист дополнительного образования руководствуется
Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента, решениями
Правительства РФ и органов управления образования всех уровней по вопросам,
касающимся образования и воспитания обучающихся. Также, старший методист
учреждения руководствуется:
Федеральным Законом №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
административным, трудовым и хозяйственным законодательством
Российской Федерации;
основами педагогики, психологии, физиологии и гигиены;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Уставом и локальными правовыми актами, в том числе Правилами
внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора
общеобразовательной организации;
правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
трудовым договором между работником и работодателем;
Конвенцией ООН о правах ребенка.
1.7. Старший методист дополнительного образования должен знать:
законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации
об образовании и о персональных данных;
законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в
части, регламентирующей осуществление дополнительных образовательных
программ;
законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации
об образовании и о персональных данных;
возрастные особенности обучающихся, особенности реализации
дополнительных общеобразовательных программ для одаренных обучающихся,
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы
индивидуализации обучения;
источники достоверной информации, отражающие государственную и
региональную политику в области образования в целом и реализации
дополнительных общеобразовательных программ соответствующей
направленности в частности;
локальные нормативные акты организации, осуществляющей
образовательную деятельность, регламентирующие вопросы программно-
методического обеспечения образовательной деятельности, ведение и порядок
доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей
персональные данные;
методические основы маркетинговых исследований в образовании;
методологические и теоретические основы современного дополнительного
образования детей и взрослых;
направления и перспективы развития дополнительного образования (для
реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей
области);
направления и перспективы развития системы дополнительного образования в
Российской Федерации и мире;
особенности построения компетентностно-ориентированной образовательной
деятельности;
правила слушания, ведения беседы и убеждения;
приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления
барьеров общения;
логику и правила построения устного и письменного монологического
сообщения, ведения профессионального диалога;
психолого-педагогические и организационно-методические основы
организации образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам;
современные концепции и модели, образовательные технологии
дополнительного образования;
современные образовательные технологии дополнительного образования;
стадии профессионального развития педагогических работников;
тенденции развития дополнительного образования детей и взрослых;
теория и практика маркетинговых исследований в образовании;
требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся;
требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых
мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и
вне ее (на выездных мероприятиях).
1.8. Старший методист дополнительного образования должен уметь:
формулировать и обсуждать с администрацией образовательной организации
и специалистами задачи, концепцию и методы исследования рынка услуг
дополнительного образования (далее - исследование), ресурсы, необходимые для
его проведения, и источники их привлечения;
формировать план выборки, разрабатывать самостоятельно или с участием
специалистов инструментарий исследования;
обеспечивать оптимизацию затрат на проведение исследования;
организовывать апробацию разработанного инструментария исследования;
распределять обязанности между специалистами, обучать использованию
инструментария исследования, обеспечивать координацию их деятельности и
выполнение программы исследования;
использовать инструментарий исследования, различные формы и средства
взаимодействия с респондентами;
производить первичную обработку результатов исследования и
консультировать специалистов по ее проведению;
обрабатывать, анализировать и интерпретировать результаты изучения рынка
услуг дополнительного образования, привлекать к работе экспертов,
организовывать обсуждение результатов анализа;
разрабатывать и представлять администрации учреждения и педагогическому
коллективу предложения по определению перечня, содержания дополнительных
общеобразовательных программ, продвижению услуг дополнительного
образования организации, осуществляющей образовательную деятельность;
обрабатывать персональные данные с соблюдением требований,
установленных законодательством Российской Федерации;
анализировать и оценивать инновационные подходы к построению
дополнительного образования (обновление содержания, форм, методов, приемов,
средств обучения), находить в различных источниках информацию, необходимую
педагогу дополнительного образования (преподавателю, тренеру-преподавателю)
для решения профессиональных задач и самообразования;
проводить групповые и индивидуальные консультации по разработке
образовательных программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых
мероприятий и других методических материалов с учетом стадии
профессионального развития, возрастных и индивидуальных особенностей
педагога дополнительного образования.
оценивать качество разрабатываемых материалов на соответствие:
- порядку организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам;
- современным теоретическим и методическим подходам к разработке и
реализации дополнительных образовательных программ;
- образовательным потребностям учащихся, требованию предоставления
образовательной программой возможности ее освоения на основе
индивидуализации содержания;
- требованиям охраны труда.
