Найти тему
Андрей Лукьянов

Качество лыжной трассы

Оглавление

КАЧЕСТВО ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ

зарубежный и южно-уральский опыт

Неопределенность понятия о качестве лыжной трассы и влияния физического состояния поверхности снега на скольжение лыж по нему, порождает ряд предложений об оценке снега на трассе, чтобы поставить в соответствие спортивные достижения и качество лыжной трассы. Вместе с этим, надо понимать, что высокое качество трассы – это такое качество, которое позволяет гонщику достичь наивысших результатов. Неоднократно в СМИ (О стандартизации трасс Фетисов- качества лыжных трасс. Отмечалось, что надо навести порядок в их классификации, установить требования к ним, а, следовательно, и узаконить критерии качества трасс. Требовать ли от организаторов соревнований достижения какой-либо величины критериев – это другой вопрос. Но однозначно: критерии качества лыжной трассы должны существовать!

Наилучшей считается состояние трассы с мелкозернистным снегом и плотностью не менее 0,4 г/см3 при температуре -15оС±10оС. При этом поверхность трассы обладает наибольшей износостойкостью и отличным скольжением при правильно выбранной по температуре смазке. Толщина упрочненног слоя трассы не должна быть менее 15 см.

Поскольку из-за погодных условий, колебаний температуры, наличия или отсутствия походящей техники - трассы не всегда соответствуют идеальному состоянию, что в свою очередь, влияет на спортивные результаты, нередко предлагают ввести рейтинги трасс, установить требования к снежной поверхности трасс и даже разработать стандарт на качество подготовки трасс.

В связи с тем, что введения каких-либо стандартов, технических условий на качество поверхности лыжной трассы требует проведения больших исследований и обоснования целесообразности применения жестких ограничений, предпочтительно сделать первые шаги в определении качества трассы и сделать попытки ввести количественные оценки качества.

Оценивая только состояние снежного слоя на трассе, нетрудно разработать в первом приближении 10-ти бальную градацию качества (k1), в которой 10 баллов имеет снежный слой трассы толщиной 15 см и более, с плотностью 500 г/см3 и более, максимальной износостойкостью (определяется спецприбором ООО «Ски-Ма») и температурой в интервале от -1оС до -20оС.

Геометрические параметры трассы (в т.ч. параметры гомолокации) могут оцениваться (k2) по соответствующим параметрам также в 10-бальной шкале.

Общая оценка качества трассы может быть установлена, как

K= p1k1+ p2k2,

где p1, p2 – весовые коэффициенты, отражающие влияние критериев k1, k2 на спортивные результаты.

Достижение высого качества снега на лыжной трассе достигается правильным уходом за трассой.

Уход за трассой – это самая большая статья бюджета идущего на подготовку трассы. Значительны как первоначальные вложения в оборудование, так и постоянные затраты, и стоимость технического обслуживания и ремонта.

В этом разделе собран опыт владельцев снегоходных трасс по выбору оборудования, чтобы довести качество обработки до максимально возможного.

Хорошее качество трассы не обеспечить лишь дорогим и современным оборудованием – это результат планирования, грамотного менеджмента и высокой квалификации операторов.

Вне зависимости от размера трассы за ней каждый день должен ухаживать хотя бы один сотрудник, который умеет обращаться со снегоуплотнительными машинами, понимает физику снега, принципы обработки снега и имеет опыт работы оператором снегоуплотнительной машины.

Между тем, подобного рода руководства для операторов существуют и применяются, например, в скандинавских странах и Канаде, что в большой мере указывает на необходимость их использования и у нас. Основывается тщательный подход к физическому состоянию снега на трассе из следующих соображений: поскольку уход за трассой обеспечивает лучшее скольжение беговых лыж, то он помогает сделать лыжную гонку более честной.

Продолжаются споры о том, является ли обработка снега искусством или наукой. Дело в том, что сложность анализа качеств снега, не позволяет инженерам и ученым научно обосновать точную рекомендацию для подготовки трассы. Они создали большую классификацию типов снега, но полного руководства, доводящего работу оператора до автоматизма, на сегодня не существует.

В руководстве канадских специалистов рекомендуется выбор орудий и технологии для обработки снега. На основе этого руководства рассмотрим технологию подготовки трассы к лыжным гонкам.

Не вдаваясь в обсуждения физический процессов в снежном слое, отметим, что на трассе обязательно должен быть создан плотный слой снега.

Типичные величины плотности снега таковы:

• Новый снег 150 - 200 кг/м3;

• Слежавшийся ветром снег 250 - 300 кг/м3;

• Упакован только снегоходом 300 - 350 кг/м3;

• Трассы, подготовленные пассивными фрезами >350 кг/м3;

• Трассы для лыжных прогулок (умеренное использование) 450 кг/м3;

• Гоночные трассы 500 кг/м3 и более;

• Кубок мира выше 540 - 560 кг/м3.

На практике мы сталкиваемся со следующими видами снега:

Падающий или только что выпавший снег

В холодных условиях (Один градус Цельсия и ниже) снег имеет низкую плотность, с высокой степенью кристалличности, возможно слипание кристаллов. Снег бывает трудно утрамбовать, если новый снег достигнет большой толщины слоя. Хорошо упаковывается в 10-15 сантиметров слоями при температурах, близких к нулю градусов по Цельсию, и становится труднее упаковывать по мере понижения температуры.

В более теплых условиях (ноль градусов по Цельсию и выше) снег будет мокрым и тяжелым, с небольшим количеством оставшейся кристаллической формы. Если снег налипает на деревья, вывески, здания и т. д., то он легко уплотняется в твердый, плотный слой при температурах, близких к замерзанию и может превратиться в слякоть при более высоких температурах.

