В Беларуси тоже есть День народного единства, и общее у двух праздников — это антипольская тема. И воссоединение Западной Беларуси 17 сентября 1939, и взятие Москвы 4 ноября 1612 были не просто справедливыми действиями, а освобождением от польской оккупации. Но праздник, конечно, имеет и современный контекст.
Почему праздник нужен именно сейчас?
СВО могла пойти либо по пути создания буферного государства, условной «левобережной Украины», либо по пути прямого включения территорий в состав РФ. Был выбран второй вариант, на что повлиял длительный характер войны и ряд проблем на первом этапе. После чего новые территории получили статус субъектов Российской Федерации, а не стали частью буфера, как Донецк и Луганск на протяжении 8 лет.
Отсюда встал следующий вопрос — единства старых и новых областей. Если вопрос с Крымом был воспринят однозначно положительно, включение ЛНР и ДНР в состав России было также победой и долгожданным официальным признанием, то в отношении Херсона и Запорожья, а в перспективе — Харькова, Днепропетровска, Одессы стоит задача встроить в российскую систему бывших граждан другого государства.
Так понятие «единства» получило вполне практическое значение. И одновременно — достаточно жесткие идеологические рамки, потому что речь идет уже не о восстановлении СССР по модели союзных республик, а о полном включении территорий в состав России, «восстановлении Российской Империи», как это называет часть российского руководства. Таким образом праздник 4 ноября, который был частично противопоставлен советскому прошлому, получил новое, более широкое и важное значение.
Что именно отмечают?
Это дата, когда народное ополчение Минина и Пожарского вернуло контроль над Московским гарнизоном, выбив оттуда поляков в 1612-м. Обратите внимание, что слова «народное ополчение» не просто так использовались в отношении вооруженных сил ЛНР и ДНР. Ключевой идеей СВО является тот факт, что люди самостоятельно организовались и выступили против незаконной Киевской власти, которая была свергнута госпереворотом, а остальная Россия им помогла. Очень условно это можно сравнить с захватом Москвы Лжедмитрием и затем формированием нового, неподконтрольного «народного» центра в Нижнем Новгороде, откуда начался поход на столицу. Поэтому для праздника сейчас удачный политический фон.
А вот до СВО праздник подвергался немалой критике, потому что предлагалась другая идея — примирения в России «красных» и «белых», но на «белых» позициях. Что вызывало постоянные ожесточенные споры, которые вряд ли приносили пользу. Вместо единства они показывали раскол — было понятно, что части элит нравится игра в Российскую Империю и новое дворянство, а левая оппозиция воспринимает это в штыки и по-старому отмечает 7 ноября. Такой праздник народного единства было очень сложно продать «на экспорт» в Украину, поскольку он отражал различия во мнениях, а не общую русскую идею. Теперь контекст (и восприятие праздника) изменилось в лучшую сторону.
Может ли повториться «русская смута»?
Этим часто пугают, но происходит подмена понятий — сегодня под «смутой» в России понимают вовсе не события 17 века, а февраль и октябрь 1917 года. Все три русские революции официально воспринимаются как однозначно негативные явления, «развал государства», «предательство», «внешнее влияние». О позитивной роли Октября практически не говорят, хотя именно смена внешней политики России, новая идеология самоопределения наций позволила добровольно, а не штыками собрать территории, которая разбитая войной Российская Империя больше не могла контролировать. А вот Белое движение, которое мыслило только в рамках военного контроля территорий и для этого блокировалось с интервентами, проиграло везде.
О «новой русской смуте» немало говорили во время захвата Ростова ЧВК «Вагнер» и выступления Пригожина на Москву. Но исторический контекст настоящей смуты 1612 года был другим — Россия являлась феодальным государством, которое в принципе является децентрализованным и части которого живут сами по себе. В столице может сидеть кто угодно: поляки, литовцы, самозванцы, — но при этом «центр» ничем не управляет, кроме большого города, где размещен гарнизон. Другие части страны не признают узурпаторов законной династической властью, что случалось в европейской истории (или в истории Золотой Орды) неоднократно.