анализировать состояние методической работы и планировать методическую
работу в образовательной организации;
консультировать руководителей методических объединений (кафедр) или
иных структур, занимающихся в образовательной организации методической
деятельностью, по вопросам, относящимся к их компетенции;
организовывать обсуждение и обсуждать методические вопросы с
педагогическими работниками;
оказывать профессиональную поддержку в оформлении и представлении
педагогическими работниками своего опыта;
использовать различные средства и способы распространения позитивного
опыта организации образовательной деятельности, в том числе с применением
ИКТ и возможностей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
готовить программно-методическую документацию для проведения
экспертизы (рецензирования) и анализировать ее результаты;
планировать проведение мониторинга и оценки качества реализации
педагогическими работниками дополнительных общеобразовательных программ;
анализировать занятия и досуговые мероприятия, обсуждать их в диалоге с
педагогическими работниками;
разрабатывать на основе результатов мониторинга качества реализации
дополнительных общеобразовательных программ рекомендации по
совершенствованию образовательной деятельности для педагогов дополнительного
образования;
проводить обсуждение результатов мониторинга качества реализации
дополнительных общеобразовательных программ с директором образовательного
учреждения и педагогическими работниками;
оценивать квалификацию (компетенцию) педагогических работников,
планировать их дополнительное профессиональное образование.
1.9. Старший методист дополнительного образования должен знать и соблюдать
установленные правила и требования охраны труда и пожарной безопасности, правила
личной гигиены и гигиены труда в образовательном учреждении.
1.10. Старший методист дополнительного образования должен пройти обучение и иметь
навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при
возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в образовательной
организации.
1.11. Старшему методисту запрещается использовать образовательную деятельность для
политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических,
религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой,
национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность,
превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой,
национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том
числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о
национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения
учащихся к действиям, противоречащим КонституцииРоссийской Федерации.
2. Трудовые функции
Основными трудовыми функциями старшего методиста являются:
2.1. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных
общеобразовательных программ:
2.1.1. Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования
детей и взрослых.
2.1.2. Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности
педагогов дополнительного образования.
2.1.3. Мониторинг и оценка качества реализации педагогическими работниками
дополнительных общеобразовательных программ.
3. Должностные обязанности старшего методиста дополнительного образования
3.1. В рамках трудовой функции организации и проведения исследований рынка услуг
дополнительного образования детей и взрослых:
организует разработку и (или) разрабатывает программы и инструментарий изучения
рынка услуг дополнительного образования;
организует и (или) проводит изучение рынка услуг дополнительного образования;
формирует предложения по определению перечня, содержания дополнительных
образовательных программ, условий их реализации, продвижению услуг
дополнительного образования, организации на основе изучения рынка услуг
дополнительного образования.
3.2. В рамках трудовой функции организационно-педагогического сопровождения
методической деятельности педагогов дополнительного образования:
проводит групповые и индивидуальные консультации для педагогов
дополнительного образования по разработке образовательных программ, в том числе
с применением дистанционных образовательных технологий, оценочных средств,
циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов;
осуществляет контроль и оценку качества программно-методической документации;
организует экспертизу (рецензирование) и подготовку к утверждению программно-
методической документации, пособий, дидактических материалов и т.д.
организует под руководством директора или заместителя директора по учебно-
воспитательной работе методической работы, в том числе деятельности
методических объединений (кафедр) или иных аналогичных структур, обмен и
распространение позитивного опыта профессиональной деятельности педагогов
дополнительного образования.
3.3. В рамках трудовой функции мониторинга и оценки качества реализации
педагогическими работниками дополнительных общеобразовательных программ:
осуществляет посещение и анализ занятий и досуговых мероприятий, проводимых
педагогическими работниками;
разрабатывает рекомендации по совершенствованию качества образовательной
деятельности;
участвует в организации дополнительного профессионального образования
педагогических работников, в работе по организации повышения квалификации и
переподготовки работников, аттестации педагогических работников.
3.4. Координирует и контролирует работу методиста образовательного учреждения.
3.5. Разрабатывает план методических мероприятий на текущий учебный год, знакомит с
ним педагогов дополнительного образования, организует участие педагогов в методической
работе образовательной организации.
3.6. Оказывает помощь методисту, педагогическим работникам в определении содержания
образовательных программ дополнительного образования, форм, методов и средств
обучения, в организации работы по научно-методическому обеспечению образовательной
деятельности образовательной организации.
3.7. Принимает участие в деятельности по научно-методическому обеспечению содержания
образования, в разработке перспективных планов заказа учебников, учебных пособий,
методических материалов.
3.8. Обобщает и распространяет среди педагогов дополнительного образования
информацию о передовых технологиях обучения и воспитания (в том числе и
информационных), передовом отечественном и мировом опыте в сфере образования.