Частично осевший снег (свежий порошок)

Этот тип снега начал округляться и, если оставить его в покое, со временем естественным образом осядет и укрепится.

Поры уменьшатся, и произойдет спекание, сближение зерен льда друг с другом, что способствует лучшему смерзанию. Снег при последующей машинной обработке становится более плотным и прочным.

Осевший снег

Когда снег оседает, размер зерен становится более мелким и однородным. Поры уменьшаются, спекание увеличивается и плотность увеличивается.

Способность снега рекристаллизоваться из-за больших температурных градиентов, а значит, и разрыхляться снижается из-за малых поровых пространств.

Хорошо уплотненные трассы не создают проблем с перекристаллизацией. Таким образом, снег надо трамбовать заранее и хорошо.

Сухой гранулированный снег

Этот тип снега может проявляться тремя способами:

- граненые поверхностные зерна. На низких высотах большинства лыжных трасс, в том числе на Урале, такое явление отсутствует;

- граненые зерна в глубине снежного покрова. Это обычное явление в континентальном снежном климате, но не является проблемой, если трассы хорошо уплотнены;

- повторно замороженные расплавленно-замороженные зерна. Это увеличенные зерна, полученные в результате нескольких циклов плавления и замораживания. Часто появляются при обработке одного и того же снежного покрова. Они могут представлять собой рыхлый поверхностный слой, но, скорее всего, представляют собой замороженные кластеры, которые распадаются по мере повышения температуры и увеличения количества катающихся лыжников. При частичном плавлении происходит (содержание свободной воды менее 8%) появление известного как «кукурузный снег» - разрыхленного и увеличенного зерна.

Поверхностные слои повторно замороженного сыпучего зерна (или сахарного снега) могут быть восстановлены (укреплены) двумя способами:

- Его можно смешать со свежим снегом, свежевыпавшим или старым сухим снегом из слоев, взятых под зернистым слоем.

- Для измельчения снега можно использовать активную фрезу или ратрак с уплотняющим финишером. Это уменьшает размер частиц, обеспечивает частичное плавление и спекание.

Если циклы таяния-замерзания продолжатся, снег в конечном итоге станет более рыхлой структуры и потребуется его полная переработка. Мало что можно сделать в этом случае, чтобы изменить физические характеристики снежных зерен. Фрезерование может высушить снег, обнажив большую площадь поверхности, и произойдет испарение теплого воздуха из пор. Ветер ускорит этот процесс.

Процесс плавления-замораживания

Когда солнце достаточно сильное, чтобы растопить верхние слои снежного покрова в течение дня, и когда ночные температуры падают ниже нуля градусов по Цельсию, происходят циклы замерзания и оттаивания. В этом процессе более мелкие зерна будут плавиться раньше, чем более крупные. В течение ряда циклов плавления-замораживания более крупные зерна будут расти за счет более мелких. Талая вода, смачивающая поверхность из этих более крупных зерен в конечном итоге повторно замерзает и прочно склеивает зерна вместе. Замороженные зерна имеют склонность к смерзанию в кластеры, оставляя большие поры, если не выполнена трамбовка снежного слоя.

Мокрый снег

Существует старый полевой тест для определения уровня влажности снега. Горсть снега зачерпывается и сжимается рукой в перчатке. Сухой снег раскрошится при высвобождении. Влажный снег спрессуется в снежный ком, и из него можно будет выжать воду.

Особые проблемы для обработки создает мокрый снег. Никогда не следует обрабатывать его, если есть вероятность того, что температура упадет позже днем или ночью. Мокрый снег, который уплотняется, а затем замерзает, может стать кошмаром даже для ратрака.

Мокрый снег иногда можно разбить на крупные куски с помощью переднего реноватора, фрезы и оставить свободным для проветривания за несколько часов до дальнейшего обработки. Это позволит воде просочиться вниз и способствовать испарению за счет увеличения площади поверхности. Позже, когда температура начнет опускаться ниже точки замерзания, дальнейшее обновление и обработка снега могут улучшить поверхность.

Во влажных условиях, когда перед гонкой нет вероятности замерзания снега, его снова можно грубо вспахать, чтобы улучшить дренаж и аэрацию, но окончательную обработку и установку трассы следует оставить на период незадолго до гонки. Обычно трудно обрабатывать мокрый снег, так как он «комкается» на заднем прицепном орудии.

Основной уход

Из сказанного можно отметить, что, хотя обсуждение физики снега указывает на то, что уход за снегом имеет научную основу, было бы слишком наивно полагать, что существует строгий научный подход.

Можно сказать, что в практике обработки снега столько же искусства, сколько и науки. Действительно, много можно понять, изучая снежные кристаллы и процессы их изменения под увеличительным стеклом, но для наиболее опытных операторов несколько ударов ботинок по снегу на тропе, и отчет о погоде часто дает полную информацию, необходимую для качественной подготовки трассы.

Так большая часть работы зависит от практического опыта оператора в своей местности, его знания местного климата и особенностей участка, микроклимата. Вместе с этим приходит еще и чувство интуиции, которое невозможно описать ни в одном официальном руководстве. Конечно, это затрудняет человеку стать истинным гуру по уходу за трассами, затрудняет написать руководство, которое считалось бы Библией. Следующее изложение задумано как краткий обзор основных процессов подготовки лыжных трасс.

Уход может быть относительно простым или очень сложным в зависимости от погодных условий, желаемого конечного продукта, времени и оборудования.

Для простоты всю программу ухода можно разбить на несколько основных процессов.