В таких условиях люди русские тоже организовались не сами, а на деньги церкви и купеческой олигархии. Православная церковь (она же коллективный феодал) увидела в поляках-католиках смертельную угрозу, и поэтому профинансировала ополчение. А Нижний Новгород — опорная точка ополчения — являлся Рублевкой того времени, богатым торговым районом, где проводились ежегодные ярмарки и жили местные купцы. В условиях слабой центральной власти именно церковь и купцы выступили силой, которая позволила вооружить людей, нанять войска и вернуть контроль над столицей.
Как Россию видит Запад?
Американцам глубоко безразличны локальные идеи в виде абсолютных монархий, восточных деспотий, военных хунт, фашистских режимов, даже племенных союзов людоедов — если речь идет о союзниках: от Пиночета до Гаити и Саудовской Аравии. Однако только Россию обвиняют во всех смертных грехах, где номером один идут исторические «преступления» — от угнетения внутренних народов России и вплоть до «оккупации» Европы после Великой Отечественной войны.
Но эта риторика не имеет ничего общего с реальными оценками. В 1990-е к РФ относились примерно как к оккупированному Ираку — это был не противник (а во многом союзник), задачей которого было приватизировать недра и совместно продавать нефть. Примерно такое будущее РФ и ждало, если бы не действия Владимира Путина, который постепенно вернул стране суверенитет.
В итоге от роли «страны-бензоколонки» на западе полностью отказались, потому что стоит задача, наоборот, разорвать все энергетические связи ЕС с Россией. По нефти вопрос уже почти решен, с газом ситуация сложнее, с ураном — практически нерешаемо. Тем не менее, лет за 10-15 американцы планируют выстроить новый железный занавес, чтобы продавать энергоносители в Евросоюз либо самим, либо через союзников по квотам.
С точки зрения США, роль России в мире должна плавно снижаться за счет внутреннего ослабления. На страну вешают длительные военные расходы (даже после завершения горячей фазы СВО придется выстраивать больше 1000 километров военной инфраструктуры), и одновременно пытаются снизить доходы от нефти и газа. Понятно, что взорвать трубопроводы в Турцию и Китай, как Северный поток, американцы не смогут, но когда у России будет всего 2-3 монопольных покупателя, это сильно ударит по ценам. Также за счет активных боевых действий американцы по капле вымывают трудоспособное население — происходит трудовая миграция либо прямые демографические потери. Все это накладывается на социальные проблемы, рост наркомании и преступности в отдельных социальных группах и регионах. Как показала СВО, по-прежнему остаются западные расчеты на терроризм, сепаратизм, особую позицию тех или иных национальных групп.
Исходя из праздников, получается, что главный исторический враг Беларуси и России — это Польша?
Дело, конечно, не в польском народе, с которыми белорусы веками жили бок о бок, а в польской элите. Польша, обычно с помощью союзников — Франции и Англии — всегда пытаться играть значительно большую роль в регионе, чем может реально вытянуть. Что закономерно оборачивалось крахом польской государственности во время разделов Речи Посполитой, Наполеоновских войн, а затем в 1930-е.
Польское руководство искренне считает себя форпостом запада, миссия которого — сдерживать Россию и претендовать на влияние на смежных территориях. Традиционно под ними понимают Украину и Беларусь, но сегодня Польша активно работает в так называемой Вышеградской группе и в Бухарестской девятке. Это бывшие страны Варшавского договора, где после ухода русских случился вакуум власти, и которые одним махом попали под влияние США. Польша на фоне Прибалтики, Румынии, Болгарии и балканских стран выглядит благополучно, и вокруг нее постепенно собирается новый военный блок, который притягивает ресурсы и людей из бывших социалистических государств. Разумеется, этот блок (своего рода маленькое НАТО на востоке) будет направлен против России, поэтому антипольские праздники еще долго не потеряют актуальность.
Автор: Андрей Лазуткин