Найти в Дзене
Экономир

5 сил Портера (как создать надежную и долгоиграющую стратегию бизнеса)

Как создать надежную и долгоиграющую стратегию бизнеса Согласно модели экономиста Майкла Портера, на бизнес влияют следующие факторы: Вышеперечисленные факторы делятся на: Несложно догадаться, что, чем меньше давления данных сил, тем более рентабельным является бизнес. Давайте разберем каждый из факторов: Себестоимость товаров, количество выпускаемой продукции и ассортимент напрямую зависят от поставщиков, что в свою очередь влияет на прибыль. Например, если поставщик повысит цены, предоставит низкокачественное сырье, не сможет выполнить заказ в срок или откажется от сотрудничества, это негативно скажется на прибыли компании. Поставщики могут существенно повлиять на прибыль при следующих обстоятельствах: - Ограниченные возможности поставщиков, например, при монопсонии, когда имеется только один покупатель. - Недостаточное предложение сырья для удовлетворения спроса заинтересованных компаний. - Длительный и дорогостоящий процесс поиска альтернативных поставщиков и реорганизац

Как создать надежную и долгоиграющую стратегию бизнеса

Согласно модели экономиста Майкла Портера, на бизнес влияют следующие факторы:

  1. Давление поставщиков.
  2. Давление покупателей.
  3. Давление действующих конкурентов (внутренняя конкуренция).
  4. Угроза появления новых конкурентов.
  5. Товары-заменители (субституты).

Вышеперечисленные факторы делятся на:

  • Горизонтальная конкуренция (продукты - заменители)
  • Вертикальная конкуренция ( влияние клиентов и рыночная власть поставщиков)

Несложно догадаться, что, чем меньше давления данных сил, тем более рентабельным является бизнес.

Давайте разберем каждый из факторов:

  • Давление поставщиков

Себестоимость товаров, количество выпускаемой продукции и ассортимент напрямую зависят от поставщиков, что в свою очередь влияет на прибыль. Например, если поставщик повысит цены, предоставит низкокачественное сырье, не сможет выполнить заказ в срок или откажется от сотрудничества, это негативно скажется на прибыли компании.

Поставщики могут существенно повлиять на прибыль при следующих обстоятельствах:

- Ограниченные возможности поставщиков, например, при монопсонии, когда имеется только один покупатель.

- Недостаточное предложение сырья для удовлетворения спроса заинтересованных компаний.

- Длительный и дорогостоящий процесс поиска альтернативных поставщиков и реорганизации логистики, особенно если сырье редкое или существуют договорные обязательства.

- Поставщики отдают приоритет другим аспектам своей работы, что приводит к снижению прибыльности компаний, которые зависят от поставок сырья.

  • Давление покупателей

Покупатели постоянно ищут улучшенные и более доступные продукты, что заставляет производителей повышать качество или снижать цены, что приводит к снижению прибыли. Изменение предпочтений покупателей требует постоянного мониторинга, чтобы оставаться актуальными и не терять их интереса. Когда конкуренты предлагают аналогичные продукты по сопоставимым ценам, потребители могут легко переключаться между брендами, вызывая колебания доли рынка. Следовательно, прогнозирование будущих доходов становится затруднительным из-за нестабильности прибыли. Расширение возможностей покупателя усиливает конкуренцию между производителями, а эластичность продукта влияет на уязвимость поставщиков к настроениям покупателей.

  • Давление действующих конкурентов

Внутриотраслевая конкуренция отрицательно влияет на прибыль из-за необходимости увеличения затрат на рекламу, улучшения качества продукции, снижения или стабильности цен, расширения ассортимента продукции, инвестиций в исследования рынка и тестирования новых продуктов. Факторы, способствующие усилению конкуренции, включают наличие множества компаний с одинаковыми объемами продаж, стагнацию или снижение роста рынка, минимальную дифференциацию продуктов, ведущую к легкому переключению потребителей, скоропортящиеся товары, требующие снижения цен, и высокие барьеры выхода. Стабильность прибыли компании улучшается по мере того, как в нише становится все меньше и больше дифференцированных игроков. Высшим уровнем ограниченной конкуренции является монополия, за которой следует олигополия, при которой на рынке доминируют несколько крупных поставщиков.

  • Угроза появления новых конкурентов

Как правило, новые производители выводят на рынок инновационные технологии, что приводит к созданию более экономически эффективного, современного и экологически чистого производства, а также к лучшему удовлетворению потребностей клиентов. Чтобы оставаться конкурентоспособными, компаниям необходимо больше инвестировать в производство и маркетинг, что приводит к увеличению затрат и снижению прибыли.

  • Давление товаров - заменителей

Большинство продуктов или услуг можно заменить альтернативами, отвечающими тем же потребностям потребителей. Эти заменители могут не являться напрямую конкурирующими продуктами, а скорее предлагать схожие решения. Например, вместо того, чтобы пойти в ресторан, можно пойти в кино или театр на вечернее развлечение. Точно так же вместо того, чтобы покупать средство от секущихся кончиков, можно посетить салон красоты для подравнивания. Когда продажи продукта-заменителя увеличиваются, это, естественно, приводит к снижению продаж другого продукта. Следовательно, производители должны повышать качество, развивать свой бренд, инвестировать в маркетинг и рекламу и дифференцироваться как от прямых, так и от косвенных конкурентов, чтобы доказать ценность своего продукта.

Для чего это всё?

Для предпринимателей, которые собираются начать свой бизнес, анализ пяти сил Портера на начальном этапе поможет выявить потенциальные риски, которые могут повлиять на будущую прибыль, оценить уровень конкуренции в сегменте рынка и определить, стоит ли входить в эту конкретную нишу.

Для солидных компаний использование модели Портера может помочь в управлении рисками, принятии соответствующих мер и поддержании прибыльной деятельности.