1. Уплотнение

Это сезонный процесс. В идеале, прикатывать следует, по крайней мере, через каждые 15 см нового снега (с пониманием того, что это не всегда возможно, когда приходят большие снегопады). В районах с тонким снежным покровом операторы каждый раз тщательно утрамбовывают более 2 см снега.

Снег накапливается, чтобы постепенно наращивать базу.

Упаковка в начале сезона обычно включает в себя прокатывание по поверхности трассы легким снаряжением, то есть сначала только снегоходы, а затем снегоходы с катками или другими уплотняющими устройствами. Даже в регионах с высоким снежным покровом, которые обычно прокладываются по трассам на ратраках понимают, что укладка снегохода необходима до тех пор, пока не будет установлена ​​начальная база: она может варьироваться от 15 до 30 см утрамбованного снега в зависимости от гладкости поверхности земли).

8-футовый снегоукаточный каток

https://tiddtech.com/shop/snow-groomers/snow-rollers/the-8-snow-roller/

$2,529.00

https://ski-ma.ru/shop/kf-2/

Колёсный блок KF «ЛИСА-2»

65 000 руб.

Конечный результат – увеличение плотности снега.

К ратракам, возможно, придется обращаться только в более позднее время сезона для больших снегопадов.

Бывает такая большая толщина свежего снега, что не позволяет буксировку любых орудий. Приходится уплотнять только гусеницами. Но, как правило, уплотнение выполняется с помощью инструментов.

Уплотнение достигается применением двумя основными типами оборудования — катками или уплотняющими плоскостями. Катки дают преимущественное уплотнение снега без волочения и смещения слоя снега. Однако в теплых условиях они могут обледенеть, поэтому необходимо поддерживать рабочую скорость низкой, чтобы они не подпрыгивали (образуя поверхность стиральной доски).

Самодельные катки можно довольно легко изготовить с использованием различных труб, бочек, колес и т. д. Некоторые из наиболее эффективных устройств производятся такими поставщиками оборудования, как YELLOWSTONE.

Системы приглаживания снега TIDD TECH.

У поставщиков оборудования можно приобрести уплотняющие поддоны различной ширины. Многие операторы предпочитают уплотняющие поддоны роликам для укладки на весь сезон, потому что они выравнивают и разглаживают поверхности по мере их укладки, компактны, и они не так быстро обледеневают в теплых влажных условиях. Рабочие скорости по-прежнему должны поддерживаться на достаточно низком уровне, чтобы предотвратить появление стиральных досок.

2. Формирование поверхности

В большинстве случаев тщательное уплотнение поверхности делает трассы достаточно гладкими для катания на лыжах, но не всегда.

Уплотнение может оставить выпуклости и провалы, которые следует сгладить. Лыжное движение и повторные проходы также могут постепенно вытолкнуть снег по бокам, оставляя вогнутую или выпуклую поверхность. Периодически все эти неровности следует сглаживать, а снег должен быть перемещен в середину трассы. В прошлом существовала теория обработки, согласно которой идеальное покрытие трассы должно быть выпуклым. Т.е. поверхность выше посередине, чем по бокам. Кроме большей срединной глубины трассы это также сделало бы катание на лыжах более эффективным (каждый толчок от середины приводит к скольжению вниз по склону.

И это облегчило бы движение елочкой по крутым склонам классическим лыжникам, поскольку кончики лыж не впивались бы в более высокие боковые поверхности. Хорошая теория на бумаге, но на практике оказалась не практичной. Эта технология требовала перемещения снега с обочин трассы, что очень сложно сделать со снегоходной техникой, а в малоснежных районах риск выкапывания грязи и мусора слишком высок даже при наличии ратраков с квалифицированными операторами. Наиболее реальной целью большинства операторов является создание наиболее ровной поверхности трассы.

Основным инструментом для придания формы поверхности являются волокуши – скребки, драги или бороны. Они могут варьироваться от допотопных устройств, таких как панцирные сетки кроватей, так и до коммерческих устройств, таких как YELLOWSTONE TRACKSETTING SYSTEMS Compaction Drag или ADVANCE СИСТЕМЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ Их можно использовать в течение всего сезона для выравнивания трасс. И трексеттер YELLOWSTONE, и выравниватель ADVANCE имеют длину около 2 м (без учета сцепки). Это разумная длина для большинства работ со снегоходами. Ряд лыжных и снегоходных клубов используют более длинные бороны, например, 3 – 3,5 м. Такие бороны используются фирмой BOMBARDIER, а также другими производителями снегоходов. Дополнительная длина делает их очень эффективными планировщиками поверхности, но их тяжело буксировать по крутой местности. При тонком слое снега их следует использовать с осторожностью.

Борона Plain (Швеция)

SnowPro

Trail Tenderizer фирмы Tidd Tech

Наиболее эффективным инструментом для придания формы поверхности являются многофункциональные передние U-образные отвалы ратраков. U-образные лезвия могут перемещать огромное количество снега, и опытные операторы могут формировать трассы с почти хирургической точностью. Опять же, как и в случае с боронами с длинной платформой, ограничивающим фактором является количество снега. Если на поверхности трассы не будет более 30 см утрамбованного снега, то его нельзя применять для выравнивания.

Его использование соскребает снег до грязи, а грязь в снежных мешках на трассе - неприятная проблема. Грязь и мусор превратит снежный покров зимой в сезон долгой головной боли. Если трасса не имеет слоя снега 50 см и более, регулярный уход за ней в этом случае будет невозможен.

Постоянное смешение грязи с поверхностью трассы, попадания гравия и каменной крошки могут срезать дорогие гоночные мази или повредить скользящую поверхность лыж.