3.9. Участвует в разработке перспективных планов образовательной организации, планов
работы методического совета образовательного учреждения, в подготовке его решений.
3.10. Оказывает помощь педагогическим работникам в подготовке к планированию занятий
и аттестации.
3.11. Координирует методическую работу методиста, а также педагогов по разработке и
выполнению образовательных программ.
3.12. Организует совместно с педагогическими работниками работу по разработке
методических пособий, оценочных средств, учебно-планирующей документации,
обеспечивающих образовательную деятельность.
3.13. Обобщает и принимает меры по распространению наиболее результативного опыта
педагогических работников.
3.14. Участвует в разработке перспективных планов издания учебных пособий,
методических материалов.
3.15. Оказывает поддержку педагогическим работникам в инновационной деятельности.
3.16. Организует и разрабатывает необходимую документацию по проведению конкурсов,
выставок, слетов, спортивных соревнований и т.д.
3.17. Участвует в подготовке образовательной организации к процедуре лицензирования и
аккредитации.
3.18. Согласно годовому плану работы образовательной организации принимает участие в
педагогических советах, производственных совещаниях, совещаниях при директоре,
семинарах, круглых столах, в работе методических объединений.
3.19. Ведет в уставном порядке необходимую документацию. Своевременно обновляет
информацию на официальном сайте образовательной организации.
3.20. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивает
в полном объеме реализацию плана работы.
3.21. Старшему методисту дополнительного образования запрещается использовать
неисправную мебель, электрооборудование, электроприборы, компьютерную и иную
оргтехнику или оборудование и мебель с явными признаками повреждения, курить в
помещениях и на территории образовательной организации.
3.22. Строго соблюдает права и свободы детей, содержащиеся в Федеральном законе «Об
образовании в Российской Федерации» и Конвенции ООН о правах ребенка.
3.23. Соблюдает культуру и этику общения с коллегами по работе, обучающимися и их
родителями (законными представителями), этические нормы поведения в образовательном
учреждении, в быту и общественных местах, соответствующие общественному положению
педагога.
3.24. Соблюдает данную должностную инструкцию старшего методиста дополнительного
образования по профстандарту, Устав и Правила внутреннего трудового распорядка,
коллективный и трудовой договор, а также локальные акты образовательной организации.
3.25. Информирует директора учреждения, а при его отсутствии – дежурного
администратора о несчастном случае, принимает меры по оказанию первой помощи
пострадавшим.
3.26.Периодически проходит бесплатные медицинские обследования, повышает свою
профессиональную квалификацию и компетенцию.
3.27. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
3.28. Соблюдает правила использования сети Интернет.
3.29. Проходит в установленном законодательством Российской Федерации порядке
обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
3.30. Соблюдает правила охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарно-
гигиенические нормы и требования, трудовую дисциплину на рабочем месте и режим
работы, установленный в образовательной организации.
4. Права
Старший методист дополнительного образования имеет право:
4.1. Участвовать в управлении образовательной организацией в порядке, определенном
Уставом.
4.2. Принимать участие в разработке образовательной политики и стратегии развития
образовательной организации.
4.3. Вносить на рассмотрение администрации предложения по улучшению деятельности
образовательного учреждения, совершенствованию образовательной деятельности и
методов работы, замечания по деятельности педагогических работников.
4.4. Запрашивать у методиста, педагогических работников информацию и документы,
необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4.5. Присутствовать на занятиях, проводимых педагогическим работником, при
предварительном согласовании с педагогом, с целью изучения и распространения опыта его
работы, оказания методической помощи в организации образовательной деятельности.
4.6. На материально-технические условия для обеспечения рабочего места и рабочее место,
которое соответствует требованиям и нормам охраны труда и пожарной безопасности.
4.7. Давать обучающимся обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий
и соблюдению дисциплины.
4.8. Получать у администрации и применять информационные материалы, нормативные и
правовые документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.9. Знакомиться с проектами решений директора, касающихся методической работы, с
документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности,
критериями оценки качества исполнения своих должностных обязанностей.
4.10. На ознакомление с имеющимися материалами личного дела, отзывами о своей работе,
жалобами и иными документами, отражающими оценку труда старшего методиста
дополнительного образования, предоставлять по ним пояснения.
4.11. На моральное и материальное поощрение, а также на защиту интересов работников
образовательного учреждения.
4.12. На защиту профессиональной чести и достоинства, неразглашение дисциплинарного
(служебного) расследования, исключая случаи, предусмотренные законом. На защиту своих
профессиональных интересов самостоятельно и (или) через законного представителя, в том
числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с
несоблюдением норм профессиональной этики.
