В ночь на 16 июня 2001 года в Воронеже на улице Моисеева произошла страшная трагедия. На компанию молодых ребят, ведущих актёров ТЮЗа напали. Александр и Наталья М. погибли. Александр С. и Виктория А. получили ножевые ранения. Все, кто помнит ту историю, говорят, что более нелепое преступление трудно даже вообразить.
Случившееся шокировало город. Ребята были на пике своей жизни и карьеры. Молодые, красивые, талантливые. Сиротой осталась десятилетняя девочка. Из-за чего произошла дикая расправа и как нашли преступников — в материале «МОЁ!».
Плохая примета
Незадолго до несчастья в гримёрке у Александра М. разбилось зеркало. А он не верил в приметы и отмахнулся. Мама его жены Наташи рассказывала уже после случившегося, как её дочь всё к ней приставала: «Мама, посмотри на меня: я красивая? Я ведь молодая буду лежать в гробу…» Женщина считала, что дочь будто сама накликала на себя беду.
Все вспоминали финальную сцену их последнего спектакля «Синяя птица», где Хлеб и Вода со всеми прощались. «Мы с вами никогда не увидимся», — задумчиво произносил Саша-Хлеб. А Наташа-Вода тихо добавляла: «Я буду приходить к вам в каплях дождя, в брызгах фонтанов…»
Спектакль «Синяя птица», который они репетировали, но так и не сыграли, всё-таки вышел. Там были уже другие актёры. Но, несмотря на прекрасную постановку и роскошные костюмы, он не прижился и очень быстро сошёл со сцены. Это связывали с тем, что трагедия Наташи и Саши всё же над ним довлела.
Что это было?..
Компания друзей возвращалась домой за полночь. За тринадцатой школой, неподалёку от дома № 71 по улице Моисеева, там, где в то время шла стройка, и произошла роковая встреча.
…Наташе М. нанесли множественные ранения в грудь и спину, и она умерла первой. Её муж Саша, тоже получивший множественные ножевые ранения, единственный не потерял сознания. Он смог доползти до дома, который был в двух шагах, и вызвать скорую. Но этот путь отнял у него последние силы — он истёк кровью. Ему сделали операцию, но под утро мужчина умер. У Александра С. оказалась сильно повреждена брюшная полость. Операция по его спасению длилась почти три часа. Он долго находился в реанимации: медики не давали никаких гарантий, но он выжил. Вика А. пострадала меньше всех — ей лишь порезали бедро. Женщине наложили швы и отпустили домой. Но она долго не могла прийти в себя и внятно объяснить, что же, собственно, произошло.
Последняя репетиция
— То утро после трагедии я хорошо помню, хоть прошло больше 20 лет, — вспоминает коллега ребят, бывшая тогда актрисой ТЮЗа, Татьяна Беляева. — Это было накануне отпуска. Одна из последних репетиций «Синей птицы». Сидим, ждём — Наташи с Сашей нет. Они люди обязательные — ни разу такого не было, чтобы пропустили репетицию. Позвонить некуда, сотовых тогда не было.
Ждали час. И тут прокатился слух: с ребятами беда. Решили съездить к ним домой… Первой реакцией был ужас. Я до сих пор не могу говорить об этом спокойно. Это был шок! Мы не могли поверить в случившееся до тех пор, пока ребят не привезли в ТЮЗ и мы не увидели их в гробу, — вытирает слёзы Татьяна.
Оставшиеся в живых из той компании потом рассказывали, что в тот день захотели расслабиться. После репетиции посидели в гримерке — выпили пива, потом пошли гулять. В парке Живых и мёртвых выпили ещё, потом зашли в павильон «Турандот», что был неподалёку, и ещё выпили.
— Алкоголь не был целью. Это было просто веселье, молодой кураж: Вике было 32 года, Саше 36. На дворе лето, впереди отпуск… Наутро была репетиция. А это святое, и нужно было быть в форме. Около полуночи, когда произошло несчастье, они возвращались домой, чтобы лечь спать, — уверена Татьяна.
По воспоминаниям коллег, время для артистов театра было тогда непростое. Людям по полгода не платили зарплату. По словам друзей М., их семья, чтобы прокормиться, выращивала капусту и продавала её по разным городам.
— Я был на похоронах. Прощание проходило в ТЮЗе. Зимний сад был забит людьми. Было жарко и как-то нестерпимо от всего происходящего, — вспоминает журналист Павел Лепендин, который в своё время часто встречался с ребятами и много о них писал. — М. были очень фактурной и талантливой парой.
Некоторые шли в театр специально на Наташу. Помню, в студенчестве мы смотрели спектакль «Наш городок», где она играла главную героиню. Оторваться от неё было невозможно: яркая, красивая, талантливая! Режиссёры её привечали, давали ведущие роли. Саша в актёрских рамках стал чувствовать себя тесно и занялся режиссурой. Ставил антрепризные спектакли, которые становились событиями. Даже Дашу — дочку — выводили на сцену... Они были востребованными, у них было всё впереди. И вдруг такое… — сокрушался Павел.
— Самое жуткое воспоминание тех дней: мы приехали на похороны в Давыдовку, на родину ребят. В доме на табуретках стояли два гроба, между ними сидела их 10-летняя дочь и розой отгоняла мух… — вспоминает Татьяна Беляева.