Кроме того, загрязнение снега приведет к быстрому таянию пятен трассы в теплое время года. Однако, передний U-образный нож может спасти трассу: разровнять и перераспределить сугроб, сместить снег к местам с тонким слоем.

3. Кондиционирование

Во время лыжного сезона потребуются дополнительные процессы кондиционирования снега. Следующие определения процесса несколько произвольны, и, очевидно, между ними существует значительное пересечение.

1.1. Старение

Этот термин используется для обозначения сложного набора процессов, затронутых в предыдущем разделе, посвященном физике снега. Большинство видов свежевыпавшего снега требует механического старения, чтобы превратить его в подходящий строительный материал для покрытия лыжной трассы.

Холодный сухой снег легкий и пушистыйлегко течет и сопротивляется уплотнению. Старение снега — естественный процесс, но механическое воздействие может ускорить его, чтобы получить однородную снежную массу, из которой можно сформировать твердые трассы.

Процесс начинается с упаковки, которая уменьшает воздушные пространства, сжимает кристаллы снега и способствует спеканию. Это усиливается формированием поверхности, при которой дополнительно измельчается снег в зависимости от используемых навесных орудий.

С каждой последующей обработкой трассы становится все труднее подчищать затвердевший старый снег.

Бывают ситуации, требующие дополнительных проходов обработки. Лыжные гонки высокого уровня требуют твердого покрытия, а в стране с глубоким снегом там, где снег выпадает каждую неделю, потребуется дополнительная работа по созданию твердого покрытия для быстрого катания. Помимо формирования поверхностей, простые бороны, такие как YELLOWSTONE Compaction Drag, измельчают снег достаточно эффективно, поскольку режущие лезвия перемещают его внутрь и затем создают высокоскоростные столкновения снежных кристаллов. Трение этих столкновений производит тепло, которое способствует спеканию и ускоряет естественное старение. Дополнительные проходы будут постепенно укреплять поверхность трассы.

Снегоуплотнитель G2 4'

$5,245.00

4-дюймовая снегоуплотнительная машина G2 - это 4-дюймовое устройство, которое восстанавливает приблизительно 44 дюйма и расчесывает 72 дюйма. Прицепляется к снегоходу. G2 не вспахивает снег, он удерживает его на вашем пути!

Снегоуплотнитель G2 7'

$6,592.00
Трексеттер

G2 7' - это 7-дюймовое устройство, которое обновляет приблизительно 80 дюймов и расчесывает 108 дюймов.

У снегоходов самое эффективное старение дает мото культиватор с режущими зубьями, установленными на роторе, вращающемся со скоростью 1000 об/мин или более.

1.2. Смешивание

Это еще одна часть процесса обработки, которую можно рассматривать отдельно, но которая, очевидно, участвует в нескольких основных процессах кондиционирования (формирование поверхности, старение, обновление). Свежий снег из поверхностных слоев можно смешать со старым нижним снегом, чтобы создать «состаренное» покрытие трассы, которое будет укладываться и выдерживать движение лыжников гораздо дольше, чем только выпавший снег.

Для обратного эффекта – разрыхления поверхности трасс, которые превратились в бетонную плиту или иным образом изношены движением лыжников, естественными циклами замерзания-оттаивания или повторяющимися уплотнениями трассы можно омолодить, смешав его с нижними слоями, которые не использовались ранее. Смешивание производится той же глубокой культивацией, что и полное восстановление трассы.

1.3. Восстановление

Это термин для серии процессов, цель которых на самом деле противоположна цели уплотнения и старения. Снег, который чрезмерно затвердел из-за движения лыжников, уплотнения орудиями и погодных условий, необходимо ослабить и преобразовать обратно в более порошкообразную форму прежде, чем его можно будет преобразовать в новую более гладкую плотную поверхность для конькового хода.

Конечный результат – уменьшение плотности снега

1.4. Поверхностная скарификация

Лыжное движение и погодные условия могут «остеклить» поверхность лыжной колеи, но не всегда может потребоваться глубокая реконструкция. Скарификация в этом случае означает оживление снежного слоя, позволяющее ему пропускать воздух, пар и влагу.

Скарификации можно добиться, если обледенение не слишком глубокое.

При малом слое снега можно процарапать лыжню и снова выровнять его поверхность. Ряд коммерческих орудий сделает работать очень эффективно. Восстановители (тендерайзеры) лыжной колеи (YELLOWSTONE Compaction Drag, ADVANCE Renovating Leveller) справляются с поверхностной скарификацией, имея достаточный вес. Старым средством для легкой скарификации поверхности является тендерайзер TIDD TECH Trail с его двойным передний рядом режущих зубов.

Шведская компания JACA, а совсем недавно — компания Yellowstone Track Systems Ginzugroomer и G-2 от Tidd Tech добавили совершенно новое измерение в уход за классической лыжней. JACA Renovator использует горизонтальный режущий брус (нож), а Ginzugroomer и G-2 оснащены вертикальными ножами.