4.13. Участвовать в работе органов самоуправления образовательной организации, в работе
общего собрания работников, в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых старшим
методистом должностных обязанностей.
4.14. Повышать свою профессиональную квалификацию.
4.15. Старший методист дополнительного образования имеет все права, предусмотренные
Трудовым кодексом Российской Федерации, Уставом, Коллективным договором,
Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами
образовательной организации, а также право на социальные гарантии.
5. Ответственность
5.1. В предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке старший
методист дополнительного образования несет ответственность:
за достоверность предоставляемой информации, ее своевременную
подготовку;
за неправомерное использование предоставленных должностной инструкцией
прав и полномочий, а также использование их в личных целях;
за недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему
работы;
за нарушение прав и свобод несовершеннолетних, установленных законом
Российской Федерации, Уставом и локальными актами школы;
за разглашение конфиденциальной информации, полученной в результате
выполнения должностных обязанностей, персональных данных педагогических
работников, обучающихся и их родителей (законных представителей);
за неоказание или несвоевременное оказание первой помощи пострадавшему,
не своевременное извещение или скрытие от администрации образовательной
организации несчастного случая;
за несоблюдение инструкций по охране труда и пожарной безопасности;
за нарушение порядка действий в случае возникновения чрезвычайной
ситуации и эвакуации в образовательном учреждении;
за несвоевременное прохождение медосмотра.
5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих должностных
обязанностей, установленных настоящей инструкцией, Устава и Правил внутреннего
трудового распорядка, законных распоряжений директора образовательного учреждения и
иных локальных нормативных актов, старший методист дополнительного образования
подвергается дисциплинарному взысканию согласно статье 192 Трудового Кодекса
Российской Федерации. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве
дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.3. За использование, в том числе однократно, методов воспитания, включающих
физическое и (или) психологическое насилие над личностью обучающегося, а также за
совершение иного аморального проступка старший методист может быть освобожден от
занимаемой должности согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации. Увольнение за
данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За несоблюдение правил и требований охраны труда и пожарной безопасности,
санитарно-гигиенических правил и норм старший методист дополнительного образования
образовательной организации привлекается к административной ответственности в порядке
и в случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.
5.5. За умышленное причинение образовательной организации или участникам
образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением)
своих должностных обязанностей старший методист несет материальную ответственность в
порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством
Российской Федерации.
5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления трудовых функций несет
ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским
законодательством Российской Федерации.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Старшему методисту дополнительного образования устанавливается
продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку
заработной платы) 36 часов в неделю.
6.2. Старший методист взаимодействует с методистом, а также с методистами
дополнительного образования других образовательных организаций по вопросам обмена
опытом деятельности.
6.3. Самостоятельно планирует свою деятельность на каждый учебный год и месяц. Планы
работы старшего методиста утверждаются директором. Согласовывает план работы
методиста.
6.4. Получает от администрации информацию нормативно-правового характера,
систематически знакомится под расписку с соответствующими документами, как
локальными, так и вышестоящих органов управления образования.
6.5. Обменивается информацией по вопросам, относящимся к его деятельности, с
администрацией и педагогическими работниками образовательной организации.
6.6. Участвует в подготовке педагогических, методических советов, принимает участие в
деятельности методических объединений и других формах методической работы.
6.7. Принимает активное участие в семинарах, конференциях и совещаниях.
6.8. Сообщает директору, его заместителям и методисту информацию, полученную на
совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения.
6.9. Принимает под свою персональную ответственность материальные ценности с
непосредственным использованием и хранением их в рабочем кабинете.
6.10. Исполняет обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в
период его временного отсутствия (отпуск, болезнь). Исполнение обязанностей
осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
6.11. На период отпуска и временной нетрудоспособности старшего методиста
дополнительного образования его обязанности могут быть возложены на методиста или
заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
6.12. О факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний,
аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения,
водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных
заболеваний и отравлений, старший методист должен проинформировать непосредственно
руководителя (при отсутствии – иное должностное лицо).
6.13. Информирует администрацию образовательного учреждения о возникших трудностях
и проблемах в работе, о недостатках в обеспечении требований охраны труда и пожарной
безопасности. Вносит предложения по устранению недостатков, по оптимизации своей
деятельности.
7. Заключительные положения
7.1. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при
приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у руководителя, второй – у
сотрудника.
7.3. Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается подписью в
экземпляре инструкции, хранящемся у директора образовательной организации, а также в
журнале ознакомления с должностными инструкциями.
Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/
С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки.
«___»___________202__г. _____________ /_______________________/