Плохой сценарий
Для расследования преступления, в результате которого погибли известные в городе люди, была создана большая оперативно-следственная группа. Приезжали даже представители Генеральной прокуратуры курировать работу правоохранителей. Сергей Калинин в 2001 году возглавлял криминальную милицию Ленинского РОВД и был одним из тех, кто искал убийц.
— На месте преступления, честно говоря, мы мало что смогли почерпнуть. На первых порах вообще казалось, что мы не раскроем это преступление, — делился он с журналистом. — Очевидцы говорили какие-то несущественные вещи. Всё произошло быстро, в темноте, лиц нападавших не запомнили. Вспоминали, что конфликта как такового не было: шли, поравнялись, кто-то кого-то толкнул, — вспоминал Калинин.
Спонтанное преступление, совершённое без свидетелей, — очень трудная задача для сыщиков. Однако жестокость, с которой оно было совершено, наводило на мысль, что нападавший из криминального мира.
— Отрабатывался весь судимый контингент района. Прочёсывались все притоны, все злачные места. Устанавливали людей, недавно освободившихся. Привозили их в РОВД, беседовали. Проверяли их алиби. Работа была колоссальной: опросили около семи тысяч человек, — делился с корреспондентом «МОЁ!» Сергей Калинин.
Человек в чёрном
И в какой-то момент операм повезло: нашёлся свидетель, который за несколько минут до убийства видел недалеко от 13-й школы одного из местных мелких криминальных авторитетов. Составили фоторобот. Человек с такими приметами отыскался в милицейской картотеке: трижды судимый 29-летний Юрий Терентьев. Освободился недавно. Жил квартирными кражами. Сложность в его поиске заключалась в том, что у него не было прописки, обретался у знакомых, нигде подолгу не задерживаясь. 5 июля 2001 года, меньше чем через месяц после случившегося, его задержали у 20-летней подруги.
— Я с ним общался. Он был спокоен — не мельтешил. Запомнилось, что он был одет очень элегантно: весь в чёрном — пиджак, брюки, рубашка. Молодой парень держался с достоинством, в своём мире он был не последним человеком, — вспоминает Калинин.
Поначалу он сознался в убийстве.
— Рассказывал, что его толкнули и это его страшно возмутило. Настроение и так было скверным: не получилось добыть дозу — он был наркоманом. А тут кто-то грубо толкнул его плечом… Это как в рулетке: предусмотреть было ничего нельзя, — уверен Сергей Калинин.
«Он выхватил нож»
Последним живыми актёров видел сторож, охранявший стройку у дома № 75 по улице Моисеева. Он находился в своей сторожке напротив дома № 69 и в начале первого ночи вышел на оголтелый лай собак.
Из материалов дела, показания свидетеля:
«Мимо шли четверо ребят. Парень, одетый в черно-белый свитер, который шёл последним, притормозил, поднял с земли камень и швырнул его в собак. Я стал его ругать — он мог угодить в стоявшие рядом машины. Парень миролюбиво извинился, махнул рукой и пошёл догонять своих. Компания ждала его перед палисадником, с торца дома № 71. Они были весёлые — пошли дальше по тёмной аллее. Я стал успокаивать собак. Затем услышал мужские голоса и ругань, что-то вроде: «Отойди от меня, козёл!» Затем какая-то возня, шуршание ног. Женских голосов я не слышал, потому что собаки продолжали лаять. Через некоторое время из темноты выскочили двое парней ростом примерно 165 — 173 см и побежали в сторону павильона «Турандот». Они бежали легко, как могут только молодые люди.
Минуты через три из темноты раздался женский крик и мольбы о помощи… Около бетонного ограждения между деревьями лежали парень и девушка. Парень стонал, а девушка была в шоковом состоянии и звала какую-то Наташу. Возле тропинки, ведущей в школу № 13, на земле лежала ещё одна девушка, она не двигалась».
Из материалов дела, показания подельника Терентьева:
«…Рядом с девятиэтажкой, где густые кусты со всех сторон, а между ними тропа, мы встретили двух парней и двух девушек. Они громко разговаривали и смеялись. Видно было, что пьяные. Терентьев шёл немного впереди. Он столкнулся со здоровым парнем, задевшим его плечом. Этот здоровяк затеял конфликт и стал кричать, что «свернёт ему башку». Я пытался оттащить Терентьева, но он выхватил нож…»
Чужая роль
— Я была на судебном заседании, где зачитывались обстоятельства дела, — вспоминает Татьяна Беляева. — Этот парень — подсудимый — возвращался с приятелем, пытаясь приобрести наркотики. Ему подарили нож, он хотел его заложить или продать, но его никто не взял. Он был взвинчен и расстроен, а тут на пути попалась весёлая компания…
Когда я его увидела в процессе, захотелось крикнуть: «Ой, только не ты!» Я представляла себе амбала и монстра, ведь Саша был очень крупным и сильным человеком. А на скамье подсудимых сидел субтильного вида паренёк невысокого роста, светленький, с ясными глазами. Все на него хотели посмотреть, а когда видели, разводили руками: «Как?..»
Про этого преступника я слышала, что он с тяжёлой судьбой. Попал в тюрьму по малолетке за воровство. На нём было 40 краж. Освободился, а мать умерла, жить негде… Я ничего не утверждаю, но, на мой взгляд, он не тянул на роль злодея. Сначала сознался в убийстве, а в суде от всего отказался. Заявил, что оговорил себя под пытками, — вспоминала Беляева.
12 июля 2002 года областной суд под председательством судьи Андрея Сорокина приговорил Юрия Терентьева к 25 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, причём первые восемь лет — в тюрьме.