G2 от Tedd Tech (Цена $5 245 - Снегоочиститель G2 4 ' - это 4-дюймовое устройство, которое обновляет приблизительно 44 дюйма трассы и расчесывает на ширину 72 дюйма. G2 не убирает снег, он удерживает его на трассе!) Как и его предшественник, Trail Tenderizer, G2 устанавливает стандарт для ухода за лыжными трассами на снегоходе. Это самая инновационная комбинация восстановитель / уплотнитель на рынке. Хорошо продуманная конструкция снегоочистителя G2 позволяет использовать его в более широком диапазоне снежных условий, чем любое другое известное нам оборудование. Его пятиступенчатая система обработки снега улучшает сцепление молекул снега, что приводит к более прочной, устойчивой и гладкой поверхности катания. В отличие от других орудий на рынке, G2 не вспахивает снег, а удерживает его там, где вы хотите, на вашем пути! Зубья из закаленной стали действительно выделяют G2 в условиях жесткой погоды и гололеда. Агрегат оснащен электрическими приводами для подъема и опускания, как зубчатого бруса, так и укладчика лыжни на ходу. Для самых требовательных операторов модель G2 служит отличной базовой платформой, к которой добавляются аксессуары для удовлетворения конкретных потребностей в самых сложных ситуациях ухода.

Изготовитель G2 считает, что его конструкция превзойдет любое другое оборудование для ухода за трассами для беговых лыж в своем классе. И утверждает, что при идеальных условиях легко проложить хорошую лыжную трассу, но Tidd Tech разрабатывает и производит оборудование для реальных условий: низкий снег, старый снег, глубокий снег, лед, неоднородный слой. Поэтому G2 поможет добиться наилучшего результата при любых условиях.

Все используют электрические актуаторы, управляемые переключателями на снегоходе, чтобы поднять или опустить режущие ножи и укладчик.

Они позволяют операторам на снегоходах добиваться таких же профессиональных результатов, как и у любого оператора ратрака без необходимости разрыхлять поверхность на большую глубину. Это может быть особенно полезно, когда требуется быстрое восстановление во время соревнований (например, расчистка спринтерской трассы между раундами или удаление классических трасс перед следующей гонкой со свободной техникой). В этих ситуациях ратрак с фрезой сделает поверхность трассы безнадежно мягкой.

1.5. Глубокое восстановление трассы

Рано или поздно потребуется глубокая реконструкция. Старые трассы, которые изношены и обледенели, а поверхность трассы стала твердой и застекленный движением и погодой, нужно будет разбить и превратить в мягкий снег, чтобы из него можно было сделать новую поверхность (вельвет), которая позволяет кромкам лыж зацепляться за нее.

Это может быть одним из самых сложных процессов для операторов, особенно для операторов на снегоходах в районах с малым снежным покровом. Ранее инструменты сельскохозяйственного происхождения (диски, бороны, роторные мотыги) использовались для разбивания плотного снега с неоднозначными результатами. Большинство из этих типов навесного оборудования, как правило, были слишком тяжелыми и агрессивными для использования за снегоходами. Обычно они лучше подходили для использования позади более тяжелых транспортных средств, таких как «Бомби», или некоторых старых типов ратраков.

К счастью, современный рынок предлагает большой ассортимент более эффективных приспособлений для восстановления трасс. Операторы знакомы со старыми реноваторами BAECHLER Pull Renovators, которые впервые появились в начале 1970-х годов. Многие из них до сих пор применяются. Старый PL с горизонтальной режущей кромкой высотой два с половиной фута мог рвать твердый снег, но он выпадал большими кусками, и машина была заведомо грубой (гусеницы не щадящего типа) для холмистых трасс.

Реноватор BAECHLER по-прежнему производится по лицензии компанией YELLOWSTONE TRACKSETTING SYSTEMS. YTS изменил его, замена оригинальных горизонтальных зубьев набором вертикальных режущих ножей, которые оставляют снег с более тонкой текстурой и намного облегчает резание.

Упомянутый выше реноватор поверхности лыжни JACA также использует горизонтальный резак. Образует красивую мелкозернистую поверхность трассы при установке на малую глубину резания. Но, поскольку реноватор имеет ширину почти полтора метра, тяга может быть чрезвычайно большой в тяжелых условиях, если ножи опущены на большую глубину. Операторам придется делать повторные проходы с увеличением глубины, чтобы восстановить всю глубину трассы. То же самое относится к тендерайзеру Tidd Tech Trail. Tenderizer выпускается шириной 1,2 м и

1,8 м. Два ряда вертикальных зубьев фрезы длиной 5 см разворачивается путем поворота передней части чаши агрегата вверх или вниз. Обычно это делается вручную с помощью домкрата прицепного типа, но устройство контроля глубины с электрическим приводом, которое позволяет регулировать глубину на ходу со снегохода, доступно в качестве опции.

Небольшой канадский поставщик ADVANCE TRACK SETTING SYTEMS продвигает свой выравнивающий Renovating Leveller (нивелир), как инструмент реконструкции, а также продает Renovator для глубокой резки жесткого и заледенелого снега. Он похож на старый BAECHLER PL по ширине 0,6-0,9 м. Опять же, вероятно, потребуется несколько проходов, чтобы проработать чрезвычайно твердый снег на любую значительную глубину.

Ginzugroomer от YELLOWSTONE TRACK SYSTEMS, уже известный своими способностями к поверхностной скарификации, также подходит для более глубокого восстановления трасс. Вертикальные зубья фрезы Ginzu установлены на поворотной подпружиненной трубе, которая позволяет зубьям поворачиваться из пути при столкновении с камнями, пнями или другими препятствиями. Это натяжение пружины также производит режущее действие, которое оставляет после себя относительно мелкозернистый рыхлый снежный слой, очень похожий на тот, что образуется при механической обработке. В очень тяжелых условиях – опять же – несколько проходов может, вероятно, потребоваться, чтобы проработать на глубину 5 см или более. «G-2» от TIDD TECH, который в принципе близок к Ginzu, дает аналогичные результаты.

2. Фреза с гидроприводом. Активная фреза.

Для многих лыжников и операторов при работе с глубоким снегом все искусство и наука ухода за снегом опирается на один инструмент —гидравлическая фреза. В большинстве случаев мотокультиваторы, установленные за современными ратраками, могут справиться со всей серией работ по уходу - процессы от первоначальной упаковки до легкой или глубокой реконструкции трассы. В районах, где свежие снегопады идут каждую неделю, больше ничего не надо. Уход за снегом в богатом снегом Оканагане состоит в том, что трексеттеры выходят на трассы каждый день. В более засушливых частях внутренней части Британской Колумбии и в других районах, не столь благодатных, культиваторы должны использоваться с большим усердием и большей осторожностью.

Многократные проходы по снегу, не обновляющемуся свежими снегопадами, могут нанести большой вред. Фрезерование – это крайне агрессивный процесс. Кристаллы снега быстро превращаются в более мелкие и более округлые формы, в результате чего образуется более плотная масса - снежный пакет. Если довести до крайности, обработка может фактически уменьшить глубину снега на трассах. Частицы снега многократно измельчаясь, оставят более плотную, но тонкую снежную подложку. При дальнейшем чрезмерном рыхлении может остаться «мертвый» снег. В этом случае вместо того, чтобы трассе стать слишком твердой она расползается. Снежные кристаллы изменились настолько, что больше не уплотняются. Единственное, что сделать с rejuvenate «мертвый снег» — это создать смесь из более свежего снега, который может появиться в результате снегопада или снегообразования сверху, или путем поднятия и подмешивание свежего снега из нижних слоев.

Наиболее эффективным инструментом для разрушения старой жесткой упаковки и смешивания с подслоями является передний реноватор ратрака. Широкая (2,5 – 4+ м ) передняя часть горизонтального режущего отвала, установленная на ратраке, срезает и поднимает твердый грунт, оставляя рыхлый грубый слой, который затем очищается путем рыхления в гладкую чистовую поверхность. Оригинальный Front Renovator, представленный швейцарской фирмой BAECHLER TOP TRACK

Фронтальный реноватор можно приобрести у немецкого производителя Pisten Bully - фирмы KASSBOHRER.

3. Когда обрабатывать трассу?

Однозначного ответа на вопрос «Когда ухаживать?» не существует. Как правило, уход за трассой следует проводить в то время, когда лыжников нет рядом. Помимо очевидных проблем с безопасностью, возникающих из-за того, что лыжники могут столкнуться с машинами на трассе, снегу обычно требуется время, чтобы затвердеть, прежде, чем он будет готов принять лыжников (обычно минимум 2 часа и всего 1 час в районах с высокой влажность снега). Обычно это означает обработку ночью или очень рано утром. Есть и другие соображения, такие, как текущие погодно - температурные условия и общее состояние снежного покрова. Как отмечалось ранее в разделе об уплотнении, уход наиболее эффективен в относительно узком диапазоне температур чуть ниже точки замерзания (от 0 до -10°С). Холодный сухой снег не уплотнить хорошо, так что уход в сильные морозы не будет полностью продуктивным, но и не нанесет никакого реального ущерба, если его все-таки сделать.

Тепло, мокрый снег - другое дело. Когда это возможно, лучший способ действий в чрезвычайно неопределенных условиях — оставить снег в покое. Это особенно актуально, если в ближайшее время прогнозируются холода. Дополнительное уплотнение, вызванное расчисткой тающего снега, может превратиться в создание броневого листа при резком падении температуры.

Тем не менее, обработку снега придется производить, если тепло установилось надолго.

Начинать обработку снега надо в небольшой период времени, когда снег достаточно остыл и высох, но еще не замерз.

При уходе за трассой перед лыжными гонками обычно следует караулить этот период вечером перед соревнованием, чтобы у вас было максимальное время для подготовки. И, может быть, окончательный уход и установку трассы придется отложить до раннего утра, а завершение запланировать непосредственно перед гонкой, если предсказан сильный снегопад.

4. Ручной уход за трассой

Хотя машины выполняют большую часть работы, часто возникает потребность в ручном труде на соревнованиях и в рекреационном уходе.

В условиях тонкого снежного покрова лопатами, возможно, придется посыпать тонкие места, особенно в зонах повышенного износа, таких как крутые повороты на спуске. Следы, шероховатости, оставленные машинами, должны быть сглажены граблями. Во время соревнований ручных операторов с граблями и лопатами следует размещать на поворотах с высокой скоростью и на спусках, где можно ожидать возникновения опасностей (камней, голых участков, обледенения). В слепых углах могут потребоваться дополнительные наблюдатели.

Среди операторов продолжаются споры о лыжне, которую прокладывают на поворотах спуска во время гонок. Некоторые утверждают, что лыжню следует регулярно выравнивать, чтобы она не стала опасной для менее опытных лыжников. Другие утверждают, что ее следует прокладывать одиночно (если не появятся очевидные опасности, такие как камни), поскольку она действительно может быть полезна лыжникам высокого уровня. Нет окончательного ответа из этих дебатов, но общая тенденция в гонках высокого уровня (события, санкционированные FIS) состоит в том, чтобы прокладывать лыжню, если выявятся опасности.

5. Настройка лыжни

Упрокладка лыжни обычно является последним шагом во всем процессе ухода за трассой. Однако на современном оборудовании это часто делается как часть единого прохода по снегоуплотнению.

Хотя свободный стиль бега и недавний переход к массовым стартам для большинства соревнований в международном календаре несколько снизили значение прокладывания лыжни, но в лыжных соревнованиях она по-прежнему является важным элементом для многих соревнований, а также и существенным элементом для любителей беговых лыж.

Геометрия лыжни

Правила FIS и Cross Country Canada определяют стандарты глубины, ширины и расстояния между дорожками для соревнований ФИС

Правило 315.3.2 (ICR 2004) гласит:

«Лыжня должна быть подготовлена так, чтобы был возможен контроль лыж и скольжение без бокового торможения какими-либо частями креплений. Две дорожки следует установить 17-30 см. друг от друга, измеряемый от середины каждой дорожки.

Глубина колеи должна быть 2-5 см даже на твердом или мерзлом снегу».

Большинство продаваемых сегодня укладчиков имеют башмаки для следов, которые позволяют устанавливать лыжню в пределах диапазона спецификаций FIS. На некоторых, расстояния между башмаками регулируются. Раньше были разные спецификации для расстояний между дорожками для мужчин и для женских гонок или для детских гонок, но на эти спецификации сейчас обычно не обращают внимания, и большая часть настроек выполняется на оборудовании с заводскими настройками.

Глубина колеи определяется толщиной башмака. Трексеттеры BAECHLER (версия для снегохода с укладчиком) в обычном использовании имеют глубину, соответствующую спецификаций FIS (5 см или 2 дюйма).

Башмаки ЙЕЛЛОУСТОУН SYSTEMS, как правило, имеют менее глубокую форму (более глубокие формы доступны в YTS). Но на практике лыжники это не замечают.

Разница между мелкими и глубокими следами не велика. Для соревнований или развлекательных трасс подойдет любой из трексеттеров, которые в настоящее время продаются.

Трековое оборудование –укладчики лыжни - трексеттеры

За последнее десятилетие на рынке произошли некоторые изменения, особенно в линейках оборудования для снегоходов, но все еще есть менее дюжины поставщиков, а основные типы сеттеров не сильно изменились. Есть только два поставщика укладчиков для ратраков YELLOWSTONE и BAECHLER. Трексеттная установка тарельчатого типа, представленная в Северной Америке компанией BAECHLER в 1970-х годах по-прежнему является самым распространенным сеттером для снегоходов. BAECHLER больше не продает свои снегоходные установки в Канаде (его версии ратраков часто приходят с укладчиками KASSBOHRER), но YELLOWSTONE TRACK SYTEMS, TIDD TECH, ADVANCE TRACKSETTINGи другие производят и продают трексеттеры.

Раньше было несколько санных сеттеров, а теперь только один в Канаде - это JACA, построенная в Швеции, но проданная канадским дистрибьютором (FIRST TRACKS).

Все современные коммерческие укладчики используют пластиковые формовочные блоки для придания формы и сжатия снега в колею. Большинство фирм производят башмаки с гладкими наклонными боковыми стенками, более широкими вверху, чтобы обеспечить зазор между ботинками и креплениями. Несколько трексеттеров, таких как JACA используйте форму со ступенчатым профилем, чтобы обеспечить зазор ботинка/крепления и дополнительное сжатие боковины. Большинство современных сеттеров также используют металлические предварительные ножи для нарезки и, в некоторых случаях, для направления снега на внешние боковые стенки перед окончательной формовкой формовочными блоками.

Дополнительные рекомендации для трексеттеров на снегоходах.

1. Прижимное давление — вес

Величина давления, необходимая для формирования хорошей лыжни, зависит от состояния снега. Для этого может потребоваться очень небольшое давление.

Гусеничные ратраки используют гидравлическое прижимное давление, но большинству мастеров на снегоходах приходится полагаться на вспомогательные грузы для увеличения давления.

Поскольку операторам приходится вручную обращаться со своим снаряжением, укладчики не должны быть слишком тяжелыми, чтобы их можно было перетаскивать. Съемные утяжелители могут добавить дополнительное прижимное давление, необходимое для укладки гусеницы в условиях жесткого снега. Они могут быть в виде стальных пластин (YTS), бетонные блоки (JACA), свинец (более ранний BAECHLER) и, в крайнем случае, homo sapiens (большая часть пути, установленного для Олимпийских игр 1988 года) гонки делались с ассистентом, сидящим на трексеттере - примитивно, но эффективно).

Оригинально и эффективно выглядят канистры с водой в укладчиках ООО Ски-Ма

2. Выбор места для прокладки лыжни (трека)

На всех гоночных трассах и многих развлекательных трассах есть участки, на которых не обязательно иметь лыжню (например, крутые повороты под гору).

Установка подъемников укладчиков избавляет от утомительной необходимости слезать и поднимать сеттеры вручную.

3. Подъемные устройства

Ряд устройств для подъема гусеничных форм из снега был доступен в течение некоторого времени (например, рычажный подъемник YELLOWSTONE), и лоток компактора BAECHLER — оба из них наклоняли лоток, чтобы поднять укладчики). Сегодня можно считать более рациональным установку актуатора – электроподъемника типа винт-гайка, в котором гайка вращается электродвигателем.

4. Когда начинать прокладку трека

Как отмечалось выше в разделе «Уход за трассой», лыжне нужно дать время на то, чтобы установиться и затвердеть, прежде чем ее использовать. Обычно это означает проведение ухода ночью или рано утром.

Чтобы обеспечить максимальное время подготовки, гоночные трассы должны быть установлены вечером перед гонкой. Чрезвычайно теплые влажные условия может привести к задержке прокладывания пути, если существует вероятность того, что падение температуры в самые ранние утренние часы может привести к замораживанию лыжни и появлению опасно льда. В таких случаях снегоуплотнение и укладку лыжни, возможно, придется отложить до тех пор, пока температура не упадет почти до нуля.

Точка замерзания: Прогноз снега в ночь перед гонкой также может указывать на отсрочку установки трассы до момента начала соревнований. Если лыжня, проложена вечером и покрылась на 5 см или более свежим снегом, то может потребоваться новый проход укладчика. Если треки были засыпаны менее, чем на 5 см свежего снега и старт гонки близок, как правило, лучше, чтобы по трассе прокатились на лыжах открывающие или волонтеры вместо новой укладки лыжни.

5. Общие сведения о подготовке трассы снегоходами

Поскольку основная часть прокладки лыжни выполняется ночью, снегоход должен быть оборудован задним рабочим фонарем.

Скорость укладки должна быть умеренной (10-12 км/ч)

На прямых участках водитель может сохранять прямолинейность пути, нацеливаясь на фиксированную точку на трассе.

При прокладке треков для соревнований полезно иметь помощника, который будет следить за треками позади, в то время как водитель концентрируется на линии пути впереди.

Если работа ведется в одиночку, обычно лучше всего сидеть на снегоходе на коленях (одно колено на сиденье, другое на палубе).

Это позволяет оператору перемещать вес по мере необходимости и выполнять быструю проверку линии хода.

Рабочие на трассе соревнований должны иметь при себе ручные грабли, чтобы стирать следы лыжников и следы машин. Обычно старые дорожки должны быть удалены перед установкой новых дорожек. Возможна установка поверх старых дорожек, если установка лыжни производится с помощью реноватора. Старый BAECHLER Pull Renovatorили TIDD TECH Trail Tenderizer с опущенными зубьями фрезы будет хорошо делать эту работу. Более новые устройства с электрическим управлением, такие как гусеничная установка JACA с встроенным реноватором или оборудованный путеукладчиком Ginzugroomer значительно облегчают работу.

Рационально иметь возможность использования неглубоких башмаков для установки в укладчик лыжни при условиях малоснежья.

6. Настройка лыжни для соревнований – классическая техника

За последние два десятилетия организация треков для соревнований развивалась вместе с форматами гонок. В конце 70-х - начале 80-х гг., когда трассы были расширены, а для ухода за трассами было введено более сложное оборудование, была распространена практика гонок на двух дорожках. Появление конькового хода в середине 80-х изменило и это. FIS ввела ряд правил, чтобы сохранить классическое катание на лыжах на международных соревнованиях. Одно из них заключалось в том, чтобы указать, что классические гоночные трассы должны быть обустроены одиночными дорожками для соответствия понятию «идеальная лыжная трасса». Это означало, что операторы больше не могли устанавливать гоночные трассы с большим количеством укладчиков. Поэтому (что казалось технологическим шагом назад) им пришлось вернуться к использованию снегоходов, т.к. только небольшие машины могли следовать по «идеальной лыжной трассе» (часто называемой «лучшая линия»), перетекая из стороны в сторону по извилистому пути. За последние годы все снова изменилось. Столкнувшись с падением Рейтинга телезрителей на традиционные лыжные гонки в Европе, FIS изменила большинство гонок в международном календаре с интервальных на массовые. На последних Олимпийских играх и чемпионатах мира была только одна гонка с интервальным стартом для мужчин и одна для женщин. В то же время трассы стали короче и намного шире (4 -9 м и более на всем протяжении). В настоящее время общепринятой практикой для классических соревнований с массовым стартом является двойная или даже тройная дорожка повсюду, оставляя крутые спуски и повороты нетронутыми. Теперь ратраки с большим количеством укладчиков снова востребованы с двумя, тремя или даже четырмя укладчиками, установленными на задних орудиях.

Понятие «идеальная лыжная трасса» окончательно не умерло. Есть еще интервальные старты классических гонок. Правило FIS 315.3.1 (ICR 2004) гласит:

Для интервальных соревнований в классической технике одна трасса должна быть проложена вдоль идеальной лыжни соревнований. Трасса обычно проходит посередине трассы, за исключением поворотов. На поворотах должна быть проложенная трасса, по которой лыжи могут беспрепятственно скользить по проложенной трассе. Где кривизна трассы слишком велика, а скорость считается слишком высокой, чтобы оставаться на трассе, лыжню следует удалить. На поворотах лыжня должна быть установлена близко к ограждению, чтобы избежать возможности катания между лыжней и забором. (ФИС рекомендует установить «близко к забору» в качестве сдерживающего фактора для катания коньковым ходом.)

«Идеальная лыжная трасса» — это отчасти попытка воспрепятствовать катанию коньковым ходом в классических гонках, но она также имеет свой практический смысл. Возможно, лучший способ передать это – это сказать, что это линия, по которой лыжник пойдет по самой короткой линии.

Поэтому при прокладке трассы по плоскому S-образному участку трассы снегоход должен проходить по максимально прямой линии, срезая углы, как гоночный автомобиль Гран-при.

Резюме.

Введение числовой оценки качества трассы не представляет больших сложностей и рационально, если есть все средства для обработки трасс.

Лыжный стадион, имеющий полный комплект технических средств для подготовки лыжной трассы, заинтересован в достижении высшей категории качества трассы для привлечения, как лыжников-любителей, так и профессиональных лыжников. А также для проведения соревнований высокого класса и расширения своей деятельности.

Эффективное, профессиональное содержание снегоходной трассы на всех этапах, начиная от строительства и создания первоначальной основы, поддерживающего ухода в течение всего сезона до окончания сезона - залог содержания долговечной и безопасной трассы, которая принесет удовольствие спортсменам - профессионалам и любителям лыжного спорта. Для успешной подготовки трассы важно поддерживать контакт с операторами снегоходов и лыжниками, чтобы понимать, насколько трасса соответствует требованиям, правильно расставлять приоритеты и грамотно распоряжаться бюджетом для ухода за трассой.